Гидролиз солей
план-конспект занятия по химии (9 класс) по теме
Формирование представлений о гидролизе на примере взаимодействия воды с солями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhologicheskaya_karta_uroka_gidroliz_soley.doc | 78.5 КБ |
prezentatsiya_gidroliz.ppt | 2.37 МБ |
prezentatsiya.300_let_lomonosovu.ppt | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Жидких Галина Анатольевна, учитель химии МБОУ СОШ с. Октябрьское Куликовский филиал Усманского муниципального района Липецкой области
Предмет: химия, 9 класс
Уровень образования: общеобразовательный
Тема: «Гидролиз солей»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: репродуктивный и проблемно-поисковый
Участники: учащиеся 9 класса
Цель: формирование у учащихся понятия гидролиза солей, выстраивание классификации солей по продуктам реакции гидролиза, формирование УУД, усиление прикладной ориентации курса химии
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске информации, контроль, коррекция и оценка деятельности партнера
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана действий, осознание того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению
Личностные УУД: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Основные понятия: гидролиз, среда раствора
Ресурсы: www.vgf.ru
цифровые образовательные ресурсы
htth://school-collection.edu.ru
Технологическая карта урока «Гидролиз солей»
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД | Комментарий, примечание |
1.Организационный этап. | Приветствие. Организация внимания | Личностные (л): понимание значения знаний Регулятивные (р): способность к мобилизации сил и энергии | |||
2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала | Организация и направление познавательной деятельности обучающихся, подготовка их к усвоению нового материала. (Создание учебной ситуации) Задача: вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения. - Какой из терминов вам известен – гидролиз или соли? - Что такое соль с точки зрения теории электролитической диссоциации? - Данное определение относится к какой соли по типу? - А как можно получить среднюю соль при помощи реакции обмена? Давайте остановимся на одном способе получения соли: кислота + основание. - Из каких видов электролитов могут быть образованы средние соли? - Какие основания бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации? - Какие кислоты бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации? - Выберите из списка оснований сильные электролиты и укажите их названия: NaOH, NH4OH, KOH, Pb(OH)2, Fe(OH)2, LiOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2,Ba(OH)2. (Запись в тетради данного задания обязательна). - Выберите из списка кислот сильные электролиты и укажите для них названия: H2S, H2SO4, H2CO3, H3PO4, HCl, HI, HNO3, H2SO3, HBr. (Запись в тетради данного задания обязательна). - Если вернуться к выбранному способу получения соли, давайте предложим из каких типов гидроксидов могут быть получены средние соли и сколько их типов? Таким образом, мы выделили четыре типа соли, полученные реакцией обмена. С термином соли вы поработали и вспомнили способы их получения, а термин гидролиз пока нам не известен. А тема нашего урока - … | Слайд № 1 Соли – сложные вещества, … Соль – вещество, при диссоциации которого образуется катион и анион (Слайд № 2) Средняя соль Соль + соль Соль + кислота Соль + щелочь (Слайд № 3) Кислота + основание Сильные и слабые электролиты Сильные и слабые электролиты (Слайд № 4) Запись задания в тетради. (Слайд № 5) Запись задания в тетради. (Слайд № 6) Сильное основание + сильная кислота Гидролиз солей. (Слайд № 7) Результат: появление у учащихся мотивации к познавательной деятельности. | Ф | Л: самооопределение (мотивация учения) Р: сравнение способа действия с его результатами, прогнозирование Познавательные (п):формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера Коммуникативные (к): регуляция целеполагания, прогнозирование | Устный контроль Письменный контроль |
3. Этап усвоения нового материала | Задача – начать формирование представлений о гидролизе на примере взаимодействия воды с солями. Учитель демонстрирует опыты: в пробирки с соляной кислотой, раствором гидроксида калия, твердыми солями карбоната калия, хлорида алюминия и хлорида натрия добавляем по каплям индикатор (происходит изменение окраски в пробирках с кислотой и щелочью, соли не меняют цвет индикатора). Затем в пробирки с твердыми солями добавляет воду. Происходит появление окраски в двух пробирках из трех. в | 1. Учащиеся анализируют демонстрационный эксперимент, используя актуальные знания. Предполагаемые ответы учеников: 1.Кислоты, соли и щелочи - электролиты. 2. В водных растворах они диссоциируют на ионы. 3. Кислоты при диссоциации образуют только катионы водорода. Индикатор изменяет цвет, указывая на кислотный характер среды. 4. Щелочи при диссоциации образуют только гидроксид-анион, индикатор изменяет цвет, указывая на щелочную среду. 5. Соли в твердом состоянии диссоциации не подвергаются. 