Рабочая программа предмета "Химия"
рабочая программа по химии по теме

Холодкова Светлана Анатольевна

Для профессий начального профессионального образования технического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по химии290 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 68»

Рабочая программа

учебной дисциплины

«ХИМИЯ»

для профессий начального профессионального образования

технического профиля

г. Арзамас

2012 год

Автор:         Холодкова С.А., преподаватель химии

Рецензенты:        Игнатьева О.А., заместитель директора по научно-методической работе

Пудочкина Т.С., методист

                Климова С.В., преподаватель физики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 68», реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям начального профессионального образования технического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «химия» разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089, и  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), рабочими учебными планами по профессиям начального профессионального образования технического профиля.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной для использования в учреждениях НПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» химия изучается с учётом профиля получаемого профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Структурно программа состоит из  двух разделов «Общая и неорганическая химия»  и «Органическая химия» и  11 тем. В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

  • материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др. Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – демонстрационных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического и естественнонаучного профилей в учреждениях НПО и СПО.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела 

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах).

Теоретическую основу курса органической химии составляет теория  строения веществ А.М. Бутлерова. Последовательность изучения веществ позволяет раскрыть принцип усложнения их строения и генетического развития от углеводородов до белков. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала.

На базе общих понятий, законов и теорий химии у учащихся формируется целостное представление о химической науке, о ее вкладе в единую естественнонаучную картину мира.

 Изучение содержания учебной дисциплины обеспечивается учебником Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: Учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М.: Академия, 2011. – 256 с., рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования», Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.  - М.: Дрофа, 2008. – 191 с., рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации; Габриелян О.С. Химия 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008. – 223 с., рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации; Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учебник  для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.:Дрофа, 2005. – 362 с., рекомендованным Министерством образования  Российской Федерации.

Химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 110 часов.

Рабочими учебными планами по профессиям начального профессионального образования технического профиля на освоение учебной дисциплины «химия» отводится следующее количество часов:

максимальной учебной нагрузки  обучающегося 165 часов,

самостоятельной работы обучающегося 55 часов,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:

практические занятия – 7 часов,

контрольные работы – 8 часов.

Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, могут при необходимости изменяться при условии, что программа будет выполнена полностью. Все изменения должны быть рассмотрены и одобрены методической комиссией.

Максимальная учебная нагрузка включает все виды учебной работы обучающегося в ГОУ НПО ПУ № 68 и вне его: аудиторные учебные занятия, консультации, выполнение домашних заданий, самостоятельных работ и т.д. 

Формы проведения консультаций: групповые.

Рабочей программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль знаний проводится в форме письменного и устного опроса, тестирования, выполнения практических заданий, контрольных работ.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта за счёт часов, отведенных на освоение учебной дисциплины.

Итоговая государственная аттестация проводится в форме экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Пр. раб

Введение

1

1

Общая и неорганическая химия

68

1.1. Основные понятия и законы химии.

5

-

1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

6

-

1.3 Строение вещества.

9

-

1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

13

2

1.5 Классификация неорганических соединений  и их свойства.

10

1

1.6. Химические реакции.

13

-

1.7. Металлы и неметаллы

12

1

2

Органическая химия

41

2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

3

-

2.2. Углеводороды и их природные источники

14

1

2.3  Кислородосодержащие органические соединения

12

1

2.4 Азотосодержащие органические соединения. Полимеры.

12

1

Экзамен

Итого за период обучения:

110

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. 

Раздел 1. Неорганическая химия.

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

Виды самостоятельных работ: Поиск химической информации с использованием различных источников ( научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), работа с учебником,  подготовка сообщений, выполнение рефератов и др.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.

Виды самостоятельных работ:  Поиск химической информации с использованием различных источников ( научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), подготовка сообщений, выполнение рефератов и др.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

Тема 1.3 Строение вещества

Типы химической связи. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи.

Кратность ковалентной связи.

Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Модели кристаллических решеток алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Виды самостоятельных работ: работа с учебником, решение задач на понятие «доля» и ее разновидности, поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных издание, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), подготовка сообщений, выполнение рефератов и др.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.

Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Особенности реакций обмена в растворе.

Массовая доля растворенного вещества.

Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

Жесткость воды.  Способы устранения жесткости.

Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости.

Виды самостоятельных работ: Решение задач на массовую долю растворенного вещества.

Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. Правила разбавления серной кислоты.

Тема 1.5 Классификация неорганических соединений  и их свойства

Кислоты неорганические и органические. Их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания неорганические и органические. Их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований. Основные способы получения оснований.

Соли. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.

Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

1.6. Химические реакции

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Решение задач на смещение химического равновесия.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Классификация ОВР. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Электролиз.

Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Модель электролизера.

Виды самостоятельных работ: решение расчетных задач по термохимическим уравнениям. Решение расчетных задач на смещение химического равновесия.

Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.

1.7. Металлы и неметаллы  

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия.

Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)

Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Практические работы.

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Производство чугуна и стали.

Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.

2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических веществ.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ.

2.2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка.

Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

Коксохимическое производство и его продукция.

2.3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ уро-ка

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

1 семестр

51

Введение.

1

1

1

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.

1

1

Общая и неорганическая химия

67

1.1. Основные понятия и законы химии

5

2

1.1.1

Основные понятия химии.

1

3

1.1.2

Закон сохранения массы веществ и закон сохранения и превращения энергии, их практическое значение.

1

4

1.1.3

Закон Авогадро и следствие из него

1

5

1.1.4

Аллотропия. Простые и сложные вещества.

1

6

1.1.5

Решение  задач на нахождение относительной молекулярной массы, на  определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

6

7

1.2.1

Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система Д.И. Менделеева.

1

8

1.2.2

Периодическая таблица – графическое отображение закона, ее структура.

1

9

1.2.3

Строение  атома  и периодический закон  Д. И. Менделеева.

1

10

1.2.4

Валентные возможности атомов. Степень окисления химических элементов.

1

11

1.2.5

Современная формулировка и значение периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева.

1

12

1.2.6

Контрольная работа № 1 по темам 1.1, 1.2

1

1.3 Строение вещества.

9

13

1.3.1

Типы химической  связи. Ионная связь.

1

14

1.3.2

Ковалентная  химическая связь.

1

15

1.3.3

Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

1

16

1.3.4

Металлическая химическая связь.

1

17

1.3.5

Агрегатные состояния вещества. Водородная химическая связь.

1

18

1.3.6

Чистые вещества и смеси.

1

19

1.3.7

Дисперсные системы.

1

20

1.3.8

Урок-обобщение по теме «Строение вещества».

1

21

2.3.9

Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»

1

1.4  Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

13

22

1.4.1

Растворы. Растворение.

1

23

1.4.2

Решение задач на понятие «доля» и ее разновидности.

1

24

1.4.3

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

1

25

1.4.4

Степень электролитической диссоциации.

1

26

1.4.5

Основные положения теории электролитической диссоциации. 

1

27

1.4.6

Кислоты, основания и соли как электролиты.

1

28

1.4.7

Особенности реакций обмена в растворе.

1

29

1.4.8

Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

1

30

1.4.9

Практическая работа № 1 «Приготовление растворов заданной концентрации»

1

31

1.4.10

Практическая работа № 2 «Диссоциация растворов электролитов»

1

32

1.4.11

Жесткость воды. Способы устранения жесткости.

1

33

1.4.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация».

1

34

1.4.13

Контрольная работа №3 по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация».

1

1.5 Классификация неорганических соединений  и их свойства

10

35

1.5.1

Кислоты  в свете теории электролитической диссоциации.

1

36

1.5.2

Основания  в свете теории электролитической диссоциации.

1

37

1.5.3

Соли  в свете теории электролитической диссоциации.

1

38

1.5.4

Способы получения  солей.

1

39

1.5.5

Гидролиз солей.

40

1.5.6

Урок упражнений в составлении уравнений гидролиза солей.

1

41

1.5.7

Практическая работа №3 «Гидролиз. Реакции ионного обмена»

1

42

1.5.8

Оксиды. Классификация и химические свойства.

1

43

1.5.9

Оксиды. Основные способы получения, отдельные представители.

1

44

1.5.10

Составление генетических цепочек между классами неорганических соединений.

1

1.6 Химические реакции

13

45

1.6.1

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие с изменением  состава веществ.

1

46

1.6.2

Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Термохимические уравнения.

1

47

1.6.3

Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям.

1

48

1.6.4

Скорость химических реакций. Катализ и катализаторы.

1

49

1.6.5

Обратимость химических реакций.

1

50

1.6.6

Химическое равновесие и способы его смещения.

