Рабочая программа
рабочая программа (химия) по теме

Колодиева Оксана Александровна

Рабочие программы по химии, составленные по программе О.С. Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.rar354.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Кугульта

Грачевского муниципального района Ставропольского края

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО биологии, географии, химии

_________Е.М. Еремина

Протокол № _______ от

«___»______________2012г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Рубежанская Н.А.

 «___»______________2012г

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете

МКОУ СОШ 3 с Кугульта

Пр. № 1 от 30.08.12г

Директор МКОУ СОШ 3

_________ /Доценко С.В./

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ 8 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА

УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

 ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Колодиевой Оксаны Александровна

на  2012-2013 уч. год

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Рабочая программа разработана с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2004, полностью отражающих содержание. Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

УМК: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

Рецензия на рабочую программу по биологии для обучающихся 8 классов (базовый уровень) учителя химии Колодиевой О.А.

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2004, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рецензент ______________________________

Дата_____________

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2004, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Тематический план курса

№ раздела

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Введение

Науки, изучающие человека анатомия, физиология, гигиена, психология. Их становление и методы исследования

1

Раздел 1. Происхождение человека

Место человека в системе органического мира.  Особенности человека как представителя животного царства. Доказательства происхождения человека от животных. Отличительные особенности человека (речь, труд, мышление и др.)  

Систематическое положение современного человека в системе органического мира. Этапы развития эволюции человека и возникновение социальной среды. Роль биологических и социальных движущих факторов на разных этапах эволюции человека. Роль Ч. Дарвина в разработке проблемы происхождения человека. Единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду.

3

Раздел 2. Строение и функции организма

Тема 2.1

Общий обзор организма

Дать понятие об уровнях организации человеческого организма (молекулярный уровень, клеточный, тканевый, органный, организменный). Общий план строения человека. Органы и системы органов

1

Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани  

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

 Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительная, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Л.р. 1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп»

5

Тема 2.3

Рефлекторная регуляция органов и систем органов

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Л. р.2  «Самонаблюдение мигательного рефлекса. Коленный рефлекс».

1

Тема 2.4

Опорно-двигательная система

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро-и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии .Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека ,черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Л. р. 3 «Микроскопическое строение кости» Л.р.4 «Мышцы человеческого тела» Л.р.5 «Утомление при статической и динамической работе»

Л.р.6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» Л.р. 7 «Выявление нарушения осанки»

Л.р. 8 «Выявление плоскостопия»(дома)

7

Тема 2.5

Внутренняя среда организма

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Л.р. 9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

3

Тема 2.6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Л.р. 10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке» Л. р. 11  «Опыты, выясняющие природу пульса» Л.р. 12 «Изменения  в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л.р. 13 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

6

Тема 2.7

Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких;  приемов искусственного дыхания.

Л.р. 14 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

4

Тема 2.8

Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Л.р. 15 «Действие ферментов слюны на крахмал»

6

Тема 2.9

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Л.р. 16 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена» Л.р. 17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

3

Тема 2.10

Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

3

Тема 2.11

Выделительная система

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы«Органы выделения».

1

Тема 2.12

Нервная система человека

Значение нервной системы. Мозг и психика .Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Л.р. 18 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» Л.р. 19 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

7

Тема 2.13

Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Л.р. 20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

5

Тема 2.14

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание ,трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Л.р. 21 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» Л.р. 22 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

5

Тема 2.15

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы .Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

2

Раздел 3.

Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных  веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

5

Итого:

Всего – 70 часов

Лабораторных работ – 22

Из них оценочных – 13

     тренировочных – 9

Региональный компонент – 10 часов

Тематическое планирование

уроков по курсу « Биология. Человек и его здоровье. 8 класс».

(учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. «Биология. Человек»)

70 часов.

урока

в

теме

Тема урока

Практическая часть

Домашнее задание

Количество часов

Введение.(1 час)

1

1

Науки о человеке. История и методы изучения человека.

§1-2, в.2 ,6!

1

Раздел 1. Происхождение человека. (3 часа)

2

1

Систематическое положение человека    

§3 , в.3!

1

3

2

Основные этапы эволюции человека

§4 , в.5!

