Презентация к уроку "Глюкоза- королева углеводов"
презентация к уроку по химии (11 класс) по теме
Презентация для открытого урока по теме "Глюкоза", содержит не только задачи, но и обширный дополнительный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_glyukoza.rar | 2.38 МБ |
urok_khimii_glyukoza_sostav_stroenie_svoystva_primenenie.doc | 201.5 КБ |
Подписи к слайдам:
С6Н12О6
М(С6Н12О6)= 12*6+1*12+16*6=180г/моль
Историческая справка
1811 год – Кирхгоф – впервые получил глюкозу.1837 год – Берцеллиус – установил молекулярную формулу глюкозы.1860 год – Бертло – установил содержание в глюкозе ОН групп.1861 год – Бутлеров – получил глюкозу из формальдегида.1869 год – Колли – определил колличество ОН групп в глюкозе.
Получение.
Фотосинтез 6CO2+6H2O C6H12O6+6O21861 год Бутлеров 6HCOH Ca(OH)2 C6H12O6(C6H12O6)n + nH2O H2SO4t nC6H12O6
Изомерия
Реакция серебряного зеркала СН2ОН (СНОН)4 СОН + Аg2O AgNO3 (CHOH) (CHOH)4 COOH + 2Ag
СН2ОН (СНОН)4 СОН + 2Cu(OH)2CuSo4 (CHOH) (CHOH)4 COOH + Cu2O + H2O3.Гидрирование СН2ОН (СНОН)4 СОН + Н2 CH2OH (CHOH)4 CH2OH
Брожение
а) Спиртовое С6Н12О6 2С2Н5ОН+2СО2б) Молочнокислое С6Н12О6 2СН3 СНОН СООНв) МаслянокислоеС6H12О6 С3Н7СООН + 2Н2 + 2СО2
Задача
I вариант – Какой объём кислорода выделится при фотосинтезе, если растение поглотило 67,2л углекислого газа?Ответ: 67.2л
II вариант – Сколько грамм осадка Cu2O выделится, если 18г глюкозы растворить в воде, а полученный раствор ввести в реакцию с гидроксидом меди (II)?Ответ: 14,4г.
Применение
Медицина -Глюкоза – источник энергии. -Лекарственные препараты. -Сорбит – заменитель сахара для больных сахарным диабетом.
Кондитерские изделия
Кисломолочные продукты.
Сельское хозяйство.
Силосование кормов.
Текстильная промышленность.
Изготовление ёлочных игрушек и зеркал
Тест
Глюкоза относится к:а) тетрозам, б) пентозам в) гексозам2.В организме человека и животных глюкоза:а) является источником энергии.б)выполняет запасающую функцию.в)участвует в процессе фотосинтеза.г)является катализатором.
3.Укажите функциональную группу, входящую в состав изомера глюкозы:а)карбонильная в)аминогруппаб)карбоксильная г)метильная4.В результате окисления глюкозы аммиачным раствором оксида серебра образуются:а)глюконовая кислота и водаб)глюкосахарат и водав)спиртокислота и сереброг)многоатомный спирт и вода
5.Какое вещество образуется при спиртовом брожении глюкозы:а)этиловый спиртб)метиловый спиртв)молочная кислотаг)глюконовая кислота6.Укажите окраску раствора глюкозы при добавлении свежеприготовленного гидроксида меди(II):а)голубая в)красно-фиолетоваяб)синяя г)красная
Ответы:
1-в2-а3-а4-в5-а6-б
Осуществите цепочку превращений.
Iвариант CO2+ H2O X1 X2 X3IIвариант СН3ОН X1 X2 X3
Ответ: I вариант6СО2 + 6Н2О С6Н12О2+6О2С6Н12О6 2С2Н5ОН+2СО2С2Н5ОН+СuО СН3СОН + Сu + Н2ОII вариантСН3ОН+СuO HCOH+Cu+H2O6HCOH Ca(OH)2 C6H12O6CH2OH-(CHOH)4-COH +H2 CH2OH-(CHOH)4-CH2OH
Рефлексивный тест
1.На уроке я узнал(а) много нового2.Мне это пригодится в жизни3.На уроке было над чем подумать4.На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.5.На уроке я поработал(а) добросовестно.
Предварительный просмотр:
МОУ Криушинская СОШ Учитель химии Ершова Т. А
Урок №
Тема: Глюкоза. Состав, строение, свойства, применение.
Задачи:
1.Воспитывающие научное представление окружающего мира, производственных процессов, гордость за достижение отечественной науки.
2. Обучающие:
Знать: 1.Физические свойства С6Н12О6
2. Виды формул С6Н12О6
3. Содержание в природе
4. Области применения
5. Способы получения глюкозы
6. Химические свойства С6Н12О6
7. Виды брожения.
