Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Урок с обучающей лабораторной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedineniya_shchelochnykh_metallov_9_klass_khimiya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Соединения щелочных металлов.
Цели:
- Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же навыки самоконтроля.
- Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов.
- Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого творческие задания. Развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, демонстрации. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.
Тип урока: комбинированный - изучение нового материала с использованием ИКТ.
Оборудование: учебник, мел, доска, компьютер, медиапроектор, экран, презентация темы урока, сообщение ученицы, технологические карты урока для учащихся, химические реактивы (растворы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди гидроксид цинка, фенолфталеин) и лабораторная посуда (штатив с пробирками).
- Структура урока: I. Организационный момент. Объявление ученикам темы: Соединения щелочных металлов, цели урока: обобщить и систематизировать знания о щелочных металлах и их соединениях; познакомиться с применением этих соединений в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; продолжить развитие умения характеризовать элементы по их положению в периодической таблице, составлять уравнения реакций и плана урока:
1. Оксиды щелочных металлов.
а) физические свойства; б) химические свойства; - Гидроксиды щелочных металлов.
а) физические свойства;
б) химические свойства;
в) применение.
- Соли щелочных металлов
а) физические свойства;
б) применение.
4. Значение в жизнедеятельности организмов.
II. Проверка домашней работы.
Для проверки домашней работы выполним тест – презентация первый слайд.
Тест по теме: Щелочные металлы.
- К щелочным металлам не относится:
а) рубидий; в) калий;
б) цезий; г) медь. - Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
а) литию; в) калию;
б) натрию; г) меди. - Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически; в) не изменяется; б) увеличивается; г) уменьшается.
- Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства. - Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) +1; в) +2;
б) +3; г) +4. - К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
а) серебристо-белые; в) хорошие электропроводники;
б) мягкие и легкие; г) тугоплавкие. - При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется: а) кислота; в) оксид и выделяется водород;
б) щелочь и выделяется водород; г) соль . - При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с: а) литием; в) калием;
б) натрием; г) рубидием. - Щелочные металлы не взаимодействуют с:
а) неметаллами; в) водой;
б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами. - Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе;
б) очень легкие; г) сильные окислители.
На тест отводится 8 минут.
Один ученик выполняет тест за доской. Учитель предлагает ученикам самостоятельно проверить свою работу. Ученик у доски также самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее.
Ответы: 1- г 2 - в 3 - б 4 - в 5 - а 6 - г 7 - б 8 - а 9 - б 10 - в.
Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»
Один ученик в начале урока записывает выполненное домашнее упражнение на доске.
III. Домашнее задание: § 11, упр. 1 (б) стр.48.
IV. Изучение нового материала.
По ходу объяснения материала и просмотров слайдов учащиеся ведут записи по плану, раскрывая свойства и применение.
- Оксиды щелочных металлов – слад № 2.
а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, легкорастворимые.
б) химические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами.
Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия:
Na2O + H2O → 2NaOH; Na2O + CO2 → Na2CO3; Na2O + H2SO4 → Na2SO4 + H2O - Гидроксиды щелочных металлов – слайд № 3.
а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу.
б) химические свойства
Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторной работы.
Лабораторная работа (групповая работа) – слайд № 4
Химические свойства гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция
- Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
- Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
NaOH + HCl → NaCl + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде. - Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
2NaOH +CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде. - В пробирку с гидроксидом цинка осторожно добавьте гидроксид натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
2NaOH +Zn(OH)2 → Na2ZnO2 + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солями, амфотерными гидроксидами, с кислотными оксидами, т.е.проявляют характерные основные свойства.
в) применение – слайд № 5. Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают в тетрадь примение: для получения искусственного шелка, в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.
- Соли щелочных металлов – слайд № 5
а) физические свойства. Учащиеся записывают в тетрадь свойства твердые кристаллические вещества, почти все растворимые в воде.
б) применение: заполнение таблицы с слайда № 5. Работа с учебнику стр. 46 – 47 выписать применение:
Формула соли | название | применение |
NaHCO3 | Гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода | |
K2CO3 | Карбонат калия, поташ | |
NaCl | Хлорид натрия, поваренная соль | |
Na2SO4 ∙ 10 H2O | Кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль | |
Na2CO3 ∙ 10 H2O | Кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода |
- Значение в жизнедеятельности организмов - слайд № 6. Сообщение ученика по теме: «Значение соединений щелочных металлов в жизнедеятельности организмов».
Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион. «Работают» вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулирует давление крови в живом организме и обеспечивает перемещение растворов солей из корней в листья растений. Ионы калия - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника. Соединения калия – устраняют отеки.
V. Закрепление – слайд № 7. Входе закрепления нового материала решаем задачу.
Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5г ионов калия.
Задача.
В 100г кураги содержится 2,034г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?
Дано: Решение:
mсут (К+) = 3,5г 100г(кураги) – 2, 034г(К+)
m1 (кураги) = 100г х г(кураги) – 3,5г
m (К+) = 2,034г х г = 100 ∙ 3,5/2,034 = 172г
Найти:
m(кураги) = ?г
Ответ: чтобы получить суточную норму калия человеку нужно съедать 172г кураги в день.
VI. Итог урока. Выставление отметок.
Итог урока:
- Какие физические и химические свойства характерны для оксидов, гидроксидов щелочных металлов.
- Где применяются гидроксиды и соли щелочных металлов
Технологическая карта для учащихся к уроку
Тема: Соединения щелочных металлов.
Тест по теме: Щелочные металлы.
1. К щелочным металлам не относится:
а) рубидий; в) калий;
б) цезий; г) медь.
2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
а) литию; в) калию;
б) натрию; г) меди.
3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически; в) не изменяется; б) увеличивается; г) уменьшается.
4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.
- Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) +1; в) +2;
б) +3; г) +4. - К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
а) серебристо-белые ; в) хорошие электропроводники;
б) мягкие и легкие; г) тугоплавкие. - При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется: а) кислота; в) оксид и выделяется водород;
б) щелочь и выделяется водород; г) соль . - При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с: а) литием; в) калием;
б) натрием; г) рубидием. - Щелочные металлы не взаимодействуют с:
а) неметаллами; в) водой;
б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами. - Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе;
б) очень легкие; г) сильные окислители.
План урока.
- Оксиды щелочных металлов.
а) физические свойства; б) химические свойства; - Гидроксиды щелочных металлов.
а) физические свойства;
б) химические свойства;
Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
в) применение.
- Соли щелочных металлов
а) физические свойства;
б) применение. Работа с учебнику стр. 46 – 47 выписать применение:
Формула соли | название | применение |
- Значение в жизнедеятельности организмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Соединения щелочных металлов".
Урок химии в 9 классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Презентация к уроку: Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.
1. Цель использования презентации «Соединения щелочных металлов» на уроке - это повышение мотивации учеников к изучению свойств соединений щелочных металлов и активизация...
открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"
Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...
Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"
Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" ...
Урок по химии "Щелочные металлы" 8 класс.
Урок № 8 в теме «Металлы», по учебнику О.С. Габриеляна «Химия», 9 класс.Тип урока: урок изучения нового материала.Основной метод обучения: проблемный.Основные формы обучения: эвристическая беседа, сам...
Конспект открытого урока химии по теме: «Щелочные металлы» (9 класс)
Разработка открытого урока химиии в 9 классе по теме"Щелочные металлы" с использованием технологии критического мышления....
Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"
Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс Цели урока: * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением; * выявле...