Рабочая программа
рабочая программа (химия) по теме
Рабочие программы по химии, составленные по программе О.С. Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.rar | 354.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Кугульта
Грачевского муниципального района Ставропольского края
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО биологии, географии, химии _________Е.М. Еремина Протокол № _______ от «___»______________2012г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Рубежанская Н.А. «___»______________2012г | УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете МКОУ СОШ 3 с Кугульта Пр. № 1 от 30.08.12г Директор МКОУ СОШ 3 _________ /Доценко С.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
ДЛЯ 8 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Колодиевой Оксаны Александровна
на 2012-2013 уч. год
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Рабочая программа разработана с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2004, полностью отражающих содержание. Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
УМК: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.
Рецензия на рабочую программу по биологии для обучающихся 8 классов (базовый уровень) учителя химии Колодиевой О.А.
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2004, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рецензент ______________________________
Дата_____________
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2004, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Тематический план курса
№ раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
Введение | Науки, изучающие человека анатомия, физиология, гигиена, психология. Их становление и методы исследования | 1 | |
Раздел 1. Происхождение человека | Место человека в системе органического мира. Особенности человека как представителя животного царства. Доказательства происхождения человека от животных. Отличительные особенности человека (речь, труд, мышление и др.) Систематическое положение современного человека в системе органического мира. Этапы развития эволюции человека и возникновение социальной среды. Роль биологических и социальных движущих факторов на разных этапах эволюции человека. Роль Ч. Дарвина в разработке проблемы происхождения человека. Единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду. | 3 | |
Раздел 2. Строение и функции организма Тема 2.1 Общий обзор организма | Дать понятие об уровнях организации человеческого организма (молекулярный уровень, клеточный, тканевый, органный, организменный). Общий план строения человека. Органы и системы органов | 1 | |
Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани | Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительная, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Л.р. 1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп» | 5 | |
Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем органов | Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Л. р.2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса. Коленный рефлекс». | 1 | |
Тема 2.4 Опорно-двигательная система | Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро-и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии .Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация скелета и муляжей торса человека ,черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах. Л. р. 3 «Микроскопическое строение кости» Л.р.4 «Мышцы человеческого тела» Л.р.5 «Утомление при статической и динамической работе» Л.р.6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» Л.р. 7 «Выявление нарушения осанки» Л.р. 8 «Выявление плоскостопия»(дома) | 7 | |
Тема 2.5 Внутренняя среда организма | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Л.р. 9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 3 | |
Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма | Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений. Л.р. 10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке» Л. р. 11 «Опыты, выясняющие природу пульса» Л.р. 12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л.р. 13 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 6 | |
Тема 2.7 Дыхательная система | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания. Л.р. 14 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | 4 | |
Тема 2.8 Пищеварительная система | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация торса человека. Л.р. 15 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 6 | |
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Л.р. 16 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена» Л.р. 17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» | 3 | |
Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция | Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи». | 3 | |
Тема 2.11 Выделительная система | Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация модели почки, рельефной таблицы«Органы выделения». | 1 | |
Тема 2.12 Нервная система человека | Значение нервной системы. Мозг и психика .Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Демонстрация модели головного мозга человека. Л.р. 18 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» Л.р. 19 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | 7 | |
Тема 2.13 Анализаторы | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Л.р. 20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | 5 | |
Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание ,трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Л.р. 21 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» Л.р. 22 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | 5 | |
Тема 2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система) | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы .Причины сахарного диабета. Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками. | 2 | |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов. | 5 | |
Итого: | Всего – 70 часов Лабораторных работ – 22 Из них оценочных – 13 тренировочных – 9 Региональный компонент – 10 часов |
Тематическое планирование
уроков по курсу « Биология. Человек и его здоровье. 8 класс».
(учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. «Биология. Человек»)
70 часов.