Уметь: 1. Составлять различные формулы С6Н12О6
2. Составлять формулу изомера глюкозы
3. Составлять уравнение получения и химических свойств С6Н12О6
4. Составлять уравнение брожения С6Н12О6
5. Осуществлять цепочки превращений.
6. Осуществлять вычислительные действия и решать задачи по данной теме
3. Развивающие память, внимание, мышление, интерес к науке, науки работы с химическими реактивами.
Оборудование и реактивы:
С6Н12О6, CuSO4, NaOH, фруктоза, индикаторная бумага, кондитерские изделия, молочнокислые продукты, соленья, молоко, лекарственные препараты (аскорбиновая кислота, глюконат кальция), виноград (сок), мед, спиртовка, пробирки, держатели, стеклянные палочки.
Тип урока: изучение новой темы, интегрированный урок с использованием мультимедийной установки.
Ход:
1. Организационный момент-2 минуты.
2.Актуализация знаний.
- Какой класс органических соединений мы начали изучать?
-Что такое углеводы, их общая формула? Сn(H2О)m, где n и m>3
- Какова классификация углеводов? Приведите примеры.
Тема нашего урока: «ГЛЮКОЗА».
Определите её место в квалификационном ряду.
План урока:
1. Познакомиться с содержанием С6Н12О6 в природе.
2. Раскрыть физические свойства С6Н12О6
3. Раскрыть историческую справку открытия глюкозы.
4. Изучить различные виды формул и научиться их составлять.
5. Ознакомиться с изомером глюкозы.
6. Раскрыть способы получения С6Н12О6.
7. Изучить химические свойства С6Н12О6 и научиться составлять химические уравнения
8. Рассмотреть различные виды брожения С6Н12О6.
9. Раскрыть роль С6Н12О6 в природе и для человека.
10. Проверить себя: задача, тест, тайные вопросы.
11. Практически научиться доказывать наличие С6Н12О6 и различать среди других веществ.
Термины и понятия на доске: фруктоза, α, β - глюкоза, глюконовая кислота, алкоголят, сорбит, брожения, Кирхгоф, Берцелиус, Бертло, Колли, Бутлеров, альдоза, кетоза.
Число, тема в рабочей тетради, карточки, оценочный лист, буклеты.
3. В природе: много в соке винограда виноградный сахар
Мёд глюкоза + фруктоза, зеленые растения, мышцы, кровь (0,08-0,11%)
4. Физические свойства: исследуйте глюкозу: цвет, растворимость в воде, t 3 ↓ , чем у воды.
5. Формула С6Н12О6, рассчитайте М (проверка)
6. Историческая справка:
- 1811г. Кирхгоф впервые получил С6Н12О6 гидролизом крахмала и целлюлозы.
- 1837г. Берцелиус установил формулу С6Н12О6.
- 1860г. Бертло – входят ОН- группа
- 1861г. Бутлеров – получил из
- 1869г. Колли – количество ОН- групп (5)
1 СОН и 5 ОН групп
-Составьте структурную формулу глюкозы. (проверка)
Альдегидная форма (ф. Фишера) ОКСО-цикло-тауметрия
альдегидоспирт (альдоза)
фуксинсернистой кислотой → красное окрашивание, а у глюкозы нет.
7. Получение.
-Какой вы знаете способ получения
1) Фотосинтез 6CO2 + 6H2O → C6H12O6 + 6O2 ↑
Ежегодно растения Земли с помощью фотосинтеза создают от 200 млрд. органических веществ
2) Бутлеров
6HCOH C6H12O6
t
3) (C6H11O5)n + n H20 nC6H12O6
8.Изомерия. – Какие вещества изомерны с альдегидами.
- Составить изомер для глюкозы, если вместо фруктоза кетоноспирт (кетоз)
9. Химические свойства.
-Какие функциональные группы присутствуют в глюкозе?
-Какие свойства можно предвидеть?
по СОН: Н2, Аg2O, Cu (OH)2 на листах
по ОН: Cu(OH)2 (4,5 а т С); у доски
Дополнительно:
9.1 Окисление С6Н12О6 (в организме)
энергия
55% С6Н12О6 идет на образование АТФ работа мышц секреции
9.2. Брожение.
а) спиртовое
C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2
б) молочнокислые
C6H12O6 → 2CH3 – CHOH -COOH
Молочная кислота
Индикаторная бумага
Синяя Красная
Свежее молоко Кефир
В) маслянокислые
C6H12O6 → C3H7COOH + 2H2 +2CO2
10. Что такое на столе: глюкоза, фруктоза, (глицерин) кирпично-красный
глюкоза; синее фруктоза (глицерин)
11. Задачи.
