Разработка дидактического материала на тему "Вариативные задачи по химии различных типов в тестовой форме"
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Мною разработаны карточки-задачи, которые помогут учителю химии закрепить и отработать до автоматизма навыки в решении расчетных задач различных типов. На их решение требуется мало времени, можно исключить списывание учащимися.ю так как на одной карточке представлено от 10 до 20 вариантов сразу, тестовая форма позволяет быстро проверить решение задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_didakt_materiala_1.docx | 43.74 КБ |
razrabotka_didaktieskogo_materiala.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 станицы Октябрьской
Крыловского района Краснодарского края
Рассмотрено
на заседании МО учителей естествознания
протокол №___ от ______ 201_ г.
председатель МО ________ /Выскребенцева С.В./
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
по теме: «Вариативные задачи по химии различных типов
в тестовой форме»
предмет химия
класс 8-9 классы
учитель химии
МБОУ СОШ №6 ст. Октябрьской
Выскребенцева С.В.
ст. Октябрьская
Дидактический материал – это вид учебного оборудования, который представляет печатное пособие, по которому учащиеся выполняют самостоятельно задания преподавателя.
Дидактические материалы предназначены для организации работы учащихся с учебником при изучении нового материала, а также для закрепления, обобщения и проверки знаний. Кроме того, весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования. Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышение интереса к школьному предмету и экономит время на проведение самостоятельных работ.
Разрабатывая данный дидактический материал, я руководствовалась следующими значимыми принципами обучения: 1) принцип доступности; 2) принцип индивидуальной направленности; 3) принципы наглядности и моделирования; 4) принцип прочности; 5) принцип познавательной мотивации; 6) принцип проблемности.
Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Решение задач — это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач учащимися поэтому является одним из завершающих этапов в самом познании. Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчёты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определённые проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.
Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.
Решение задач — прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке, выбору естественно-научного профиля обучения.
Как показали наблюдения, при изучении химии используется преимущественно описательная часть курса. Количественные закономерности рассматриваются не систематически, хотя изучение химических явлений, законов и теорий без учёта количественной стороны явлений может привести к поверхностным или ошибочным представлениям. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
Анализируя выше сказанное, я разработала серию карточек-задач, которые позволяют решить ряд проблем, возникающих при подготовке и проведении уроков:
- На их решение требуется мало времени;
- Можно исключить списывание учащимися (т.к. на одной карточке представлено много вариантов от 10 до 20);
- Компактность и лаконичность заданий экономит место и время учителя;
- Тестовая форма позволяет быстро проверить решение задач.
Основные цели таких карточек-задач:
- закрепить и отработать до автоматизма навыки в решении расчетных задач;
- развивать познавательную активность и самостоятельность.
Задачи данного дидактического материала:
- Формировать интерес к изучаемому предмету.
- Способствовать более глубокому и полному усвоению материала, закреплению его в память.
- Развивать сложную мыслительную деятельность, рациональные способы мышления, а также умения самостоятельно применять приобретенные знания.
- Формировать трудолюбие, целеустремленность, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач;
- Исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач;
- Формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
- Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
- Способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
- Создать учащимся условия в подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.
Рекомендации по использованию данных дидактических карточек-задач.
Данные карточки-задачи можно использовать на различных этапах урока:
- проверка знаний и умений
- закрепление
- обобщение и систематизация
- индивидуальный опрос
- самостоятельная работа
Использование этих карточек необходимо начинать с самых первых занятий, где учитель объясняет, как решать задачи. Такое систематическое использование позволит учащимся быстрее ориентироваться в условии задачи, а значит, сократить время на проведение самостоятельных работ или закрепление изученного материала.
Учитель должен очень детально объяснить, как пользоваться такими карточками, и не пожалеть времени, чтобы решить несколько вариантов из карточки по данной теме.
Например,
Задачи с использованием газового закона.
Задача 1. Вычислите, какой объем газа получится при взаимодействии Х л газа А с достаточным количеством вещества В.
№ Вар. | Х л | Газ А | Вещество В | Объем получившегося газа (л) | ||
а | б | в | ||||
1. | 1000 | H2 | O2 | 1000 | 100 | 10 |
2. | 4 | SO2 | O2 | 2 | 4 | 8 |
3. | 5 | CO | O2 | 10 | 2,5 | 5 |
4. | 22,4 | Cl2 | H2 | 44,8 | 22,4 | 11,2 |
5. | 3 | CH4 | O2 | 6 | 3 | 9 |
6. | 9 | O2 | CH4 | 9 | 3 | 4,5 |
7. | 12 | H2 | N2 | 8 | 12 | 4 |
8. | 11,2 | N2 | H2 | 11,2 | 22,4 | 44,8 |
9. | 10 | O2 | H2 | 10 | 5 | 20 |
10. | 7 | N2 | O2 | 14 | 7 | 3,5 |
Ответы:
Вар. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задача 1 | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а |
Условие задач формулируется в общем виде над таблицей для всех вариантов (в данном случае для 10-ти). Конкретные условия расположены в левой части таблицы, а варианты ответов - в правой. Каждая строка в таблице – это отдельный вариант задачи по данной теме.
