Урок повторения и обобщения знаний по теме: «Кислородосодержащие органические вещества»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Ефимова Ольга Геннадьевна

Урок повторения и обобщения знаний по теме: «Кислородосодержащие органические вещества»  проводится в форме игры - комендного конкурса. Цели урока: -обобщить знания о кислородосодержащих органических соединениях; - развивать внимание, логическое мышление, творческие способности учащихся; -  воспитывать коллективизм, ответственность, терпимость к чужому мнению. Урок проходит в шесть этапов. Первый этап - конкурс на знание номенклатуры и классов органических соединений. Второй конкурс на знание способов получения кислородосодержащих органических соединений и их химических свойств. Третий конкурс  - конкурс экспериментаторов. Четвертый конкурс  - кроссворд. Пятый конкурс – викторина. Шестой - творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_i_obobshcheniya_znaniy_po_teme.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторения и обобщения знаний по теме:

«Кислородосодержащие органические вещества»  (10 класс)

Цели:

  • обобщить знания о кислородосодержащих органических соединениях;
  • развивать внимание, логическое мышление, творческие способности учащихся;
  • воспитывать коллективизм, ответственность, терпимость к чужому мнению

Оборудование: дидактические карточки, наборы для экспериментальной работы на 4 группы – пробирки с номерами (этанол, глицерин, уксусная кислота), универсальный индикатор, медная проволочка, растворы медного купороса, гидроксида натрия,  горелки.

Ход урока.

Мы заканчиваем изучение темы «Кислородосодержащие органические соединения». Сегодня у нас обобщающий урок, который мы проведем в форме соревнования между четырьмя командами.

В ходе урока будут повторены, обобщены и проверены знания по теме.

Члены команд к концу урока должны поставить отметки своим товарищам, а жюри, состоящее из гостей, присутствующих сегодня на уроке, определит команду победителя.

Первый конкурс на знание номенклатуры и классов органических соединений. Каждая команда получает карточки с формулами и конверты с названиями классов кислородосодержащих органических соединений (спирты, альдегида, карбоновые кислоты, сложные эфиры). Вам необходимо правильно и быстро написать названия веществ под формулами и разложить карточки в соответствующие конверты.

СН3СН СН3

ОН

СН3

СН3СН СН3

ОН

СН3СНСООН

             │

                 CН3

НСООН

СН3СОН

СН3СООН

СН3СООСН3

СН3СН2СООН

НСОН

СН3СООС2Н5

СН3СН2СН2ОН

СН2СООН

          │

             Cl

Второй конкурс на знание способов получения кислородосодержащих органических соединений и их химических свойств.

Каждая команда получает карточку, на которой записаны уравнения химических реакций, отражающие химические свойства или способы получения спиртов, альдегидов. Карбоновых кислот. Сложных эфиров. Но в этих химических уравнениях пропущены формула веществ. Вам необходимо их записать.

                         >140С, H2SO4(конц.)

СН3СН2ОН                                                    …            +   Н2О

                         <140С, H2SO4(конц.)

2СН3СН2ОН                                                  …             +   Н2О

                                     (аммиачный раствор), t

СН3СОН + Ag2O                                          СН3СООН    +   …

                                             t,  H2SO4(конц.)

СН3СООН+      …                                              СН3СООС2Н5   +    Н2О

Третий конкурс  - конкурс экспериментаторов.  Для решения экспериментальной задачи от каждой команды приглашаю по два человека.

Задание следующее: в пробирках под номерами находятся органические вещества – этанол, глицерин, уксусная кислота. Вам необходимо их распознать в помощью выданных реактивов и записать соответствующие уравнения химических реакций.

В это время команды решают расчетную задачу. При нагревании 1, 36 г технического ацетата натрия с избытком разбавленной серной кислоты получили 0,6 г уксусной кислоты. Вычислите массовую долю (в%) примесей в техническом образце ацетата натрия.

Четвертый конкурс  - кроссворд. Каждая команда получает лист с заданием:

Химический кроссворд

Ключевое слово – название одного из кислородосодержащих органических веществ (трехатомный спирт).

1. Одноатомный предельный спирт, в молекуле которого шесть атомов углерода.

2. Класс органических веществ, получаемых окислением спиртов.

3. Двухатомный спирт.

4. Соль уксусной кислоты.

5. Ученый, открывший реакцию получения уксусного альдегида из ацетилена.

6. Вещество, образующееся в результате реакции этерификации.

7. Класс органических веществ, молекулы которого содержат гидроксогруппу.

8. Сильный антисептик, который называют карболовой кислотой.  

                               

Пятый конкурс – викторина. Читаю вопросы, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.

  1. Почему метановую кислоту называют муравьиной? (эта кислота впервые была выделена в XVII в. из красных лесных муравьев)

  1. Что такое антифризы? (Жидкости, замерзающие при низких температурах, которые заменяют воду в радиаторах автомобильных и авиационных моторов в зимних условиях. Антифризами служат водные растворы этиленгликоля. Раствор, содержащий 25% этиленгликоля замерзает при температуре -12С, а раствор, содержащий 60% этого вещества – при -49С.)

  1. Какое взрывчатое вещество в малых количествах используют в медицине при сердечных приступах? (Тринитроглицерин)

  1. Какой пищевой продукт получают из гидрогенезированного растительного масла? (Маргарин)

  1. К какому классу органических соединений относятся жиры? (К сложным эфирам). Где еще образуются сложные эфиры в природе?

  1. Почему мыло плохо моет в жесткой воде? (Присутствующие в жесткой воде ионы кальция образуют с мылом нерастворимые соли.)

  1. Какая реакция является качественной на альдегиды? Где она применяется? (Реакция серебряного зеркала)

Шестой конкурс – творческий. Используя приведенные рифмы, сочинить четверостишие (каждая команда получает лист бумаги с записанными рифмами).

карбоновых кислот – невпроворот

жир – эфир

этанол – вреден он

Жюри во время проведения урока заполняет сводную таблицу, по которой определяется команда-победитель. Наиболее активные учащиеся из команд получают отметки, а также ученики, решавшие экспериментальную задачу.

Итоги        конкурса

«Кислородосодержащие   органические    соединения»

Конкурс  

Команды

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: повторение и обобщение знаний по теме «Давление»

Данный урок проводится, чтобы проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы; выявить трудности освоения знаний по теме "Давление"...

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Взаимодействие тел"

Урок повторения и обобщения знаний по теме,применение знаний в новой ситуации при решении качественных,расчетных и экспериментальных задач....

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" 9 класс

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" (конспект урока и презентация)....

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» (5 класс)

Урок по учебнику Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е. Е. Семёнова. Русский язык. 5 класс: учебник для образовательных учреждений /Под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2012. – 254 с...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...