Методические указания для выполнения лабораторных работ по неорганической химии
методическая разработка (химия) на тему

В работе содержатся методические рекомендации к выполнению работ по общей и неорганической химии для учащихся 1 курса СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_po_khimii.docx90.43 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Методические указания для выполнения лабораторных работ по  неорганической химии

для специальностей:

Компьютерные системы и комплексы,

Компьютерные сети,

Земельно-имущественные отношения

г.о.Электросталь

 2014

Работа 1. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Вещества подразделяются на простые и сложные. Простые вещест- ва состоят из атомов одного химического элемента, а сложные – из ато- мов различных элементов. Сложные вещества называются химическими соединениями.

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА подразделяются на металлы и неметаллы.

К  неметаллам  относятся  вещества,  образованные  атомами  двадцати двух химических элементов:        водорода, благородных газов, галогенов,

кислорода, серы, селена, теллура, азота, фосфора, мышьяка, углерода,

кремния, бора. Все остальные химические элементы и их простые веще-

ства – металлы.

Металлы в химических реакциях только отдают электроны, то есть являются восстановителями, поэтому в соединениях их атомы находят-

ся только в положительных степенях окисления. Неметаллы в реакциях могут принимать и отдавать электроны, т.е. вести себя и как окислите- ли, и как восстановители, поэтому степени окисления неметаллов в со-

единениях могут быть как отрицательными, так и положительными.

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА (химические соединения) очень много- численны и разнообразны по составу и свойствам. Изучение веществ облегчает их классификация, так как, зная особенности класса соедине-

ний, можно охарактеризовать свойства их отдельных представителей.

Основными классами неорганических соединений являются окси-

ды, гидроксиды и соли.

Оксидами называются бинарные соединения химических элемен-

тов с кислородом, в которых степень окисления кислорода равна –2.

По  химическим свойствам оксиды подразделяются на  солеобра- зующие и несолеобразующие или безразличные (СО, NO, N2O). Соле- образующие оксиды, в свою очередь, подразделяются на основные (Na2O, CaO, FeO и др.), кислотные (SO2, SO3, SiO2, CO2  и т.д.) и амфо- терные (ZnO, Al2O3 Сr2O3, SnO и др.).

Гидроксидами  являются  соединения  солеобразующих  оксидов  с

водой. По типу и продуктам электролитической диссоциации в водных растворах и по химическим свойствам гидроксиды подразделяются на

основания (NaOH, КOH, Mg(OH)2, Ba(OH)2, Fe(OH)3  и др.), кислоты (H2SO3, H2SO4, HNO3, H3РO4, HСlO4  и др.) и амфотерные гидроксиды, или амфолиты (Be(OH)2, Zn(OH)2, Sn(OH)2, Sn(OH)4, Al(OH)3, Cr(OH)3, Mn(OH)4 и др.).


Cоли представляют собой продукты замещения атомов водорода в кислоте на металл или гидроксид-анионов в основаниях на кислотный остаток. Согласно теории электролитической диссоциации, солями на- зываются вещества, при диссоциации которых образуются катионы ме- таллов (а также NH4+- катион аммония) и анионы кислотных остатков. Соли        подразделяются        на        нормальные,        или        средние        (Na2SO4,        K2S, Na2SiO3  и др.), кислые, или гидросоли (NaHCO3, KHSO4, NaHS и др.), основные, или гидроксосоли (ZnOHCl, (CuOH)2CO3, AlOH(NO3)2  и т. д.), двойные (KNaCO3, KAl(SO4)2 и др.), смешанные (СаСlOCl, или СаOСl2, Sr(HS)Cl и др.) и оксосоли (SbOCl, BiONO3, TiOCl2 и др.).

Существуют соединения, которые не относятся к основным клас-

сам веществ: гидриды, карбиды, нитриды, сульфокислоты и сульфосо- ли, комплексные соединения и др. Они изучаются на занятиях по химии элементов и их соединений.