1

51

1.6.7

Решение задач на смещение химического равновесия.

1

2 семестр

59

52

1.6.8

Окислительно – восстановительные реакции. Классификация ОВР.

1

53

1.6.9

Составление ОВР методом электронного баланса.

1

54

1.6.10

Урок упражнений  в составлении уравнений ОВР.

1

55

1.6.11

Электролиз.

1

56

1.6.12

Повторительно-обобщающий урок по теме 1.6

1

57

1.6.13

Контрольная работа №4  по теме 1.6

1

1.7. Металлы и неметаллы

12

58

1.7.1

Металлы – простые вещества. Общие химические свойства.

1

59

1.7.2

Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.

1

60

1.7.3

Общие способы получения металлов.

1

61

1.7.4

Сплавы: черные и цветные.

1

62

1.7.5

Неметаллы – простые вещества.

1

63

1.7.6

Производство серной кислоты.

1

64

1.7.7

Силикатная промышленность.

1

65

1.7.8

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

1

66

1.7.9

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

1

67

1.7.10

Решение качественных и расчетных задач.

1

68

1.7.11

Повторительно-обобщающий урок по теме 1.7

1

69

1.7.12

Контрольная работа № 5 по теме 1.7

1

2.  Органическая химия

2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

3

70

2.1.1

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

1

71

2.1.2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

1

72

2.1.3

Изомерия и изомеры.

1

2.2. Углеводороды и их природные источники

14

73

2.2.1.

Алканы. Строение и физические свойства, гомологический ряд, изомерия, номенклатура.

1

74

2.2.2

Выполнение упражнений на изомерию и номенклатуру алканов.

1

75

2.2.3

Химические свойства алканов. Применение алканов на основе свойств

1

76

2.2.4

Генетическая связь между гомологами ряда алканов

1

77

2.2.5

Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводородов

1

78

2.2.6

Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура

1

79

2.2.7

Алкены: свойства, применение.

1

80

2.2.8

Диеновые углеводороды (алкадиены). Натуральный и синтетические каучуки.

1

81

2.2.9

Алкины. Ацетилен.

1

82

2.2.10

Арены. Бензол как представитель аренов.

1

83

2.2.11

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть.

1

84

2.2.12

Практическая работа № 5 «Получение, распознавание газов»

1

85

2.2.13

Генетическая связь между классами углеводородов.

1

86

2.2.14

Контрольная работа №6 по теме «Углеводороды»

1

2.3  Кислородосодержащие органические соединения

12

87

2.3.1

Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура.

1

88

2.3.2

Спирты: свойства, применение. Отдельные представители.

1

89

2.3.3

Фенол.

1

90

2.3.4

Альдегиды.

1

91

2.3.5

Карбоновые кислоты

1

92

2.3.6

Сложные эфиры. Жиры.

1

93

2.3.7

Углеводы, их классификация и значение. Моносахариды.

1

94

2.3.8

Дисахариды. Полисахариды.

1

95

2.3.9

Генетическая связь между классами кислородсодержащих органических соединений.

1

96

2.3.10

Решение задач на определение доли выхода продукта от теоретически возможного.

1

97

2.3.11

Практическая работа № 6 «Идентификация органических соединений»

1

98

2.3.12

Контрольная работа № 7 по теме 2.3

1

2.4 Азотосодержащие органические соединения. Полимеры.

12

99

2.4.1

Амины.

1

100

2.4.2

Анилин.

1

101

2.4.3

Аминокислоты.

1

102

2.4.4

Белки.

1

103

2.4.5

Нуклеиновые кислоты.

1

104

2.4.6

Решение упражнений на составление  уравнений реакций.

1

105

2.4.7

Генетическая связь между классами органических соединений

1

106

2.4.8

Полимеры - ВМС

1

107

2.4.9

Пластмассы.

1

108

2.4.10

Волокна.

1

109

2.4.11

Практическая работа № 7 «Распознавание пластмасс и волокон»

1

110

2.4.12

Контрольная работа № 8 по теме 2.4

1

Экзамен

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

        В результате изучения учебной дисциплины «химия» учащийся должен:

знать / понимать: 

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: Учебник / О.С. Габриелян, И.Г - М.: Академия, 2011. – 256 с.

Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.  - М.: Дрофа, 2008. – 191 с.

Габриелян О.С. Химия 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008. – 223 с

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.

Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.

Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.

Дополнительная литература:

Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.

Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.

Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.

Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.

Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.

Средства обучения:

  1. Учебные пособия:

1.1.   Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

1.2    Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

1.3    Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.

1.4    Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.

1.5    Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

1.6    Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

1.7    Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.

1.8    Габриелян О.С. Химия: 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриэляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.

1.9   Габриелян О.С. Химия: 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриэляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2007.

Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.

Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.

Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.

Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.

Учебно-наглядные пособия.

Серия справочных таблиц по химии:

2.1   «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

2.2    «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»

2.3    «Электрохимический ряд напряжений металлов»

2.4    «Окраска индикаторов в различных средах»

Серия таблиц по неорганической химии:

-электролиз растворов

-химическая коррозия

-способы защиты металлов от коррозии

-формы и перекрытия электронных облаков

-коррозия металлов при разрушении защитных покрытий

-ковалентная связь

-ионная связь

-кристаллические решетки

-гидролиз водных растворов солей

-строение атома углерода

-схема растворения и электролитической диссоциации соединений с ионной и        ковалентно-полярной связями

-кристаллическая решетка металлов

Серия таблиц по органической химии:

-метан

-этан и бутан

-этилен

-ацетилен

-бензол

-строение и уровни организации белка

-образование водородных связей в молекуле

-спирты и альдегиды

-структура молекулы белка

-пространственная изомерия бутилена

Транспаранты по неорганической химии

Гидратация  ионов

Ионная кристаллическая решетка

Окислительно-восстановительные реакции

Физические свойства галогенов

Физические свойства щелочных металлов

Образование ковалентной связи

Транспаранты по органической химии

Схема образования σ- и π-связей в молекуле этилена

Электронно-пространственное строение молекулы этилена

Электронное строение молекулы ацетилена

Электронно-пространственное строение молекулы бензола

Модели

Модель кристаллической решетки алмаза

Модель кристаллической решетки железа

Модель кристаллической решетки графита

Модель кристаллической решетки магния

Модель кристаллической решетки меди

Модель кристаллической решетки поваренной соли

Модель электролизёра выплавки алюминия

Модель установки для синтеза аммиака

Модель установки для производства азотной кислоты

Модель конвертора

Модель промышленной установки для получения ацетилена

Натуральные объекты коллекции

Алюминий

Волокна

Каменный уголь и продукты его переработки

Каучук

Металлы и сплавы

Минералы и горные породы

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

Пластмассы

Стекло и изделия из стекла

Топливо

Чугун и сталь

  1. Электронные пособия:
  1. CD полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, студентов технических вузов. – 2005.

Средства для контроля знаний.

  1. Комплект контрольных заданий для рубежного контроля по темам программы.

Содержание

1.

Пояснительная записка …………………………………………………………..

стр.

2.

Тематический план ………………………………. ……………………………..

стр.

3.

Содержание программы ………………………………………………………….

стр.

4.

Поурочно-тематический план ……………………………….. …………………

стр.

5.

Литература и средства обучения ….…………………………………………….

стр.

Приложение 1. Текущий контроль знаний учащихся

Приложение 2. Экзаменационные материалы


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текущий контроль знаний учащихся

№ темы

Наименование тем

Формы и методы контроля

1

Общая и неорганическая химия

1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

Контрольная работа № 1 по темам 1.1, 1.2

1.3 Строение вещества.

Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»

1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Практическая работа № 1 «Приготовление растворов заданной концентрации»

 Практическая работа № 2 «Диссоциация растворов электролитов»

Контрольная работа № 3 по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация».

1.5 Классификация неорганических соединений  и их свойства.

Практическая работа № 3 «Гидролиз. Реакции ионного обмена»

1.6 Химические реакции.

Контрольная работа № 4 по теме «Химические реакции».

1.7 Металлы и неметаллы

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

Контрольная работа № 5 по теме 1.7

2

Органическая химия

2.2. Углеводороды и их природные источники

Практическая работа № 5 «Получение. Собирание и распознавание газов»

Контрольная работа №6 по теме «Углеводороды»

2.3  Кислородосодержащие органические соединения

Практическая работа № 6 «Идентификация органических соединений»

Контрольная работа № 7 по теме 2.3

2.4 Азотосодержащие органические соединения. Полимеры.

Практическая работа № 7 «Распознавание пластмасс и волокон»

Контрольная работа № 8 по теме  2.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...