№ урока | № в теме | Тема урока | Практическая часть | Домашнее задание | Количество часов | |
Введение.(1 час) | ||||||
1 | 1 | Науки о человеке. История и методы изучения человека. | §1-2, в.2 ,6! | 1 | ||
Раздел 1. Происхождение человека. (3 часа) | ||||||
2 | 1 | Систематическое положение человека | §3 , в.3! | 1 | ||
3 | 2 | Основные этапы эволюции человека | §4 , в.5! | 1 | ||
4 | 3 | Человеческие расы РК. Анализ населения СК | §5 , в.1-2! | 1 | ||
Раздел 2. Строение и функции организма. (60 часов) | ||||||
Тема 2.1 Общий обзор организма. (1 час) | ||||||
5 | 1 | Обзор систем органов тела человека. | §6 , в.2! | 1 | ||
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов) | ||||||
6 | 1 | Строение и функции клетки. | §7 , в.2! стр.33 | 1 | ||
7 | 2 | Ткани, их строение и функции. | Л.р. 1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп» (тренировочная) | §8 , в.3! | 1 | |
8 | 3 | Нервная ткань. | §8 , стр.37-39 | 1 | ||
9 | 4 | Строение и функция нейрона. | §8 , в.1-6! | 1 | ||
10 | 5 | Обобщение темы: «Строение организма» | §7-8 | 1 | ||
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. (1 час) | ||||||
11 | 1 | Рефлекторная регуляция. | Л. р.2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса. Коленный рефлекс» (тренировочная). | §9 , в.опыт стр.41 | 1 | |
Тема 2.4. Опорно-двигательная система. (7 часов) | ||||||
12 | 1 | Строение и состав костей. | Л. р. 3 «Микроскопическое строение кости» (оценочная) | §10 , стр.50 л/р | 1 | |
13 | 2 | Скелет человека. Соединение костей. | §11 ,12 , в.2! стр.62 | 1 | ||
14 | 3 | Строение мышц. | Л.р.4 «Мышцы человеческого тела» (оценочная) | §13 , стр.64 л/р | 1 | |
15 | 4 | Работа мышц. | Л.р.5 «Утомление при статической и динамической работе» (оценочная) Л.р.6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» (тренировочная) | §14 , стр.72 л/р | 1 | |
16 | 5 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | Л.р. 7 «Выявление нарушения осанки» (оценочная) Л.р. 8 «Выявление плоскостопия»(дома) (оценочная) | §15 , стр.75 л/р | 1 | |
17 | 6 | Первая помощь при травмах. РК. Основы работы спасательных служб в СК | §16 , в.4! | 1 | ||
18 | 7 | Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система». | Проверочная работа | §10-16 | 1 | |
Тема 2.5. Внутренняя среда организма. (3 часа) | ||||||
19 | 1 | Внутренняя среда организма. Кровь. | Л.р. 9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» (тренировочная) | §17 , в.3! | 1 | |
20 | 2 | Иммунитет. Переливание крови. | §18 , в.1! | 1 | ||
21 | 3 | Иммунология на службе здоровья. РК. Вакцинация в с. Кугульта | §19 , в.1-2! | 1 | ||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая система. (6 часов) | ||||||
22 | 1 | Строение кровеносных сосудов. | §20 , в.2! | 1 | ||
23 | 2 | Круги кровообращения. | Л.р. 10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке» (оценочная) | §21 , стр.109 л/р | 1 | |
24 | 3 | Строение и работа сердца. | §22 , в.4! | 1 | ||
25 | 4 | Движение крови по сосудам. | Л. р. 11 «Опыты, выясняющие природу пульса» (тренировочная) Л.р. 12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» (оценочная) | §23, стр.117 л/р | 1 | |
26 | 5 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. РК. Основы работы спасательных служб в СК | Л.р. 13 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» (оценочная) | §24 , стр.124 л/р §25 | 1 | |
27 | 6 | Обобщение по теме: «Кровь, кровообращение» | Проверочная работа | §20-25 | 1 | |
Тема 2.7. Дыхательная система. (4 часа) | ||||||
28 | 1 | Строение органов дыхания и их функции | §26 ,27 , в.1-3! | 1 | ||
29 | 2 | Регуляция дыхания. | Л.р. 14 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» (оценочная) | §28 , стр.147 л/р | 1 | |
30 | 3 | Гигиена органов дыхания. Первая помощь. РК. Основы работы спасательных служб в СК | §29 , в.1-2! | 1 | ||
31 | 4 | Обобщение по теме: «Дыхание» | §26-29 | 1 | ||
Тема 2.8. Пищеварительная система. (6 часов) | ||||||
32 | 1 | Питание и пищеварение | §30 , в.1-3! | 1 | ||
33 | 2 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. | Л.р. 15 «Действие ферментов слюны на крахмал» (оценочная) | §31-32 , стр.170 л/р | 1 | |
34 | 3 | Пищеварение в кишечнике. | §33 , в.1! | 1 | ||
35 | 4 | Регуляция пищеварения. | §34 , в.2! | 1 | ||
36 | 5 | Гигиена пищеварения. Первая помощь. РК. Основы работы спасательных служб в СК | §35 , в.1! | 1 | ||
37 | 6 | Обобщение по теме: «Пищеварительная система». | Проверочная работа | §30-35 | 1 | |