Опыт 1. Получение и свойства водорода

Водород входит в состав кислот, оснований, кислых и основных солей и наиболее распространенного на Земле вещества – воды. Он при- меняется как восстановитель при получении металлов и во многих ор- ганических синтезах. В недалеком будущем водород будет использо- ваться как горючее вместо бензина, керосина, мазута, газа и угля, так как при его горении не образуется вредных примесей. Водород в про- мышленности получают конверсией метана, электролизом воды, а в ла- бораториях – из кислот при их взаимодействии с металлами.

В пробирку поместить 2–3 гранулы цинка и прилить соляной ки- слоты до 1/3  объема пробирки. Выделяющийся водород в течение 3–4 мин собирать в перевернутую вверх дном более широкую пробирку. Не переворачивая пробирку, поднести к ней горящую спичку. Водород за- горается с легким звуком «па».

В отчете написать уравнение реакции цинка с соляной кислотой, указать окислитель и восстановитель, составить электронные схемы окисления и восстановления. Объяснить, почему выделяющийся водо- род необходимо собирать, держа пробирку отверстием вниз. Указать, какие металлы, кроме цинка, можно использовать для получения водо- рода из соляной кислоты.


Опыт 2. Получение и свойства кислорода

Кислород – самый распространенный на Земле химический эле- мент: около половины (47 % по массе) вещества земной коры приходит- ся на кислород. Без кислорода невозможна жизнь, так как он поддержи- вает дыхание человека и животных. С его помощью сжигают топливо, получая тепло и электроэнергию. Кислород содержится в воздухе и в химических соединениях – воде, оксидах, гидроксидах, солях, органи- ческих веществах. Для промышленных целей кислород получают рек- тификацией жидкого воздуха, а в лабораториях – из веществ, которые при нагревании разлагаются с его выделением (KMnO4, KClO3, BaO2).

В  сухую  пробирку  поместить  два  микрошпателя  хлората  калия

KClO3 (бертолетова соль), опустить в неё тлеющую лучинку. Пробирку нагреть на спиртовке. Через некоторое время от начала нагревания тлеющая лучинка вспыхивает. Повторить опыт со смесью бертолетовой соли и оксида марганца (IV), смешанных в соотношении приблизитель- но 4:1 по объему порошков.

В отчете записать уравнение разложения KClO3 и объяснить, поче- му вспыхивает тлеющая лучинка. Объяснить, почему во втором опыте время от начала нагревания пробирки до вспыхивания лучинки меньше, чем в первом. Какую роль во втором опыте играет оксид марганца (IV)?

Опыт 3. Получение и исследование свойств малорастворимых оснований

Большинство металлов, кроме щелочных и щелочно-земельных, образуют малорастворимые в воде основания. Они применяются как сорбенты, катализаторы, красители и как исходные вещества при полу- чении солей, оксидов и других соединений.

Из имеющихся реактивов получить малорастворимые основания: гидроксид меди (II), гидроксид никеля (II) и гидроксид железа (III). На- писать уравнения реакций, указать цвет осадков.

Пробирку с гидроксидом меди (II) подогреть на спиртовке до изме-

нения цвета осадка (потемнения). Написать уравнение реакции разло-

жения Cu(OH)2 при нагревании.

Из остальных трех пробирок осторожно слить жидкость и к остав-

шимся осадкам добавлять по каплям соляную кислоту, наблюдать ис-

чезновение осадков. Написать уравнения протекающих реакций.

.

Работа 2 . ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Многие химические реакции при одной и той же температуре в за- висимости от соотношения реагентов могут самопроизвольно протекать как в прямом, так и в обратном направлении. Такие реакции называются обратимыми. В обратимых реакциях существует общий предел и пря- мой и обратной реакции, который называется состоянием химического равновесия.

В химической кинетике состоянием химического равновесия назы-

вается такое состояние, при котором скорость прямой реакции стано- вится равной скорости обратной. В состоянии равновесия сколько мо- лекул (или других частиц) продукта реакции в единицу времени образу- ется, столько их и разлагается, т.е. химическое равновесие является ди- намическим, или подвижным. Таким образом, в состоянии химического равновесия концентрации всех веществ (реагентов и продуктов) явля- ются  постоянными и  не  изменяются до  тех  пор,  пока  не  изменятся внешние условия проведения реакции.