1

4

3

Человеческие расы

РК. Анализ населения СК

§5 , в.1-2!

1

Раздел 2. Строение и функции организма. (60 часов)

Тема 2.1 Общий обзор организма. (1 час)

5

1

Обзор систем органов тела человека.

§6 , в.2!

1

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов)

6

1

Строение и функции клетки.  

§7 , в.2! стр.33

1

7

2

Ткани, их строение и функции.

Л.р. 1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп» (тренировочная)

§8 , в.3!

1

8

3

Нервная ткань.

§8 , стр.37-39

1

9

4

Строение и функция нейрона.

§8 , в.1-6!

1

10

  5

Обобщение темы:  «Строение организма»

§7-8

1

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. (1 час)

11

1

Рефлекторная регуляция.

Л. р.2  «Самонаблюдение мигательного рефлекса. Коленный рефлекс» (тренировочная).

§9 , в.опыт стр.41

1

Тема 2.4. Опорно-двигательная система. (7 часов)

12

1

Строение и состав костей.

Л. р. 3 «Микроскопическое строение кости» (оценочная)

§10 , стр.50 л/р

1

13

2

Скелет человека. Соединение костей.

§11 ,12 , в.2! стр.62

1

14

3

Строение мышц.

Л.р.4 «Мышцы человеческого тела» (оценочная)

§13 , стр.64 л/р

1

15

4

Работа мышц.

Л.р.5 «Утомление при статической и динамической работе» (оценочная)

Л.р.6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» (тренировочная)

§14 , стр.72 л/р

1

16

5

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л.р. 7 «Выявление нарушения осанки» (оценочная)

Л.р. 8 «Выявление плоскостопия»(дома) (оценочная)

§15 , стр.75 л/р

1

17

6

Первая помощь при травмах.

РК. Основы работы спасательных служб в СК

§16 , в.4!

1

18

7

Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система».

Проверочная работа

§10-16

1

Тема 2.5. Внутренняя среда организма. (3 часа)

19

1

Внутренняя среда организма. Кровь.

Л.р. 9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» (тренировочная)

§17 , в.3!

1

20

2

Иммунитет. Переливание крови.

§18 , в.1!

1

21

3

Иммунология на службе здоровья.

РК. Вакцинация в с. Кугульта

§19 , в.1-2!

1

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая система. (6 часов)

22

1

Строение кровеносных сосудов.

§20 , в.2!

1

23

2

Круги кровообращения.

Л.р. 10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке» (оценочная)

§21 , стр.109 л/р

1

24

3

Строение и работа сердца.

§22 , в.4!

1

25

4

Движение крови по сосудам.

Л. р. 11  «Опыты, выясняющие природу пульса» (тренировочная)

Л.р. 12 «Изменения  в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» (оценочная)

§23, стр.117 л/р

1

26

5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

РК. Основы работы спасательных служб в СК

Л.р. 13 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» (оценочная)

§24 , стр.124 л/р

§25

1

27

6

Обобщение по теме: «Кровь, кровообращение»

Проверочная работа

§20-25

1

Тема 2.7. Дыхательная система. (4 часа)

28

1

Строение органов дыхания и их функции

§26 ,27 , в.1-3!

1

29

2

Регуляция дыхания.

Л.р. 14 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» (оценочная)

§28 , стр.147 л/р

1

30

3

Гигиена органов дыхания. Первая помощь.

РК. Основы работы спасательных служб в СК

§29 , в.1-2!

1

31

4

Обобщение по теме: «Дыхание»

§26-29

1

Тема 2.8. Пищеварительная система. (6 часов)

32

1

Питание и пищеварение

§30 , в.1-3!

1

33

2

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Л.р. 15 «Действие ферментов слюны на крахмал» (оценочная)

§31-32 , стр.170 л/р

1

34

3

Пищеварение в кишечнике.

§33 , в.1!

1

35

4

Регуляция пищеварения.

§34 , в.2!

1

36

5

Гигиена пищеварения. Первая помощь.

РК. Основы работы спасательных служб в СК

§35 , в.1!

1

37

6

Обобщение по теме: «Пищеварительная система».

