ОВР подготовка к ЕГЭ
учебно-методическое пособие по химии (11 класс) по теме
Разработка включает все задания С1 прошлых лет с решениями и необходимый теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по химии по теме ОВР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovr._podgotovka_k_ege.docx | 894.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры выполнения задания части С1
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:
2) Указано, что иод в степени окисления −1 является восстановителем, а азот в степени окисления +3 (или нитрит калия за счёт азота в степени окисления +3) — окислителем.
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
C 1 № 41. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) определены недостающие в схеме реакции вещества и составлен
электронный баланс:
2 | Mn+7 + ē → Mn+6
1 | S+4 – 2ē → S+6
2) указано, что сера в степени окисления +4 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) – окислителем;
3) составлено уравнение реакции:
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Указано, что кислород в степени окисления −1 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
C 1 № 50.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
Пояснение.
1) Составлен электронный баланс:
2) Указано, что хлор в степени окисления −1 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат-ион за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
C 1 № 183. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) составлен электронный баланс:
2) указано, что сера в степени окисления +4 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) – окислителем;
3) определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:
C 1 № 226. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы -2) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или марганцевая кислота за счёт марганца +7) — окислителем.
C 1 № 312. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что азот в степени окисления +2 (или оксид азота за счёт азота +2) является восстановителем, а хлор в степени окисления +7 (или хлорная кислота за счёт хлора +7) — окислителем.
C 1 № 355. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что йодид калия является восстановителем (за счёт йода со степенью
окисления -1), а серная кислота — окислителем (за счёт серы со степенью окисления
+6).
1 № 398. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что бром в степени окисления -1 (или бромид калия за счёт брома в степени окисления -1) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.
C 1 № 441. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что азот в степени окисления +2 (или оксид азота за счёт азота +2) является восстановителем, а хлор в степени окисления +1 (или гипохлорит калия за счёт хлора +1) — окислителем.
C 1 № 484. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что азот в степени окисления +3 (или за счёт азота в степени окисления +3) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.
C 1 № 527. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что фосфор в степени окисления +3 (или оксид фосфора) является восстановителем, а диоксид азота за счёт азота в степени окисления +4 — окислителем.
C 1 № 570. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что сера в степени окисления +4 является восстановителем, а йод в степени окисления 0 — окислителем.
C 1 № 613. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы -2) является восстановителем, а хлор в степени окисления +5 (или хлорноватая кислота за счёт хлора +5) — окислителем.
C 1 № 656. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
3) Указано, что марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия) является окислителем, а железо в степени окисления +2 (или сульфат железа (II)) — восстановителем.
C 1 № 699. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы в степени окисления -2) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 — окислителем.
C 1 № 742. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что MnSO4 является восстановителем (за счёт марганца со степенью окисления +2), а KMnO4 — окислителем (за счёт марганца со степенью окисления +7).
C 1 № 785. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что хром в степени окисления +3 является восстановителем, а азот встепени окисления +5 (или нитрат калия за счёт азота в степени окисления +5) — окислителем.
C 1 № 828. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что фосфор в степени окисления +3 (или оксид фосфора (III) за счёт фосфора +3) является восстановителем, а азот в степени окисления +5 (или азотная кислота за счёт азота +5) — окислителем.
C 1 № 871. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что фосфор в степени окисления -3 (или фосфин за счёт фосфора в степе¬ни окисления -3) является восстановителем, а серебро в степени окисления +1 (или нитрат серебра за счёт серебра в степени окисления +1) — окислителем.
C 1 № 957. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что фосфор в степени окисления 0 является восстановителем, а хлор в степени окисления +5 (или хлорноватая кислота за счёт хлора +5) — окислителем.
C 1 № 1000. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
Указано, что хром в степени окисления +3 (или сульфат хрома (III)) является восстановителем, а бром в степени окисления 0 — окислителем.
C 1 № 1043. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что MnSO4 является восстановителем (за счёт марганца со степенью окисления +2), а — окислителем (за счёт марганца со степенью окисления +7).
C 1 № 1086. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что бром в степени окисления -1 (или бромид калия за счёт брома в степени окисления -1) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.
C 1 № 1129. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3)Указано, что фосфор в степени окисления -3 (или фосфин за счет фосфора -3) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или марганцевая кислота за счет марганца +7) — окислителем.
C 1 № 1172. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции
3) Указано, что фосфор в степени окисления -3 (или фосфин за счёт фосфора -3) является восстановителем, а хлор в степени окисления +5 (или хлорноватая кислота за счёт хлора +5) — окислителем.
C 1 № 1215. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
1) Составлен электронный баланс:
2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
Указано, что хром в степени окисления +6 (или бихромат калия) является окислителем, а сера в степени окисления -2 (или сероводород) — восстановителем.
Теоретические сведения.
Перманганат калия как окислитель.
+ восстановители | ||
в кислой среде | в нейтральной среде | в щелочной среде |
(соль той кислоты, которая участвует в реакции) | Манганат или , - |
Дихромат и хромат как окислители.
(кислая и нейтральная среда), (щелочная среда) + восстановители всегда получается | ||
кислая среда | нейтральная среда | щелочная среда |
Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: | в растворе, или в расплаве |
Повышение степеней окисления хрома и марганца.