Концентрации реагентов (исходных веществ) и  продуктов в  со-

стоянии химического равновесия называются равновесными.

Признаки химического равновесия следующие: 1) cостояние сис- темы не зависит от того, с какой стороны она подходит к равновесию – со  стороны  исходных  веществ  или  со  стороны  продуктов  реакции;

2) состояние системы остается неизменным при отсутствии внешних воздействий; 3) оно изменяется при изменении внешних условий, сколь бы малы они ни были.

При изменении условий, в которых находится система (температу-

ры, давления, концентрации), химическое равновесие нарушается. Через некоторое время в системе устанавливается новое химическое равнове-

сие, соответствующее новым условиям. Переход из одного равновесно-

го состояния в другое называется сдвигом или смещением равновесия.

Направление смещения равновесия в результате изменения внеш- них условий определяется принципом Ле Шателье: если находящаяся в равновесии система подвергается внешнему воздействию, равновесие смещается в том направлении, которое способствует ослаблению этого воздействия.

Давление. Давление влияет  на  равновесие обратимых реакций  с участием газообразных веществ. При повышении давления равновесие

смещается в направлении образования веществ с меньшим объемом; при понижении давления равновесие смещается в направлении образо- вания веществ с большим объемом. Например, в реакции синтеза ам-

миака

N2 + 3H2 ' 2NH3

объем продукта в два раза меньше объема реагентов. Поэтому равнове- сие этого обратимого процесса при увеличении давления смещается в сторону образования NH3, а при уменьшении давления – в сторону его разложения.


Температура. При повышении температуры химическое равнове- сие смещается в направлении эндотермической реакции, а при пониже- нии температуры – в направлении экзотермической реакции. Например, та же реакция синтеза аммиака является экзотермической. Поэтому при повышении температуры её равновесие смещается в левую сторону (ам- миак разлагается), а при понижении – направо (аммиак образуется).

Концентрация. При повышении концентрации одного из исходных веществ равновесие смещается в направлении образования продуктов

реакции; при повышении концентрации одного из продуктов реакции равновесие смещается в направлении образования реагентов.

В качестве примера рассмотрим контактный метод получения сер-

ной кислоты:

2SO2 + O2 ' 2SO3        SO3 + H2O = H2SO4,

в котором желательно возможно более полное превращение оксида се- ры (IV) в оксид серы SO3  (VI) в первой (обратимой) реакции. Для уве- личения выхода SO3  можно увеличить концентрацию SO2  в исходной реакционной смеси. Однако это нерентабельно и экологически вредно, так как избыток SO2  будет выбрасываться в атмосферу. Поэтому реак- цию проводят при избытке воздуха, обогащенного кислородом. В ре- зультате достигается смещение равновесия вправо, то есть более полное превращение SO2 в SO3.

В ионообменных реакциях между растворенными веществами рав-

новесие смещается в сторону образования осадков, газов или слабых электролитов. Если такие вещества находятся в обеих частях уравнения

реакции, то вопрос о смещении равновесия решается расчетом констан-

ты равновесия.

Опыт 1. Смещение равновесия в растворе аммиака

В две пробирки налить по одной трети дистиллированной воды, по

5 капель фенолфталеина и по 2–3 капли раствора аммиака. Отметить цвет растворов. Одну пробирку оставить для сравнения, а в другую до-

бавить 3–4 микрошпателя хлорида аммония и размешать раствор. Как и почему изменилась интенсивность окраски? Написать схему равновесия в водном растворе аммиака и объяснить его смещение при добавлении

кристаллического хлорида аммония.

Опыт 2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА

ЗАДАННОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

В химической практике, а также в быту часто возникает необходи- мость в приготовлении растворов различной концентрации. Способов приготовления растворов много, но каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками.

Например, приготовление раствора по «правилу креста» не требует сложных расчетов, но довольно велика относительная погрешность приготовления (до 10 %).