I в. Какой объем кислорода выделится при фотосинтезе, если растение поглотило 67,2 л углекислого газа
Решение. 67,2 л х л
6CO2 + 6H2O → C6H12O6 + 6O2
134,4 л 134,4 л х = 67,2 л
II в. Сколько грамм осадка Cu2O выделится, если 18 г глюкозы растворить в воде, а полученный раствор ввести в реакцию с гидроксидом меди (||)
Решение
У доски. Какова масса глюкозы, при брожении которой получится 276 г этанола при выходе 80%.
Решение: х г 345 г
C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2
180 г 92 г
mT = 276 г : 0, 8 = 345 г,
х = 675 г.
12.Применение. Краткие сообщения по применению глюкозы в соответствии с выбором профессии.
а). Медицина (источник энергии, лекарственные
препараты, сорбит (заболевание сахарным диабетом)
б) Кондитерская промышленность - Какие реакции лежат в основе
в) Ветеринария, зоотехники (с/х) применения
г) Стилисты, визажисты, модельеры.
13. Тест.
1). Глюкоза относится к: а) тетрозам, б) пентозам, в) гексозам.
2). В организме человека и животного глюкоза:
а) является источником энергии,
б) выполняет запасающую функцию,
в) участвует в процессе фотосинтеза,
г) является катализатором.
3). Укажите функциональную группу, входящую в состав изомера глюкозы:
а) карбонильная, б) карбоксильная, в) аминогруппа, г) метильная.
4). В результате окисления глюкозы аммиачным раствором оксида серебра образуется:
а) глюконовая кислота и вода, б) глюкосахарат и вода,
в) спиртокислота и серебро, г) многоатомный спирт и вода.
5). Какое вещество образуется при спиртовом брожении глюкозы:
а) этиловый спирт, б) метиловый спирт, в) молочная кислота, г) глюконовая кислота.
6). Укажите окраску раствора глюкозы при добавлении свежеприготовленного гидроксида меди (II):
а) голубая, б) синяя, в) красно-фиолетовая, г) красная.
Ответы: 1-в ; 2-а ; 3-а ; 4-в ; 5-а ; 6-б
- Осуществите цепочку превращений : Д/З
I в) CO2 + H2O X1 X2 Х3
II в.) CH3OH X1 X2 X3
Решение :
I в).
1) СO2 + H2O C6H12O6 + 6O2
2) C6H12O62C2H5OH + 2CO2
3) C2H5OH + CuO CH3COH + Cu + H2O
II в).
- CH3OH +CuOH COH + Cu + H2O
- 6H COH C6H12O6
- CH2OH – (CH OH)4 – COH + H2 CH2OH – (CHOH)4 – CH2OH
- Рефлексивный тест (размещение звездочек)
- Подведение итогов по оценочному листу.
- Домашнее задание: § 35, упр. 4, 5, 6, 7*, тесты ЕГЭ («3» - уровень А, «4» -«5» - уровень А и В), таинственные вопросы.
ТАИНСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
I. Некоторые лягушки нашли применение глюкозы в своём организме.
В зимнее время иногда можно найти лягушек , вмёрзших в ледяные глыбах , но после оттаивания земноводные оживают . Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть ?
Ответ: С наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы . Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.
II. Герои романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако) , как вдруг выяснилось , что оно совершенно не съедобна
- Быть может, оно слишком долго лежало? – озадаченно спросил один из них
- Нет, он, к сожалению, долго бежало! – ответил учёный – географ Поганель.
Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животные убиты во время отдыха, но если за ним долго охотится и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно». Что произошло?
Ответ: Происходит «гликолиз» (расщепление сахара):
глюкоза→молочная кислота→ уксусная кислота
↓
CO2 + H2O
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Легкая атлетика - королева спорта"
Бег. Спринтерский бег. Прыжок в длину с разбега....
Презентация "Белки жиры и углеводы"
Презентация "Белки, жиры и углеводы" предназначена для краткого знакомства в теме "Органические вещества" с важнейшимиорганическими веществами. Можно некоторые слайды показать и в 10 кл. при изучении ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Углеводы". 10 класс. (В четырёх частях).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Углеводы". 10 класс. (В четырёх частях)....
Презентаци к открытому уроку "Углеводы"
Презентаци к открытому уроку "Углеводы"25 слайдов, включают необходимый наглядный материал и викторину к уроку...
Презентации по теме "Королева Елизавета II"
Презентация "Елизавета II" является хорошим иллюстративным материалом при введении темы "Королевский Лондон" в 6 классе, а также представляет собой дополнительный материал к УМК Афанасьевой О.В. и Мих...
Презентация по теме "Королева Виктория"
Виктория - королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837 г., императрица Индии с 1 мая 1876 г. Седьмая королева Великобритании и Ирландии. Викторианская эпоха совпала с пр...
Презентация "Легкая атлетика - королева спорта" для начальной школы
Презентация по легкой атлетике для начальной школы....