Методическая разработка по химии на тему: "Электролиз"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Урок разработан для студентов 1 курса. Время проведения урока 1 час 30 минут. Процесс рассматривается в растворах и расплавах различных веществ, его применение. Изучение материала сопровождается компьютерной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_elektroliz.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОЛИЗ»
Урок разработан для студентов 1 курса. Время проведения урока 1 час 30 минут. Процесс рассматривается в растворах и расплавах различных веществ, его применение. Изучение материала сопровождается компьютерной презентацией.
План урока с использованием компьютерной презентации.
Автор - Тарасова Ольга Витальевна
Образовательное учреждение - ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»
Предмет - химия
Тема: Электролиз
Цель: Сформировать у учащихся понятия процесса электролиза и его применение.
Задачи:
1) - научить учащихся определять процессы, происходящие на электродах, составлять суммарные уравнения реакций электролиза;
-научить учащихся пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;
-углубить знания окислительно-восстановительных процессов, понимание практического значения электролиза в природе и жизни человека.
2) - развивать мыслительные способности учащихся, умение делать логические выводы;
-работать с дополнительной литературой, опорными схемами;
-умения и навыки химического эксперимента.
3) - формировать интерес учащихся к изучению химии;
-воспитание культуры умственного труда, использование полученных знаний на практике.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательская работа.
Оборудование: компьютер, презентация электролиз, лабораторное оборудование для демонстрации процесса электролиза.
План урока
“Открытия в области электрохимии представляют собой одну из самых больших революций в химии и открывают эру новых открытий”
Ф. Даниэль
I. Организация класса на работу объявления задач урока и ознакомление учащихся с его планом (слайд №1,2).
II. Урок начинается с фронтального опроса:
1.Какой процесс называется электролитической диссоциацией?
2.Какие вещества называются электролитами?
3.Какие вещества называются не электролитами?
4.Какие процессы называются окислительно-восстановительными?
5.Что собой представляет катод, и какие процессы происходят на катоде?
6.Что собой представляет анод, и какие процессы происходят на аноде?
7.Какие бывают ионы?
8.Что такое катионы и анионы?
III. Переход к изучению нового материала. Перед обучающимися ставится проблема, для улучшения мотивации, изучения данной темы демонстрации практического значения химии в жизни человека и применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, зачитывается отрывок из произведения американского фантаста Гарри Гаррисона “Космический доктор” (слайд 3,4,5)
Сюжет:
С космическим кораблём произошла авария, из офицерского состава в живых остаётся доктор Дональд Чейз, к которому переходит командирование кораблём. Дональду приходится решать множество проблем, одна из которых нехватка кислорода на борту, т.к. многие производители одноклеточные водоросли погибли.
Отрывок:
Где взять кислород в глубине межпланетного пространства? Думай! Он вбивал все это в свой утомленный мозг, но там была лишь полная пустота. И, тем не менее, его терзала мысль, что ответ находится прямо перед глазами. Единственной вещью, находящейся перед ним, были водоросли в их водяной купели. Они делали все, что могли, он знал это, и, тем не менее, ответ где-то здесь. Но где? (ответ на этот вопрос учащиеся смогут дать после изучения темы “Электролиз”)
Давайте попробуем решить проблему, возникшую перед доктором Дональдом Чейзом.
IV. Изучение нового материала.
- Определение процесса электролиза.
Вопрос: “ Что называется электролизом? ”
“Электро” – электрический ток;
“Лизис” – разложение.
Делают вывод, что электролиз – это процесс в результате которого происходит разложение вещества под действием электрического тока.
Разложить можно практически любое вещество, поместив его в электролизер. Но в каком виде?
(ответ: виде растворов ил расплавов) ( слайд 6)
- Устройства электролизера. (демонстрируется слайд), где в раствор электролита опускаются электроды, соединенные с источником постоянного тока. Отрицательно заряженный электрод называется катод и условно обозначается К(-). Положительно заряженный электрод называется анод и обозначается А(+). В межэлектродном пространстве находится диссоциирующий на ионы электролит. Катионы, заряженные положительно, перемещаются в сторону катода, а анионы заряженные отрицательно в сторону анода. На катоде будем происходить электрохимическое восстановление катионов или молекул воды, а на аноде электрохимическое окисление анионов или молекул воды.
Даётся определение: Электролиза с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.
Электролиз – совокупность окислительно-восстановительных процессов, протекающих в электродах при пропускании постоянного электрического тока (слайд №7,8).
- Электролиз расплавов а) Рассмотрим случай электролиза расплава NaCl.
В расплаве NaCl диссоциирует на ионы:
NaCl → Na+ + Сl¯
Катодный процесс: Na+ + 1ё → Na° 2
Анодный процесс: 2Сl¯ – 2ё → С12 1
Суммарное ионное уравнение:
2Na+ + 2С1¯ → 2Na° + С12°
Суммарное уравнение:
2NaCl → 2Na° + Сl2º
б) Рассмотрим случай электролиза расплава NaOH.
В расплаве NaOH диссоциирует на ионы:
NaOH → Na+ + ОН¯
Катодный процесс: Na+ + 1ё → Na° 4
Анодный процесс: 4ОН¯ – 4ё → O2º + 2Н2O 1
Суммарное ионное уравнение:
4Na+ + 40Н¯ → 4Na° + O2º + 2Н2O
Суммарное уравнение:
4NaOH → 4Na° + O2º + 2Н2O
Главное, что вы должны помнить: в процессе электролиза за счет электрической энергии осуществляется химическая реакция, которая самопроизвольно идти не может.
Вывод: при электролизе расплава с инертным анодом на катоде всегда восстанавливаются катионы металла, а на инертном аноде окисляются анионы кислотного остатка.
- Электролиз растворов
При электролизе водных растворов электролитов на электродах наряду с разряжением катионов и анионов или в место них могут восстанавливаться или окисляться молекулы воды. Давайте рассмотрим какие процессы протекают на катоде и аноде:
Катодные процессы (слайд №9,10)
Анодные процессы (слайд №11)
Итак, мы выяснили, какие процессы протекают при электролизе, катоде и аноде. А теперь продолжим изучение темы на конкретных примерах.
Возьмём раствор сульфата меди (II)
Катионы меди (II) будут перемещаться в сторону катода. Но поскольку в катодном пространстве будут находиться также молекулы воды, то мы запишем следующим образом:
Пользуясь опорным конспектом (приложение №1), катион или молекулы будут восстанавливаться на поверхности катода?
(ответ: Катионы входят в третью группу катионов, поэтому на катоде будет восстанавливаться)
Определим теперь процессы происходящие на аноде:
Сульфат – анион будет перемещаться в сторону анода, в околоанодном пространстве будут так же, находятся молекулы воды.
Какой процесс будет протекать на аноде?
На аноде будет происходить электрохимическое окисление воды, т.к., является анионом кислотного остатка и окислению не подвергается.
Составим электронное уравнение, с учётом коэффициентов;
Теперь запишем суммарное уравнение электролиза;
Получился ли в растворе реакция осадок? Определите с помощью таблицы растворимости (Ответ: в результате реакции осадок не образуется)
Может быть выделился газ? (В околоанодном пространстве происходит выделение кислорода)
Проверим это опытным путём – проведём электролиз водного раствора сульфата меди (II)
Что вы наблюдаете: (Поверхность одного из электродов покрывается пузырьками газа).
Вывод:
Опытным путём доказали, что на катоде выделяется медь на аноде
- Перейдём к выполнению заданий (обучающиеся выполняют задания у доски) (слайд12)
2Cl- -2e → Cl2
−) O
По таблице растворимости проверим выпадает ли осадок:
Выводы:
(слайд 13,14)
-Электролиз – окислительно-восстановительный процесс.
-Протекает в растворах и расплавах электролитов.
-Под действием электрического тока.
-Продукты электролиза определяются характером металлов и кислотных остатков.
-Электролиз растворов энергетически выгоднее, чем расплавов, т.к. электролиты солей, щелочей, оксидов плавятся при очень высоких температурах.
Закрепление изученного материала:
А теперь, я предлагаю вам выполнить графический диктант, для того чтобы проверить знания об усвоении материала.
После выполнения графического диктанта обучающиеся обмениваются бланками, происходит взаимопроверка, которая оценивается самими учащимися. (слайд №15,16)
- Применение ЭЛЕКТРОЛИЗА
Следующий вопрос, который необходимо нам с вами изучить это применение электролиза (выступают обучающийся со своими сообщениями и презентациями)
- Основная химическая промышленность.
- Металлургия.
- Гальваностегия
- Гальванопластика
- Производство муз. пластинок(слайд 17-31)
V. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.
1)Ответ на поставленную проблему в начале урока.
2)домашнее задание (слайд№32)
Учебник: п.19 , записи в тетради, упр.8.9 задача 2 (стр.88)
Сборник: стр.90-91 №6-18 (четные)
Стр.92,№20-24
3)Итог нашего урока подведём написанием синквейна (слайд,33,34).
Процесс :
анодный, катодный
(протекает, окисляет, восстанавливает )
под действием электрического тока
электролиз).
Рефлексия
8. (Учащиеся дают оценку пройденному уроку )
Познавательный | |
Классный | |
Поучительный | |
Разнообразный | |
Трудный | |
Необычный | |
Нужный | |
Интересный | |
Отличный | |
Достойный | |
Обычный | |
Достойный | |
Обычный | |
Полезный | |
Удовлетворительный | |
Сложный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"
Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)
Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Электролиз».
Анализ урока химии в 11-м классе по теме:« Электролиз». Преподавание химии в 11-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе общеобразовательных учреждений по химии 10-11 ...
Методическая разработка урока химии на тему "Электролиз"
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: урок сотрудничества.Цель: изучить процесс электролиза, его сущность, виды электролиза и области применения....
Методическая разработка урока химии по теме "Электролиз"
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: урок сотрудничества.Цель: изучить процесс электролиза, его сущность, виды электролиза и области применения.Задачи урока:...
Интегрированный урок (физика – химия) по теме «Электролиз» 11 класс
Раздел: преподавание химии...