Проверочная работа

§30-35

1

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии. (3 часа)

38

1

Обмен веществ и энергии

Л.р. 16 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»(дома) (оценочная)

§36 , стр.196 л/р

1

39

2

Витамины.

РК. Фармацевтическая промышленность СК

§37 , в.1-2!

1

40

3

Пищевой рацион.

Л.р. 17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» (тренировочная)

§38 , в.6

1

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа)

41

1

Строение и функции кожи.

§39 , в.1-3!

1

42

2

Уход за кожей. Болезни кожи.

§40 , в.1-2!

1

43

3

Терморегуляция организма. Закаливание.

§41 , в.1-2!

1

Теме 2.11. Выделительная система. (1 час)

44

1

Выделение.

§42 , в.1!

1

Тема 2.12. Нервная система человека. (7 часов)

45

1

Значение нервной системы

§43 , в.1!

1

46

2

Строение нервной системы. Спинной мозг.

§44 , в.1-2!

1

47

3

Строение головного мозга.

§45 , в.1!

1

48

4

Функции переднего мозга.

Л.р. 18 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» (оценочная)

§46 , стр.229 л/р

1

49

5

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Л.р. 19 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» (тренировочная)

§47 , в.1!

1

50

6

Повторение темы: «Нервная система»

§43-47

1

51

7

Обобщение темы: «Нервная система»

Проверочная работа

§ 43-47

1

Тема 2.13. Анализаторы. (5 часов)

52

1

Анализаторы. Строение зрительного анализатора.

Л.р. 20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» (тренировочная)

§48-49 , стр.249 л/р

1

53

2

Гигиена зрения.

§50 , в.1!

1

54

3

Слуховой анализатор.

§51 , в.1!

1

55

4

Равновесие. Обоняние. Вкус. Осязание.

§52 , в.1-2!

1

56

5

Обобщение по теме: «Анализаторы»

Проверочная работа

§48-52

1

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

(5 часов)

57

1

Высшая нервная деятельность.

§53 , в.1-2!

1

58

2

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Л.р. 21 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» (оценочная) (дома)

§54 , стр.276 л/р

1

59

3

Сон и сновидения.

§55 , в.1-4!

1

60

4

Особенности высшей нервной деятельности человека.

§56 , в.1-3!

1

61

5

Воля, эмоции, внимание.

Л.р. 22 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» (тренировочная)

§57 , стр.293 л/р

1

Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). (3 часа)

62

1

Роль эндокринной регуляции.

§58 , в.2!

1

63

2

Строение и функции гипофиза, щитовидной железы.

§59 , стр.302-304

1

64

3

Строение и функции надпочечников, поджелудочной железы, половых желез.

§59 , стр.304-305

1

Раздел 3. Индивидуальное развитие организмов. (5 часов)

65

1

Строение и функции органов размножения.

§60 , в.1!

1

66

2

Оплодотворение. Беременность. Аборт.

§61 , в.1!

1

67

3

Наследственные заболевании. ЗППП. ВИЧ.

РК. Проблемы здоровья в СК

§62 ,сообщения учащихся

1

68

4

Роды. Уход за новорожденным. Возрастные изменения.

§63 , в.1-4!

1

69

5

Интересы, склонности, способности.

РК. Молодежные организации нашего села

§64 , в.1!

1

Повторение

70

Заключительный урок по курсу: «Человек и его здоровье»

РК. Применение полученных знаний в быту

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Литература.

Учебно-методические средства обучения

1.        Федеральный Государственный стандарт.

2.        Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3.        Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4        Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007. - 336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

5.        Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

Дополнительная литература для учителя:

1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии(человек): 8(9) класс. – М. ВАКО, 2007

2. Анисимова В. С. И др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1987

3. Парфилова Л. Д. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл. - Саратов, «Лицей», 1997

4. Степанов И. А. Тестовые задания по биологии: Человек: 9 класс. Книга для учителя – М.: Просвещение,1999

5. Цузмер А. М., Петришина О. Л. Биология: Человек и его здоровье: учебник для 9 класса ОУ –Под редакцией В. Н. Загорской и др. – М.: Просвещение, 1994

Адреса сайтов в Интернете:

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...