урок "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karb_k-ty_obshch_sv-va.doc | 379.5 КБ |
tekhnolkarta_uroka_moya_karb_kisloty.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта для 1 группы
В три пробирки налейте по 1 мл уксусной кислоты (СН3СООН), в одну из них положите кусочек магния , во вторую цинка, а в третью опустите медную проволочку, укажите признаки химической реакции, запишите уравнения реакции, сделайте вывод, с какими металлами реагирует уксусная кислота
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с металлами , провести реакции с использованием уксусной кислоты | СH3СООН+Мg→ СH3СООН+Zn→ СH3СООН+Cu→ |
Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли
Инструкционная карта для 2 группы
В пробирку насыпьте немного порошка оксида кальция (или магния), прилейте уксусную кислоту укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод с какими оксидами реагирует уксусная кислота Инструкционная карта для группы
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с оксидами металлов , (основными и амфотерными) провести реакции с использованием уксусной кислоты | СH3СООН+МgО→ СH3СООН+ZnО→ |
Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли
Инструкционная карта для 3 группы
В пробирку налейте NaOH,(или КОН) прилейте каплю фенолфталеина и прилейте уксусную кислоту ,укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод реагирует уксусная кислота с основаниями?
Получите нерастворимое основание Fe(OH)3 (для этого прилейте к FeCl3 р-р NaOH) и затем добавьте уксусную кислоту , наблюдаете растворение осадка? Сделайте вывод, можно ли удалить ржавчину при помощи уксусной кислоты?
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с основаниями-растворимыми и нерастворимыми провести реакции с использованием уксусной кислоты | СH3СООН+NaOH → СH3СООН+Fe(OH)3 → |
Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли
Инструкционная карта для 4 группы
В пробирку налейте Na2СО3 и прилейте уксусную кислоту, укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции, сделайте вывод -реагирует уксусная кислота с солью?
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с солью слабой угольной кислоты провести реакции с использованием уксусной кислоты | СH3СООН+ Na2СО3 → СH3СООН+ NaНСО3 → |
Соли уксусной кислоты называют ацетатами - назовите образовавшиеся соли
Где используется данная реакция, если учесть ,что гидрокарбонат натрия это пищевая сода
Инструкционная карта для 5 группы
В три пробирки налейте по 1 мл уксусной кислоты (СН3СООН), в одну из них прилейте фенолфталеин, в другую- метилоранж, в третью –лакмус укажите признаки химической реакции, запишите уравнение реакции диссоциации кислоты
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакции | Уравнение реакции | Вывод |
Проверить , изменяют ли карбоновые кислоты окраску индикаторов, провести реакции с использованием уксусной кислоты. | СH3СООН↔ | ||
Укажите цвет индикаторов в уксусной кислоте
Инструкционная карта для 6 группы
ЛИМОННАЯ КИСЛОТА
Исследуйте свойства чистой лимонной кислоты и сок выжатого лимона, сравните свойства
Рассмотрите взаимодействие с металлом ( на примере магния)
С оксидом металла (на примере оксида магния или кальция)
С основанием на примере гидроксида натрия (не забудьте прилить к нему р-р фенолфталеина)
С солью (на примере карбоната натрия)
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакций | Вывод |
Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с металлами , основными оксидами, основаниями и солью слабой кислоты провести реакции с индикаторами Использовать лимонную кислоту и сок выжатого лимона.. | 1 с металлом 2 с основным оксидом 3 с основанием 4 с солью 5 С индикаторами |
Инструкционная карта для 6 группы
ЛИМОННАЯ КИСЛОТА
Исследуйте свойства чистой лимонной кислоты и сок выжатого лимона, сравните свойства
Рассмотрите взаимодействие с металлом ( на примере магния)
С оксидом металла (на примере оксида магния или кальция)
С основанием на примере гидроксида натрия (не забудьте прилить к нему р-р фенолфталеина)
С солью (на примере карбоната натрия)
ПОМНИТЕ ПРАВИЛА ПО ТБ при РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ!!!
№группы задание | Условия и признаки реакций | Вывод |
Проверить , реагируют ли карбоновые кислоты с металлами , основными оксидами, основаниями и солью слабой кислоты провести реакции с индикаторами Использовать лимонную кислоту и сок выжатого лимона.. | 1 с металлом 2 с основным оксидом 3 с основанием 4 с солью 5 С индикаторами |
Осуществите превращение
1 2 3 4
СН4→С2Н2→СН3СНО→СН3СООН→СН3СОО-С2Н5
1
2
3
4
Задача
Мама печёт пирог для теста ей необходимо погасить чайную ложку пищевой соды (NaHCO3) столовым уксусом ( 6% раствор) определите хватит ли 1 столовой ложки уксуса, если чайная ложка соды содержит 2.1 г . а столовая ложка уксуса 4г раствора уксусной кислоты.