6. Молекулы воды являются источником катионов водорода и гидроксид-анионов. Учащиеся ставят учебную задачу: почему соли реагируют по- разному с водой, при этом образуя различные продукты реакции. Учащиеся предлагают решить учебную задачу - через эксперимент. I I . П о и с к о в о - э к с п е р и м е н т а л ь н а я деятельность учащихся (учащиеся формулируют цель, планируют ход эксперимента, определяют способы деятельности, делают выводы). Задача: через эмпирические способы найти ответ на поставленную задачу. Результат: решение учебной задачи, выход на новый способ деятельности, осмысление понятия « гидролиз солей», выстраивание классификации солей. Первая группа учащихся получила растворы трех солей: сульфида натрия, карбоната калия, фосфата калия и индикаторы. Вторая группа: хлорид алюминия, нитрат цинка, хлорид аммония, индикаторы. Третья группа: сульфат натрия, хлорид калия, нитрат натрия, индикаторы. Четвертая группа: ацетат аммония, сульфид аммония, сульфид алюминия, индикаторы. Каждая группа выполняет поисково-экспериментальную работу, анализируют проведенные опыты, записывают химизм процессов, делают выводы. Затем каждая группа выступает со своими выводами. Предполагаемые выводы: 1.Соли реагируют с водой – реакция гидролиза. 2.В результате реакции гидролиза образуется слабый электролит. | И, Г, Д | Л: мотивация учебной деятельности, П: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков. Синтез – составление целого из части П: постановка и решение проблемы, Р: оценивание результатов деятельности товарищей, К: определение способов взаимодействия, Л: мотивация учения (самоопределение, смыслообразование) | Устный контроль Практический контроль |
4. Этап закрепления новых знаний. | Задача этапа– закрепить в памяти обучающихся знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа. Проверим выполненное задание. (Слайды № 8 – 11) При гидролизе соли (сильное основание + слабая кислота) образуется –кислая соль, среда щелочная. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли карбоната натрия, цвет изменился с желтого на сине– зеленый – среда щелочная. При гидролизе соли (слабое основание + сильная кислота) образуется – основная соль, среда кислая. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли хлорида меди, цвет изменился с желтого на красный диапазон – кислая среда. При гидролизе соли (слабое основание + слабая кислота) получается слабое основание и слабая кислота. - С какими видами гидролиза мы познакомились и какие соли при этом получаются? | III. Практикум Задача: использовать понятие «гидролиз солей» при решении практических задач. Результат: учащиеся умеют решать задачи разного уровня сложности, используя, новый способ действия при определении гидролиза солей. Гидролиз по катиону, в растворе присутствуют основные соли и кислота. Гидролиз по аниону, в растворе присутствуют кислые соли и щелочь. При гидролизе по катиону и аниону образуется основание и кислота. | И, Г | Л: смыслообразование (какое значение имеет учение), Р: контроль и коррекция, К: выявление и идентификация проблемы, контроль и коррекция | Устный контроль |
5. Этап контроля (взаимоконтроля). | Задача этапа - проверка усвоения знаний на уроке. Методы контроля и взаимоконтроля – письменная. Выполняем самостоятельную работу по вариантам (8-10 минут). Проверим самостоятельную работу. | Слайд № 13 - 14 | И | Л: нравственно-этическое оценивание, П: общеучебные и логические | Письменный контроль |
6. Этап информации учащихся о домашнем задании. | Задача - повышение мотивации выполнения домашнего задания, т.к д/з развивает память, навыки, самодисциплину. | Слайд № 16 Записываем домашнее задание в тетрадь. Домашнее задание 1. Письменно: указать возможные уравнения гидролиза для растворов следующих солей. а) хлорид железа (III); | И | П: установление причинно-следственных связей, Р: оценка и осознание качества и уровня усвоения | |
7. Рефлексия | Синквейн. (Слайд № 17) | Л: понимание значение знания для человека, Р: оценивание своей работы, умение адекватно воспринимать информацию учителя и товарищей, содержащую оценочный характер, К: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; контроль и оценка действия партнера. |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Гидролиз солей"
Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...
Презентация: " Гидролиз солей"
В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей с использованием виртуальной лаборатории....
Презентация: " Гидролиз солей"
В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей с использованием виртуальной лаборатории....
Гидролиз солей. 11 класс.
Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...
Гидролиз солей
Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент. Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...
Тест "Гидролиз солей. Среда водных растворов:кислая, нейтральная, щелочная" ЕГЭ РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ. 11 класс
Тест для учащихся 11 класса для подготовке к ЕГЭ. РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ....
ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»
Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...