урок "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Титович Елена Николаевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karb_k-ty_obshch_sv-va.doc379.5 КБ
Microsoft Office document icon tekhnolkarta_uroka_moya_karb_kisloty.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкционная карта для 1 группы

 В  три пробирки налейте по 1 мл уксусной кислоты (СН3СООН), в одну из них положите кусочек магния , во вторую цинка, а в третью опустите медную проволочку, укажите признаки химической реакции, запишите уравнения реакции, сделайте вывод, с какими металлами реагирует уксусная кислота

ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!

№группы задание

Условия и признаки реакции

Уравнение реакции

Вывод

 Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с металлами , провести реакции с использованием уксусной кислоты

СH3СООН+Мg→

СH3СООН+Zn→

СH3СООН+Cu→

 Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли

Инструкционная карта для 2 группы

В пробирку насыпьте немного  порошка оксида кальция (или магния), прилейте уксусную кислоту укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод с какими оксидами реагирует уксусная кислота Инструкционная карта для  группы

ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!

№группы задание

Условия и признаки реакции

Уравнение реакции

Вывод

 Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с оксидами металлов , (основными и амфотерными)

провести реакции с использованием уксусной кислоты

СH3СООН+МgО→

СH3СООН+ZnО→

Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли

Инструкционная карта для 3 группы

В пробирку налейте  NaOH,(или КОН) прилейте каплю фенолфталеина и прилейте уксусную кислоту ,укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод  реагирует уксусная кислота с основаниями?

Получите нерастворимое основание Fe(OH)3   (для этого прилейте к FeCl3 р-р NaOH)  и затем добавьте уксусную кислоту , наблюдаете  растворение осадка? Сделайте вывод, можно ли удалить ржавчину при помощи уксусной кислоты?

ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!

№группы задание

Условия и признаки реакции

Уравнение реакции

Вывод

 Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с основаниями-растворимыми и нерастворимыми

провести реакции с использованием уксусной кислоты

СH3СООН+NaOH →

СH3СООН+Fe(OH)3 →

Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли

Инструкционная карта для 4 группы

В пробирку налейте  Na2СО3  и прилейте уксусную кислоту, укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод  -реагирует уксусная кислота с солью?

ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!

№группы задание

Условия и признаки реакции

Уравнение реакции

Вывод

 Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с  солью слабой угольной кислоты

провести реакции с использованием уксусной кислоты

СH3СООН+ Na2СО3 →

СH3СООН+ NaНСО3 →

Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли

Где используется данная реакция, если учесть ,что гидрокарбонат натрия это пищевая сода

Инструкционная карта для 5 группы

 В  три пробирки налейте по 1 мл уксусной кислоты (СН3СООН), в одну из них прилейте  фенолфталеин, в другую- метилоранж, в третью –лакмус  укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции диссоциации кислоты

ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!

№группы задание

Условия и признаки реакции

Уравнение реакции

Вывод

 Проверить , изменяют ли карбоновые кислоты окраску индикаторов, провести реакции с использованием уксусной кислоты.

СH3СООН↔

        

Укажите цвет индикаторов в уксусной кислоте

Инструкционная карта для 6 группы

http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/155/154585/154585_html_1960c723.jpgЛИМОННАЯ КИСЛОТА

Исследуйте свойства чистой лимонной кислоты и  сок выжатого лимона, сравните свойства

Рассмотрите взаимодействие с металлом ( на примере магния)

С оксидом металла (на примере оксида магния или кальция)

С основанием  на примере гидроксида натрия (не забудьте прилить к нему р-р фенолфталеина)

С солью (на примере карбоната натрия)

ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!

№группы задание

Условия и признаки реакций

Вывод

 Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с металлами , основными оксидами, основаниями и солью слабой кислоты провести реакции с индикаторами

Использовать  лимонную кислоту и сок выжатого лимона..

1 с металлом

2 с основным оксидом

3 с основанием

4 с солью

5 С индикаторами

 

Инструкционная карта для 6 группы

http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/155/154585/154585_html_1960c723.jpgЛИМОННАЯ КИСЛОТА

Исследуйте свойства чистой лимонной кислоты и  сок выжатого лимона, сравните свойства

Рассмотрите взаимодействие с металлом ( на примере магния)

С оксидом металла (на примере оксида магния или кальция)

С основанием  на примере гидроксида натрия (не забудьте прилить к нему р-р фенолфталеина)

С солью (на примере карбоната натрия)

ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!

№группы задание

Условия и признаки реакций

Вывод

 Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с металлами , основными оксидами, основаниями и солью слабой кислоты провести реакции с индикаторами

Использовать  лимонную кислоту и сок выжатого лимона..