Осуществите превращение
1 2 3 4
СН4→С2Н2→СН3СНО→СН3СООН→СН3СОО-С2Н5
1
2
3
4
Задача
Мама печёт пирог для теста ей необходимо погасить чайную ложку пищевой соды (NaHCO3) столовым уксусом ( 6% раствор) определите хватит ли 1 столовой ложки уксуса, если чайная ложка соды содержит 2.1 г . а столовая ложка уксуса 4г раствора уксусной кислоты.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока учителя химии МБОУ СОШ№5г.Армавира Титович Е,Н,
Предмет ХИМИЯ
Класс 10
Автор УМК Новошинский И.И. Новошинская Н.С.
Тема урока Химические свойства карбоновых кислот
Тип урока Комбинированный
Учитель __________________________________________________________
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Этап «Актуализация знаний и умений» | |||||
1. Организует деятельность по проверке домашнего задания: - вызывает к доске учащегося с презентацией о карбоновых кислотах в природе, фронтальная работа по названию карбоновых кислот, классификации и изомерии учащихся Тестовая работа с взаимопроверкой - проводит опрос, направленный на проверку усвоения основных понятий изучаемой темы, во фронтальном режиме; - организует самоанализ выполнения домашнего задания; - подводит итог опроса | Вызванные учащиеся: представляют презентацию отвечают на вопросы Остальные учащиеся: слушают, выполняют тестовые задания. Комментируют ответы на тестовые задания В случае необходимости исправляют ошибки Выставляют оценки Слушают заключение учителя | Понимать смысл информации. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль Адекватно воспринимать оценку учителя | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | |
2. Организует деятельность по актуализации понятия сравнивает строение неорганических и органических кислот, свойства неорганических кислот, | Отвечают по вызову учителя или по желанию. Слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников, выдвигают гипотезу о сходстве свойств органических карбоновых кислот и неорганических | Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | Воспринимать на слух ответы учащихся. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | |
II. Этап «Изучение нового материала» | |||||
1. Организует проведение лабораторных опытов по инструкционным картам в группах с индивидуальным заданием, - предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории; организует работу в группах с теоретическим материалом по дополнительному материалу и материалам учебника оформление и обсуждение их результатов: - предлагает в парах выполнить лабораторные опыты - предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на стр 194 учебника 11 кл Новошинского И.И.и Новошинской Н.С. оформить результаты эксперимента, выполнив задание по карточкам - предлагает обсудить результаты эксперимента | Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории. В парах проводят лабораторные опыты по инструкционным картам Изучают теоретический материал учебника. Выполняют задание Обсуждают результаты эксперимента. Обобщают сведения о химических свойствах кислот. Формулируют и записывают в тетради уравнения реакций , решают задачу | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Актуализировать знания о признаках химических реакций. Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии. Обобщать и интерпретировать информацию, представленную в текстовой и знаковой форме. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы. Давать определения понятиям | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания. Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Строить понятные для собеседника речевые высказывания. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту, формировать экологическую грамотность и бережное отношение к природе |
III. Этап «Закрепление нового материала» | |||||
1. Организует деятельность по выполнению индивидуальных заданий по цепочке превращений - открывает на экране (интерактивной доске) схемы уравнений реакций; - контролирует процесс выполнения заданий | Вызванный учащийся: у доски выполняет задание. Остальные учащиеся: выполняют задание в тетради | Использовать знаково-символические средства для решения задач. | Выполнять учебные действия в материализованной форме. Использовать правила (алгоритм) в планировании и контроле способа решения задачи. Осуществлять самоконтроль процесса решения задачи и коррекцию своей деятельности | ||
2. Организует работу по анализу выполнения задания - предлагает осуществить самооценку; - предлагает озвучить правильный ответ; - предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины Проводит блиц-опрос по изученному материалу | Отвечают по вызову учителя или по желанию. Слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников Отвечают на вопросы блиц-опроса | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль | Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | |
IV. Этап «Домашнее задание» | |||||
Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 51 стр193-198учебника. 2. Ответить на вопросы и выполнить задания после текста § 51учебника: № 1-5, Раздает карточки с индивидуальными дополнительными заданиями для сильных уч-ся | Слушают учителя. Записывают домашнее задание | Адекватно воспринимать оценку учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."
Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Кислоты. Свойства кислот.
Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....