Раствор можно приготовить с помощью фиксанала. Фиксанал – это

герметично запаянная стеклянная ампула с точно взятой навеской сухо- го вещества или точным объемом кислоты. В этом случае достигается самая высокая точность концентрации приготовления, но из-за высокой стоимости фиксаналов растворы на их основе готовят в редких случаях

– для проведения особо точных анализов.

Наиболее оптимальным является способ, когда более концентриро- ванный раствор разбавляют водой до заданной концентрации. Это про- стой способ, позволяющий готовить растворы с довольно высокой точ- ностью.

Для приготовления раствора необходимо знание различных спосо- бов выражения концентрации и умение переходить от одного способа к другому.

Наиболее распространены пять способов выражения концентрации растворов: 1) массовая доля растворенного вещества – масса растворен- ного вещества, содержащаяся в 100 массовых частях раствора; 2) мо- лярная концентрация – количество вещества в одном литре раствора;

3) молярная концентрация эквивалента (эквивалентная концентрация) –

количество  эквивалентных  масс  вещества  в  одном  литре  раствора;

4) моляльность – количество вещества в одном килограмме растворите-

ля; 5) титр – масса растворенного вещества в одном мл (см3) раствора

 

Целью работы является приготовление трех растворов заданной концентрации путем растворения тердого вещества в воде, разбавления раствора и добавления твердого вещества к имеющемуся раствору.

Необходимо приготовить раствор заданной концентрации.

Варианты заданий

Номер варианта

Растворенное вещество

Масса раствора  №1, г

Массовая доля растворенного вещества,%

В растворе №1

В растворе №2

В растворе №3

1

Хлорид натрия

50

10

6

8

2

Хлорид натрия

30

20

8

12

3

Сахар

70

5

4

6

4

Сахар

80

8

6

10

Приготовление раствора № 1. Рассчитайте массу твердого вещества и воды. Отвесьте вещество и перенесите его в мерную колбу. Рассчитейте объем воды, отмерьте его мерным цилиндром, притлейте к вешеству и перемешайте.

Приготовление раствора № 2. Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к раствору № 1, чтобы получить данный раствор. Переведите вычисленную массу в объем и добавьте к исходному раствору.

Приготовление раствора № 3.Рассчитайте массу твердого вещества, которое следует добавить к раствору № 2, чтобы получить раствор № 3 большей концентрации. Взвесить, добавить, растворить.

 Сколько граммов растворов № 2 и № 3 получено?

.


Работа 3 . ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

При растворении солей в воде, наряду с процессами электролити- ческой диссоциации с образованием гидратированных ионов, протекают реакции взаимодействия ионов соли с водой их гидратных оболочек. Этот процесс называется гидролизом солей. В результате гидролиза смещается равновесие электролитической диссоциации воды, приводя- щее к изменению рH среды, которое можно определить с помощью ин- дикаторов.

Гидролиз является результатом поляризационного взаимодействия ионов с их гидратной оболочкой. Чем сильнее поляризующее действие

ионов и больше их поляризуемость, тем в большей степени протекает гидролиз. Сильное поляризующее действие оказывают небольшие по

размеру многозарядные ионы; обычно это катионы слабых оснований. Сильно поляризуются большие по размерам анионы – кислотные остат- ки слабых кислот.

Различают несколько типов гидролиза солей.

1. Соли, образованные сильными основаниями (щелочами) и силь-

ными  кислотами,  не  подвергаются  гидролизу.  Растворы  таких  солей

(NaCl,        2. Соли, образованные сильными основаниями (щелочами) и слабыми кислотами,гидролизуются по аниону, так как анион образует с ионами водорода слабую кислоту. Cреда раствора в этом случае щелочная (рН > 7):

КСN + H2O=  HCN + KOH – молекулярное уравнение гидролиза

CN- + HOH = HCN +        -ионное уравнение гидролиза по аниону

Соли этого типа, образованные многоосновными кислотами, гид-

ролизуются ступенчато, например:

1-я ступень:        К2СО3 + НОН=   КНСО3 + КОН

СО 2


+ НОН  = НСО -


+ ОН-

2-я ступень:        КНСО3 + Н2О = Н2СО3 + КОН

НСО -


+ НОН = Н СО  +        -,

причем гидролиз идет в основном по первой ступени.