1 с металлом

2 с основным оксидом

3 с основанием

4 с солью

5 С индикаторами

 

        

Осуществите превращение

         1             2                     3                        4              

СН4→С2Н2→СН3СНО→СН3СООН→СН3СОО-С2Н5

1

2

3

4

Задача

Мама печёт пирог  для теста ей необходимо погасить чайную ложку пищевой соды  (NaHCO3)  столовым  уксусом ( 6% раствор)  определите хватит ли 1 столовой ложки уксуса, если чайная ложка соды содержит 2.1 г . а столовая ложка уксуса  4г раствора уксусной кислоты.

Осуществите превращение

         1             2                     3                        4              

СН4→С2Н2→СН3СНО→СН3СООН→СН3СОО-С2Н5

1

2

3

4

Задача

Мама печёт пирог  для теста ей необходимо погасить чайную ложку пищевой соды  (NaHCO3)  столовым  уксусом ( 6% раствор)  определите хватит ли 1 столовой ложки уксуса, если чайная ложка соды содержит 2.1 г . а столовая ложка уксуса  4г раствора уксусной кислоты.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока учителя химии МБОУ СОШ№5г.Армавира Титович Е,Н,

Предмет    ХИМИЯ

Класс     10

Автор УМК     Новошинский И.И. Новошинская Н.С.

Тема урока Химические свойства карбоновых кислот

Тип урока Комбинированный

Учитель __________________________________________________________

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап «Актуализация знаний и умений»

1. Организует деятельность по проверке домашнего задания: 

- вызывает к доске учащегося с презентацией о карбоновых кислотах в природе, фронтальная работа по названию карбоновых кислот, классификации и изомерии учащихся

Тестовая работа с взаимопроверкой

- проводит опрос, направленный на проверку усвоения основных понятий изучаемой темы, во фронтальном режиме;

- организует самоанализ выполнения домашнего задания;

- подводит итог опроса

Вызванные учащиеся: представляют презентацию отвечают на вопросы Остальные учащиеся: слушают, выполняют тестовые задания. Комментируют ответы на тестовые задания

В случае необходимости исправляют ошибки  Выставляют оценки

Слушают заключение учителя

Понимать смысл информации.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять само- и взаимоконтроль

Адекватно воспринимать оценку учителя

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя.

Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь

2. Организует деятельность по актуализации понятия  сравнивает строение неорганических и органических кислот, свойства неорганических кислот,

Отвечают по вызову учителя или по желанию.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников, выдвигают гипотезу о сходстве свойств органических карбоновых кислот и неорганических

Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Воспринимать на слух ответы учащихся.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь

II. Этап «Изучение нового материала»

1. Организует проведение лабораторных опытов по инструкционным картам в  группах с индивидуальным заданием, - предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории;

организует работу в группах с теоретическим материалом по дополнительному материалу и материалам учебника оформление и обсуждение их результатов:

- предлагает в парах выполнить лабораторные опыты

- предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на стр  194 учебника  11 кл  Новошинского И.И.и Новошинской Н.С.

оформить результаты эксперимента, выполнив задание  по карточкам

- предлагает обсудить результаты эксперимента

Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории.

В парах проводят лабораторные опыты по инструкционным картам

Изучают теоретический материал учебника.

Выполняют задание

Обсуждают результаты эксперимента.

Обобщают сведения о химических свойствах кислот.

Формулируют и записывают в тетради уравнения реакций , решают задачу

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Актуализировать знания о признаках химических реакций.

Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии.

Обобщать и интерпретировать информацию, представленную в текстовой и знаковой форме.

Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы.

Давать определения понятиям

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания.

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Строить понятные для собеседника речевые  высказывания.

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту, формировать экологическую грамотность и  бережное отношение к природе

III. Этап «Закрепление нового материала»

1. Организует деятельность по выполнению индивидуальных заданий по цепочке превращений - открывает на экране (интерактивной доске) схемы уравнений реакций;

- контролирует процесс выполнения заданий

Вызванный учащийся: у доски выполняет задание.

Остальные учащиеся: выполняют задание в тетради

Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Выполнять учебные действия в материализованной форме. Использовать правила (алгоритм) в планировании и контроле способа решения задачи.

Осуществлять самоконтроль процесса решения задачи и коррекцию своей деятельности

2. Организует работу по анализу выполнения задания - предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины

 Проводит блиц-опрос по изученному материалу

Отвечают по вызову учителя или по желанию.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников

Отвечают на вопросы блиц-опроса

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять само- и взаимоконтроль

Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

IV. Этап «Домашнее задание»

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 51 стр193-198учебника.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания после текста § 51учебника: № 1-5,

Раздает карточки с индивидуальными дополнительными заданиями для сильных уч-ся

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Адекватно воспринимать оценку учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....