Открытые тестовые задания по теме «Основания».
статья по химии (8 класс) по теме

О методике составления открытых тестовых заданий,  предназначенных для самостоятельной работы и проверки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovaniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытые тестовые задания по теме «Основания».

8 класс

    Проверка знаний учащихся – основная часть учебно-воспитательного процесса. Методы проверки связаны с методами всех остальных звеньев этого процесса – изложением и закреплением изученного материала, повторением, обобщением и совершенствованием знаний и умений. Проверка знаний позволяет определить, как усвоен учебный материал как одним учеником, так и всем классом. При систематической проверке знаний у учащихся вырабатывается навык готовиться к каждому уроку.

    Опыт моей работы показывает, что учащихся пенитенциарного (унитарного) учреждения вечерней (сменной) и заочной общеобразовательных школах у учащихся класса весьма разнообразен прошлый учебный опыт. Все они, даже обучающиеся в одном классе, в отличие от учащихся массовых школ, учились у разных учителей, с разными стилями преподавания, разными требованиями. Это говорит о неравномерной подготовке учеников к эффективному обучению и прежде всего к усвоению нового материала. Неравномерность является следствием разной работоспособности, особенностей памяти, мышления, неодинаковых умений и навыков, перерыва в учёбе перед поступлением в вечернюю школу, различных возрастов учащихся и методов обучения. Всё перечисленное собирательно определяет индивидуальные особенности обучаемых. К тому же этот прошлый опыт мог породить негативное отношение к учению, в частности к химии. И это объяснимо: в 8-х – 9-х классах изучается очень сложный для восприятия и усвоения материал (периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева, строение атома, химическая связь, строение веществ, классификация сложных неорганических веществ, способы их получения и химические свойства и. т. д.).

    Как показывают психологические исследования (Ю.Н. Кулюткин, Г.С Сухобская), отношение к учению взрослых учащихся находит выражение в мотивах учебной деятельности, которые очень разнообразны. В одних случаях – это чисто прагматическая цель – получить аттестат зрелости, в других – стремление к расширению кругозора, развитию способностей или желание заниматься самообразованием, стремление лучше понимать жизнь и т. д. В каждом конкретном классе трудно найти доминирующий мотив.

Работу учителя химии, кроме того, осложняют такие факты как необходимость обучать учащихся разных профессий, имеющих разнообразные профессиональные интересы, а также их неодинаковый возраст, более или менее длительные перерывы в учёбе (от одного до десяти и более лет). Это всё негативные факты.

Опыт работы показывает, что учащихся 8 – 9 класса (на базе 12-ти классов) зачастую затрудняются ответить на вопросы о химических свойствах, названиях, составлении химических формул по валентности, определение валентности элементов по формулам их соединений, способах получения неорганических веществ, составить соответствующие уравнения химических реакций.

    Учитывая, что эти базовые сведения необходимы и при дальнейшем изучении химии, знание и понимание данной темы очень важны.

    Как учитель химии, имею 1 час в неделю в каждом классе для проведения индивидуальных консультаций и провожу эти занятия по-разному: иногда работаю с одним классом, иногда объединяю на одном занятии учеников разных параллелей. Именно поэтому мной было выбрано создание тестовых заданий по теме «Основания». Тестовые задания предназначены для самостоятельной работы и проверки знаний учащихся. Однако её можно использовать также и на повторительно-обобщающих занятиях по данной теме. Использование тестовых заданий предполагает возможность организации активной познавательной деятельности учащихся в индивидуальном режиме, варьируя темы обучения в зависимости от исходного уровня знаний учащихся, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. В заданиях включено: формулы, названия и химические свойства оснований в расчётных задачах. Материал тестовых заданий включает повторение основных понятий темы.

    Систематическая проверка знаний способствует формированию таких навыков, как прилежание, критическое отношение к своей работе. В то же время проверка знаний помогает учителю анализировать результаты своей работы, обнаруживать в ней недостатки и принимать меры к их устранению.

    Проверка знаний – не самоцель, это средство, направленное на обеспечение высокого качества подготовки учащихся по предмету и их воспитания. Традиционные формы, виды и методы контроля результатов обучения разнообразны. Проверка должна стимулировать активность учения, способствовать более глубокому усвоению учебного материала, отражать результаты обучения учащихся.

    Наряду с ними мировое распространение получило педагогическое тестирование. Тестовый контроль можно применять при всех видах проверки знаний: предварительной, текущей, тематической и итоговой. Различают несколько различных форм заданий. Мы предлагаем открытые тестовые задания по теме «Основания» из раздела «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений, способы их получения и химические свойства» курса химии 8-го класса.

Методика составления открытых тестовых заданий достаточно простая. Необходимо сформулировать предложение, исключить формулу, название вещества или число, которое учащиеся должны вписать в процессе работы над заданием. Данные задания можно считать более сложными по сравнению с другими формами тестовых заданий, используемых в процессе обучения.

Формулы, названия и химические свойства оснований.

1. Формула гашеной извести, которая образуется при соединении оксида кальция

     с водой. СаО  +  Н2О  =  Са(ОН)2

     Название оснований, которые при нагревании разлагаются на соответствующие

     оксиды и воду.

2. Напишите уравнения реакций разложения гидроксида меди и гидроксида

    железа(III).

                     to                                                                                                                        to

    Cu(OH)2  = CuO  +  H2O                                      2Fe(OH)3  =  Fe2O3  +  3H2O

    Название оснований (щелочей), которые образуются при взаимодействии

    щелочных и щелочноземельных металлов и их оксидов с водой:

    2Na  +  2 H2O  =  2NaOH  +  H2                          Ca  +  2H2O  =  Са(ОН)2  +  H2

                              гидроксид натрия                                                                                      гидроксид кальция

    Na2O  +  H2O  =  2NaOH                                     CaO  +  H2O  =  Са(ОН)2

                                               гидроксид натрия                                                                                       гидроксид кальция

3. Коэффициент перед формулой гидроксида натрия в уравнении реакции обмена

    равен  ......  (2).

FeSO4  +  2NaOH  =  Fe(OH)2↓  +  Na2SO4

    Сумма коэффициентов перед формулами исходных веществ в уравнении реакции

    нейтрализации нерастворимым основанием железа (II) и соляной кислотой

    равна  ......  (2).

Fe(OH)2  +  2HCl  =  FeCl2  +  2H2O

4. Сумма всех коэффициентов перед формулами веществ в уравнении реакции

    нейтрализации серной кислоты и гидроксида калия равна  ...... (4).

Na2SO4  +  2KOH  =  К2SO4  +  2 H2O

    Название соли, которая образуется при взаимодействии гидроксида бария с

    сульфатом натрия  ......  (сульфат бария).

Ba(OH)2  +  Na2SO4  =  BaSO4↓  +  2 NaOH

    При взаимодействии гидроксида железа (III) с серной кислотой образуется  ......  

    и вода.  (Сульфат железа (III)).

О методике составления открытых тестовых заданий,  предназначенных для самостоятельной работы и проверки знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по теме "Морфология" 5 класс

Тестовое задание "Морфология" к уроку русского языка в 5 классе "Самостоятельные и служебные части речи"...

Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».

Задания составлены в  соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...

Тестовые задания по теме "Атомная физика" (11 класс)

Задания предназначены для итогового контроя по теме "Атомная физика" в 11 классе. Задания составлены в формате ЕГЭ и содержат части А, В, С....

Тестовые задания по теме "Прогрессия"

Данная работа содержит задания, в которых ответ предыдущего примера  включается в следующий пример....

Тестовая работа по теме "Основания в свете ТЭД"

Файл в формате Excel для проведения текущего контроля по теме "Основания в свете теории электролитической диссоциации" в 8 классе. Программа сразу выставляет отметку учащемуся....

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"

Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...

Задания по теме: Основания

Задания н закрепление знаний по теме: Основания...