3. Соли, образованные слабыми основаниями и сильными кислота- ми, гидролизуются по катиону, так как катион образует с гидроксид- ионами слабое основание. Cреда раствора в этом случае кислая (рН < 7).

NH4Cl + H2O = NH4OH + HCl – молекулярное уравнение гидролиза

NH ++ HOH = NH OH + H+ионное уравнение гидролиза по катиону

Соли  этого  типа,  образованные  многокислотными  основаниями,

гидролизуются ступенчато, например: =

1-я ступень:        ZnCl2 + H2O=  Zn(OH)Cl + HCl

Zn2+ + HOH=  Zn(OH)+ + H+

2-я ступень:        Zn(OH)Cl + H2O=  Zn(OH)2 + HCl

                  Zn(OH)+ + HOH=  Zn(OH)+ H+

причем гидролиз идет в основном по первой ступени.

4. Соли, образованные слабыми основаниями и слабыми кислота-

ми, гидролизуются и по катиону и по аниону, например:

NH4CN + H2O ' NH4OH + HCN

При этом рН среды зависит от силы образующихся слабых кислот и ос-

нований (обычно рН равен 6–8). Такие соли гидролизуются в большей

степени, чем рассмотренные в п. п. 2 и 3. Гидролиз таких солей проис- ходит практически необратимо, если выделяется газ или осадок либо если то и другое образуется одновременно, например:

Al2S3 + 3H2O = 2Al(OH)3+ 3H2S

Целью работы является проведение гидролиза некоторых солей, изучение влияния состава солей и внешних условий на полноту их гид- ролиза.

Опыт 1. Определение среды растворов различных солей

На полоску универсальной индикаторной бумаги нанести по одной капле растворов КСl, Al2(SO4)3, Pb(NO3)2, Na2CO3. В каком случае про- текает гидролиз? Определить рН растворов, результаты опыта оформить в виде таблицы:

Формула

соли

Цвет ин-

дикатора

рН

Среда

Уравнение гидролиза в молекуляр-

ном и ионном виде

1

KCl

2

Al(SO4)3

3

Pb(NO3)2

4

Na2CO3

Работа 4. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ

Одно из важнейших применений химии – анализ веществ. Химиче- ский анализ подразделяется на качественный и количественный. Каче- ственным анализом производится идентификация вещества и устанав- ливается наличие в нём тех или иных примесей. Количественным ана- лизом устанавливается содержание основного вещества и примесей. Ка- чественный анализ отвечает на вопрос «что?» (присутствует в вещест- ве), а количественный – на вопрос «сколько?».

Качественный анализ неорганической веществ основан на обнару- жении в растворах этих веществ катионов и анионов с помощью харак- терных качественных реакций. Характерной называют реакцию, сопро- вождающуюся изменением окраски, выпадением осадка, растворением осадка или выделением газа. Характерная качественная реакция являет- ся селективной, т.е. с ее помощью данный элемент обнаруживается в

присутствии многих других элементов. Важной характеристикой каче- ственной реакции является ее чувствительность. Чувствительность выражается наименьшей концентрацией раствора, при которой данный элемент еще может быть уверенно обнаружен без предварительной об- работки раствора с целью увеличения его концентрации.

Экспериментальная часть

Целью работы является проведение характерных реакций на ка- тионы и анионы и ознакомление с внешними проявлениями качествен- ных реакций.

Опыт 1. Качественные реакции на катионы серебра

Для обнаружения катионов Ag+ используются его реакции с хрома-

том калия, щелочами и галогенидами щелочных металлов.

1. Хромат калия образует с ионами Ag+  кирпично-красный осадок хромата серебра Ag2CrO4:

2AgNO3 + K2CrO4 = Ag2CrO4+ 2KNO3,

2. Щёлочи (NaOH или КОН) образуют с ионами Ag+ осадок AgOH,

разлагающийся с образованием оксида серебра (I) бурого цвета:

2AgNO3 + 2NaOH = Ag2O+ 2NaNO3 + H2O

        3. Хлоид-ионы образубт с катионами серебра белый творожистый осадок:

AgNO3 + NaCl = AgCl+ NaNO3

Провести все указанные реакции, написать их уравнения и указать признаки, по которым обнаруживаются катионы серебра. Сделать вывод

о том, какая из реакций является наиболее чувствительной.