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии. (3 часа) | ||||||
38 | 1 | Обмен веществ и энергии | Л.р. 16 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»(дома) (оценочная) | §36 , стр.196 л/р | 1 | |
39 | 2 | Витамины. РК. Фармацевтическая промышленность СК | §37 , в.1-2! | 1 | ||
40 | 3 | Пищевой рацион. | Л.р. 17 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» (тренировочная) | §38 , в.6 | 1 | |
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа) | ||||||
41 | 1 | Строение и функции кожи. | §39 , в.1-3! | 1 | ||
42 | 2 | Уход за кожей. Болезни кожи. | §40 , в.1-2! | 1 | ||
43 | 3 | Терморегуляция организма. Закаливание. | §41 , в.1-2! | 1 | ||
Теме 2.11. Выделительная система. (1 час) | ||||||
44 | 1 | Выделение. | §42 , в.1! | 1 | ||
Тема 2.12. Нервная система человека. (7 часов) | ||||||
45 | 1 | Значение нервной системы | §43 , в.1! | 1 | ||
46 | 2 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | §44 , в.1-2! | 1 | ||
47 | 3 | Строение головного мозга. | §45 , в.1! | 1 | ||
48 | 4 | Функции переднего мозга. | Л.р. 18 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» (оценочная) | §46 , стр.229 л/р | 1 | |
49 | 5 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | Л.р. 19 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» (тренировочная) | §47 , в.1! | 1 | |
50 | 6 | Повторение темы: «Нервная система» | §43-47 | 1 | ||
51 | 7 | Обобщение темы: «Нервная система» | Проверочная работа | § 43-47 | 1 | |
Тема 2.13. Анализаторы. (5 часов) | ||||||
52 | 1 | Анализаторы. Строение зрительного анализатора. | Л.р. 20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» (тренировочная) | §48-49 , стр.249 л/р | 1 | |
53 | 2 | Гигиена зрения. | §50 , в.1! | 1 | ||
54 | 3 | Слуховой анализатор. | §51 , в.1! | 1 | ||
55 | 4 | Равновесие. Обоняние. Вкус. Осязание. | §52 , в.1-2! | 1 | ||
56 | 5 | Обобщение по теме: «Анализаторы» | Проверочная работа | §48-52 | 1 | |
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов) | ||||||
57 | 1 | Высшая нервная деятельность. | §53 , в.1-2! | 1 | ||
58 | 2 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Л.р. 21 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» (оценочная) (дома) | §54 , стр.276 л/р | 1 | |
59 | 3 | Сон и сновидения. | §55 , в.1-4! | 1 | ||
60 | 4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | §56 , в.1-3! | 1 | ||
61 | 5 | Воля, эмоции, внимание. | Л.р. 22 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» (тренировочная) | §57 , стр.293 л/р | 1 | |
Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). (3 часа) | ||||||
62 | 1 | Роль эндокринной регуляции. | §58 , в.2! | 1 | ||
63 | 2 | Строение и функции гипофиза, щитовидной железы. | §59 , стр.302-304 | 1 | ||
64 | 3 | Строение и функции надпочечников, поджелудочной железы, половых желез. | §59 , стр.304-305 | 1 | ||
Раздел 3. Индивидуальное развитие организмов. (5 часов) | ||||||
65 | 1 | Строение и функции органов размножения. | §60 , в.1! | 1 | ||
66 | 2 | Оплодотворение. Беременность. Аборт. | §61 , в.1! | 1 | ||
67 | 3 | Наследственные заболевании. ЗППП. ВИЧ. РК. Проблемы здоровья в СК | §62 ,сообщения учащихся | 1 | ||
68 | 4 | Роды. Уход за новорожденным. Возрастные изменения. | §63 , в.1-4! | 1 | ||
69 | 5 | Интересы, склонности, способности. РК. Молодежные организации нашего села | §64 , в.1! | 1 | ||
Повторение | ||||||
70 | Заключительный урок по курсу: «Человек и его здоровье» РК. Применение полученных знаний в быту | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Литература.
Учебно-методические средства обучения
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
4 Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007. - 336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии(человек): 8(9) класс. – М. ВАКО, 2007
2. Анисимова В. С. И др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1987
3. Парфилова Л. Д. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл. - Саратов, «Лицей», 1997
4. Степанов И. А. Тестовые задания по биологии: Человек: 9 класс. Книга для учителя – М.: Просвещение,1999
5. Цузмер А. М., Петришина О. Л. Биология: Человек и его здоровье: учебник для 9 класса ОУ –Под редакцией В. Н. Загорской и др. – М.: Просвещение, 1994
Адреса сайтов в Интернете:
http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru- научные новости биологии
www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...