+ очень сильные окислители (всегда независимо от среды!) | ||
, соли, гидроксокомплексы | + очень сильные окислители: | Щелочная среда: образуется хромат |
, соли | + очень сильные окислители в кислой среде или | Кислая среда: образуется дихромат или дихромовая кислота |
— оксид, гидроксид, соли | + очень сильные окислители: | Щелочная среда: — манганат |
— соли | + очень сильные окислители в кислой среде или | Кислая среда: — перманганат |
Азотная кислота с металлами.
— не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота.
Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот | ||||
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота | Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления | Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота |
Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют: | ||||
Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации: |
Серная кислота с металлами.
— разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее в ряду напряжений, при этом выделяется водород;
— при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.
Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота | Щелочноземельные металлы + конц. кислота | Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота. | Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная) |
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют: | |||
Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации: |
Диспропорционирование.
Реакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:
Диспропорционирование неметаллов — серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).
Сера + щёлочь 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении) | и |
Фосфор + щелочь фосфин и соль гипофосфит (реакция идёт при кипячении) | и |
Хлор, бром, иод + вода (без нагревания) 2 кислоты, | и |
Бром, иод + вода (при нагревании) 2 кислоты, | и |
Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.
+ вода 2 кислоты, азотная и азотистая | и | ||||||
| и | ||||||
| и |
Активность металлов и неметаллов.
Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au |
Активность неметаллов так же можно определить по их положению в таблице Менделеева.
Запомните! Азот — более активный неметалл, чем хлор!
Более активный неметалл будет окислителем, а менее активный будет довольствоваться ролью восстановителя,если они реагируют друг с другом.
Ряд электроотрицательности неметаллов:
увеличение электроотрицательности |
Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.
а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:
б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления — они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).
Необходимые навыки.
- Расстановка степеней окисления.
Необходимо помнить, что степень окисления — это гипотетический заряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.
Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:
- Расстановка степеней окисления в органических веществах.
Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.
Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:
2-метилбутен-2: –=
ацетон:
уксусная кислота: –
- Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.
Пример:
В этой реакции надо увидеть, что иодид калия может являться только восстановителем, поэтому нитрит калия будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
Причём в этих условиях (разбавленный раствор) азот переходит из в ближайшую степень окисления .
- Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
Самая частая проблема — с дихроматом калия , когда он в роли окислителя переходит в :
Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении.
Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить перед и перед
Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?
- Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой — ничего похожего на соединения серы — видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.
Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:
- Помните, что вода — вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.
Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?
Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:
(хол. р-р.)
(водн.р-р) | ||
- Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:
Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:
- Во что переходят реагенты в реакции?
Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель — сильные или не очень?
Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из в , обычно окисление идёт только до .
И наоборот, если — сильный восстановитель и может восстановить серу из до , то — только до .
Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:
(конц.)
- Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.
Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?
- Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.
Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?
- Если же один из реагентов — типичный окислитель или восстановитель — тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.
Пероксид водорода — вещество с двойственной природой, в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя — переходит в свободный газообразный кислород.
Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?
Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.
Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а по кислороду мы только проверяем!
- Задание 13: Допишите и уравняйте:
Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.
Возможные ошибки.
- Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
Часто ошибаются в следующих случаях: - а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин — степень окисления у фосфора — отрицательная;
б) в органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома учтено;
в) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления ;
г) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления ;
д) пероксиды и надпероксиды — в них кислород не имеет степени окисления , бывает , а в — даже ;
е) двойные оксиды: — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов. - Задание 14: Допишите и уравняйте:
Задание 15: Допишите и уравняйте:
- Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.
Пример: в реакции свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…
- Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!
а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.
Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:
Ответы и решения к заданиям с пояснениями.
Задание 1:
Задание 2:
2-метилбутен-2: –=
ацетон:
уксусная кислота: –
Задание 3:
Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше — т.е. 6.
Задание 4:
Так как в молекуле два атома азота, эту двойку надо учесть в электронном балансе — т.е. перед магнием должен быть коэффициент .
Задание 5:
Если среда щелочная, то фосфор будет существовать в виде соли — фосфата калия.
Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.
Задание 6:
Так как цинк — амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс. В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции:
Задание 7:
Электроны отдают два атома в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов:
(хол. р-р.)
Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получитсятолько одна молекула.
Задание 8:
В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона приходится 3 сульфат-иона. Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы).
Задание 9:
(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода переходит в процессе уравнивания вправо!)
(конц.)
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)
Задание 10:
Не забудьте, что марганец принимает электроны, при этом хлор их должен отдать.
Хлор выделяется в виде простого вещества.
Задание 11:
Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель, т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления , образуя йодноватую кислоту.
Задание 12:
(пероксид — окислитель, т.к. восстановитель — )
(пероксид — восстановитель, т.к. окислитель — перманганат калия)
(пероксид — окислитель, т.к. роль восстановителя более характерна для нитрита калия, который стремится перейти в нитрат)
Задание 13:
Задание 14:
В молекуле из трех атомов железа только один имеет заряд . Он окислится в .
Задание 15:
Общий заряд частицы в надпероксиде калия равен . Поэтому он может отдать только .
Задание 16:
(водный раствор)
(щелочная среда)
(водный раствор)
(кислая среда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...