Опыт 5. Качественные реакции на катионы железа

 Для обнаружения этих катионов используется несколько высокочувствительных реакций.

а) Обнаружение ионов Fe2+

1. Щёлочи NaOH и КОН, а также гидроксид аммония NH4OH обра- зуют с ионами Fe2+ зеленый осадок гидроксида железа (II). Осадок рас- творим только в кислотах, так как Fe(OH)2  обладает преимущественно основными свойствами. При перемешивании стеклянной палочкой зе-

леный осадок становится бурым вследствие окисления кислородом воз-

духа до Fe(OH)3.

Ход  опыта.  Несколько  микрокристалликов  сульфата  железа  (II)

или соли Мора (NH4)2Fe(SO4)2·6H2O растворить в 20 каплях воды и раз- делить раствор на две примерно равные части, отлив половину во вто- рую пробирку для проведения следующего опыта. В первую пробирку добавить 2–3 капли раствора щелочи или гидроксида аммония. Образу- ется нерастворимый гидроксид железа (II) светло-зеленого цвета. Пере- мешать раствор стеклянной палочкой. Что происходит с осадком?

В отчете написать уравнения реакций образования гидроксида же-

леза (II) и его окисления кислородом при участии воды.

2. Гексацианоферрат (III) калия образует с ионом Fe2+ синий осадок комплексного соединения – «турнбулевой сини»:

FeSO4 + K3[Fe(CN)6] = KFe[Fe(CN)6]+ K2SO4

б) Обнаружение ионов Fe3+

 Роданид аммония NH4SCN или калия KSCN образует с ионами Fe3+  роданид железа Fe(SCN)3, окрашивающий раствор в кроваво- красный цвет:

Fe3+ + 3SCN= Fe(SCN)

Эта реакция наиболее чувствительная на ионы Fe3+, однако, она не всегда надежна, так как ряд веществ, образующих комплексы с ионом Fe3+, мешают появлению окраски. К таким веществам относятся фтори- ды, фосфорная кислота, соли щавелевой кислоты.

Провести опыт, добавляя в разбавленный раствор хлорида железа (III) роданид аммония; убедиться в появлении кроваво-красной окраски раствора. Написать уравнение реакции в молекулярном виде.

Опыт 7. Качественные реакции на катионы меди

1. Щелочи NaOH и КОН образуют с ионами Cu2+  голубой осадок

Cu(OH)2, чернеющий при нагревании вследствие превращения в оксид:

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓        Cu(OH)2 = CuO + H2O

2. Металлический алюминий, цинк и железо восстанавливают ионы

Cu2+ до металла, выпадающего в осадок в виде красной губчатой массы:

Cu2+ + Zn = Cu+ Zn2+

Опыт 9. Качественная реакция на сульфат-анионы

Самая известная качественная реакция на ионы SO 2


– это образо-

вание сульфата бария, который нерастворим не только в воде, но и в ки-

слотах (этим BaSO4 отличается от солей бария с другими анионами).

Провести реакцию между Na2SO4  и BaCl2  и убедиться в том, что

белый осадок BaSO4  не растворяется в серной, соляной и азотной ки-

слотах. Написать уравнение качественной реакции в молекулярном и

ионном виде.

Опыт 10. Качественная реакция на карбонат-ионы

Хлорид бария BaCl  осаждает ионы СО 2


в виде белого осадка Ва-


СО3, который растворяется в соляной, азотной и уксусной кислотах с выделением углекислого газа. При действии на ВаСО3  серной кислоты он превращается в менее растворимый сульфат бария также с выделе- нием СО2.

При выполнении реакции к раствору Na23 добавлять раствор BaCl2, наблюдая образование осадка ВаСО3. После отстаивания слить с осадка жидкость и подействовать на осадок соляной или азотной кисло-

той, наблюдая выделение СО2. Уравнения реакций привести в молеку-

лярном и ионном виде.