Рассмотрим и решим задачу варианта №2. Подставляем конкретные условия в общую формулировку: Х л – 4 л газа А – это сернистый газ SO2, который взаимодействует с достаточным количеством вещества В – это кислород О2. Составляем дано и решаем:
Дано: Решение:
V(SO2) = 4 л. Составляем уравнение реакции:
V(O2) = избыт. 2 SO2 + O2 = 2 SO3
V(SO3) = ? согласно газовому закону по уравнению реакции
из 2V SO2 получится 2V SO3 , т.е. столько же.
Значит, из 4 л SO2 получится 4 л SO3.
Ответ: 4 л под буквой б).
Для закрепления данной темы на уроке можно решать по 1 задаче, а для проверки и контроля знаний и умений можно дать 2 и более задач этого типа (на усмотрение учителя).
Возьмем задачу посложнее из этой же темы:
Задача 2. Взорвали смесь, содержащую Х л газа А и У л газа В. Вычислите объем непрореагировавшего газа.
№ Вар. | Х л | Газ А | У л | Газ В | Объём непрореагировавшего газа (л) | ||
а | б | в | |||||
1. | 3 | SO2 | 4 | O2 | 1,5 | 2,5 | 3 |
2. | 5 | O2 | 9 | SO2 | 4,5 | 5 | 0,5 |
3. | 10 | CO | 8 | O2 | 3 | 5 | 10 |
4. | 3 | O2 | 7 | CO | 3 | 1 | 6 |
5. | 100 | H2 | 80 | O2 | 50 | 80 | 30 |
6. | 50 | O2 | 90 | H2 | 5 | 50 | 45 |
7. | 2,5 | N2 | 6 | H2 | 2,5 | 0,5 | 2 |
8. | 9 | H2 | 4 | N2 | 3 | 4 | 1 |
9. | 5,6 | NO | 3 | O2 | 0,2 | 2 | 2,8 |
10. | 11,2 | O2 | 20 | NO | 11,2 | 1,2 | 10 |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Задача 2 | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б |
Например, задача варианта №7. По условию 2,5 л газа азота N2 реагирует с 6 л газа водорода H2. Какой-то из этих газов взят в избытке и он не весь прореагирует. Составляем дано и решаем:
Дано:
V(N2) = 2,5 л. Составляем уравнение реакции:
V(H2) = 6 л. N2 + 3H2 = 2 NH3
V(непрореаг.) = ? Cогласно уравнению реакции и газовому закону
На 1V азота N2 требуется 3V водорода H2, т.е.
V(N2) = 1/3 V(H2) = 1/3 * 6 л = 2 л.
Итак, для 6 л водорода необходимо всего 2 л азота, а по условию его взяли 2,5 л. Значит, газ который не весь прореагирует – это азот и его останется 2,5 – 2 = 0,5 л.
Ответ: б) 0,5 л.
Данные задачи, считаю, можно использовать и в 11 классе для закрепления и повторения решения задач различного типа, а так же в качестве проверочных работ для ребят, изучающих химию на слабом и среднем уровне. Таким образом, эти карточки – задачи могут служить материалом для дифференцированного подхода к обучению химии.
Если позволяет оснащенность кабинета (наличие мультимедийной аппаратуры), то этот дидактический материал можно подавать на уроке через экран (см. презентацию к разработке).
Мною разработаны подобные карточки – задачи по основным типам расчетных задач:
- Вычисление массовой доли химического элемента в сложном веществе (Приложение 1)
- Вывод простейших формул (Приложение 2)
- Вычисление количества продукта реакции по известной массе исходного вещества (Приложение 3)
- Вычисление объема продукта реакции по известной массе исходного вещества (Приложение 4)
- Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе (Приложение 5)
- Вычисление объема продукта реакции по известной массе исходного вещества, взятого в растворе с определенной массовой долей (Приложение 6)
- Вычисление массовой доли выхода продукта реакции (Приложение 7)
- Вычисление массы практически полученного продукта реакции по известной массе одного из исходных веществ (Приложение 8)
- Нахождение конечной концентрации вещества по известной скорости реакции (Приложение 9)
- Определение изменения скорости реакции по закону действующих масс (Приложение 10)
- Определение изменения скорости реакции по правилу Вант-Гоффа
(Приложение 11)
- Задачи с использованием газового закона (Приложение 12).
Все приложения смотри в презентации.
Список использованной литературы.
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. «Методика решения расчетных задач по химии» 8-11 класс – М.: Просвещение, 1989.
- Волович П.М. Сборник задач по неорганической химии – М.: Рольф, 1999. (Домашний репетитор)
- Суровцева Р.П. «Методика подготовки и проведения зачетов по курсу химии», 8-11 классы – Краснодар: ТОО «Перспективы образования», 1997.
- Плетнер Ю.В., Полосин В.С. «Практикум по методике преподавания химии»: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по хим. спец. – М.: Просвещение, 1981.
- О.С.Габриелян И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл.» М Блик и К 2001.
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.
- Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М., Просвещение, 2004.
- Н.С.Павлова «Дидактические карточки-задания по химии» 10 класс М., Экзамен 2006.
- В.А.Болотов, «ЕГЭ химия 2005-2006» М., Просвещение, 2006.
- А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» М., Интеллект - Центр, 2005.
- Материалы ЕГЭ 2008 – 2012 года.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения: 8-11 классы – 2-е изд. - М.: ООО «русское слово – учебник», 2013.
- Волович П.М. Сборник задач по неорганической химии – М.: Рольф, 1999. (Домашний репетитор);
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – 2-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактический материал- это вид учебного оборудования, который представляет печатное пособие, по которому учащиеся выполняют самостоятельно задания преподавателя. Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышение интереса к школьному предмету и экономит время на проведение самостоятельных работ.
Принципы обучения: 1) принцип доступности; 2) принцип индивидуальной направленности; 3) принципы наглядности и моделирования; 4) принцип прочности; 5) принцип познавательной мотивации; 6) принцип проблемности .
Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Решение задач — это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчёты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определённые проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом.
Карточки-задачи, разработанные мною, позволяют решить ряд проблем: На их решение требуется мало времени; Можно исключить списывание учащимися (т.к. на одной карточке представлено много вариантов от 10 до 20); Компактность и лаконичность заданий экономит место и время учителя; Тестовая форма позволяет быстро проверить решение задач.
Основные цели таких карточек-задач: закрепить и отработать до автоматизма навыки в решении расчетных задач; развивать познавательную активность и самостоятельность.
Задачи данного дидактического материала: Формировать интерес к изучаемому предмету. Способствовать более глубокому и полному усвоению материала, закреплению его в память. Развивать сложную мыслительную деятельность, рациональные способы мышления, а также умения самостоятельно применять приобретенные знания. Формировать трудолюбие, целеустремленность, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели. Закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач; Исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач; Формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач; Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы; Способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы Создать учащимся условия в подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.
Рекомендации по использованию данных дидактических карточек-задач. Данные карточки-задачи можно использовать на различных этапах урока: - проверка знаний и умений - закрепление - обобщение и систематизация - индивидуальный опрос - самостоятельная работа Если позволяет оснащенность кабинета (наличие мультимедийной аппаратуры), то этот дидактический материал можно подавать на уроке через экран
карточки – задачи по основным типам расчетных задач: Вывод простейших формул Вычисление количества продукта реакции по известной массе исходного вещества Вычисление объема продукта реакции по известной массе исходного вещества Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе Вычисление объема продукта реакции по известной массе исходного вещества, взятого в растворе с определенной массовой долей Вычисление массовой доли выхода продукта реакции Вычисление массы практически полученного продукта реакции по известной массе одного из исходных веществ Нахождение конечной концентрации вещества по известной скорости реакции Определение изменения скорости реакции по закону действующих масс Определение изменения скорости реакции по правилу Вант-Гоффа Задачи с использованием газового закона
Вычисление массовой доли химического элемента в сложном веществе: № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Отв. 2 3 1 2 3 1 2 2 1 2 3 1 2 3 1
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал "Итоговая контрольная работа по химии в 10 классе"
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих задания.Часть 1 содержит 13 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта о...
Дидактический материал "Итоговая контрольная работа по химии 8 класс"
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих задания.Часть 1 содержит 12 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из ко...
«Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся 5 класса».
Ниже приводится дидактический материал, проблемные вопросы к нему концентрируют внимание учащихся на речевом аспекте языковых единиц. Порядок расположения материала соответствует логике науки о языке:...
"Решение задач по физике различного типа и уровня сложности " - 8 класс
Цель урока: Закрепление знаний и умений в формате ОГЭЗадача: совершенствовать умения и навыки решать задачи разного уровня сложности...
Дидактический материал по физике: "Задачи на 2 закон Ньютона"
Дидактический материал по физике: "Задачи на 2 закон Ньютона" предназничен для проверки знаний учеников 10 класса по этой теме....
Дидактический материал по математике "Задачи на проценты"
Данный дидактический материал предназначен для отработки 11 задания ВПР в 6 классе....
Электронный дидактический материал по геометрии. Задача 1695
Электронный дидактический материал по геометрии, выполненный в форме карточки с заданием, предназначен для размещения на интерактивной доске....