Опыт 11. Качественные реакции на сульфид-ионы

1. Кислоты взаимодействуют с сульфидами с образованием серово-

дорода:

Na2S + H2SO4 = Na2SO4 + H2S;         FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S

Выделение сероводорода обнаруживается по запаху тухлых яиц, а также по почернению фильтровальной бумаги, смоченной раствором соли свинца (II):

H2S + Pb(NO3)2 = 2HNO3 + PbS(черный)

2. Нитрат серебра образует с ионами S2-  черный осадок Ag2S. Оса- док не растворяется в растворе аммиака, но растворяется при нагрева- нии в разбавленной азотной кислоте:

2AgNO3 + Na2S = Ag2S+ 2NaNO3

Опыт 12. Качественные реакции на галогенид-ионы

Ионы Cl, Br–  и I–  обнаруживаются с помощью нитрата серебра, концентрированной серной кислоты, действием окислителей и других качественных реакций.

1. Нитрат серебра образует с галогенид-ионами белый творожи-

стый осадок AgCl, желтоватый осадок AgBr и желтый осадок AgI.

Осадок AgCl не растворяется в кислотах, но легко растворяется при действии веществ, способных связывать ион Ag+  в комплексы, напри- мер: NH4OH, Na2S2O3, KCN. В случае NH4OH реакция идет по уравне- нию:

AgCl + 2NH4OH = [Ag(NH3)2]Cl + 2H2O

Осадок AgBr также нерастворим в кислотах, а в аммиаке он рас- творяется частично, так как его произведение растворимости (7,7·10–13) меньше произведения растворимости AgCl (1,6·10–10).

Осадок AgI с еще меньшим значением произведения растворимо- сти (1,5·10–16) не растворяется в HNO3 и NH4OH, но растворяется в тио- сульфате натрия:

AgI + 2Na2S2O3 = Na3[Ag(S2O3)2] + NaI

2. Концентрированная серная кислота при действии на сухие хло-

риды выделяет из них газообразный хлороводород:

NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HCl,

При действии концентрированной H2SO4  на твердые бромиды вы- деляется газообразный бромоводород, который частично окисляется серной кислотой до свободного брома, что заметно по буроватой окра- ске выделяющихся паров.

NaBr + H2SO4 = NaHSO4 + HBr

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Васильев А. А., Стась Н. Ф., Юрмазова Т. А. Лабораторный прак-

тикум по общей и неорганической химии. – Томск: изд. ТПУ, 1997. – 64 с.

4. Дорофеев А. И., Федотова М. И. Практикум по неорганической химии. – Л.: Химия, 1990. – 240 с.

9. Краузер Б., Фримантл М. Лабораторный практикум: Учебное по-

собие / Пер с анг. – М.: Химия, 1995. – 320 с.

10. Коровин Н. В., Мингулина Э. И., Рыжова Н. Г. Лабораторные работы по химии: Учебное пособие для вузов. – М.: ВШ, 2001. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторных работ VBA

В методических указаниях рассмотрены основы работы с VBA.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно-заочной и заочной фор...

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Методические указания к выполнению лабораторных работ для учащихся НПО для всех специальностей

В работе приведены основные правила и приемы безопасной работы в химической лаборатории, описание методик выполнения лабораторных работ по неорганической химии, список рекомендуемой литературы.Издание...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирование"

Содержит список лабораторных работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине "Численные методы в программировании"

Содержит задания для выполнения на лабораторных работах по дисциплине "Численные методы впрограммировании"...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по междисциплинарному курсу МДК02.01 Микропроцессорные системы

Пособие содержит материалы для организации   лабораторных работ по междисциплинарному  курсу "Микропроцессорные системы"  и  является частью  профессионального модуля ПМ0...

"Угловые измерения в геодезии" методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Геодезия"

Методические указания освещают способы изучения теодолита Т30, его поверки и приемы работы с ним, выполнение измерений горизонтальных и вертикальных углов, и необходимых расчетов, правила оформления ж...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

В данных методических указаниях описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и органической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке ...