Химический КВН
учебно-методический материал по химии по теме

Цель:

Заинтересовать учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimicheskiy_kvn.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

ХИМИЧЕСКИЙ КВН

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы приветствуем вас на КВН, который посвящен сложной, интересной, увлекательной, замечательной науке химии. Соревнуются две команды: «Электрон» и «Протон». Просим команды выйти на сцену.

Болельщики! От вас зависит очень многое в победе вашей команды. Вы можете вносить поправки и добавления к ответам команд. За существенное дополнение жюри прибавит очко команде болельщиков.

2.        Сколько «лет» поваренной соли?

(Человек использует с незапамятных времен.)

3.        В каком органе человека больше всего воды?

(В клетках головного мозга — 80 процентов.)

4.        Недостаток  .какого   элемента   в   организме   человека
приводит к кариесу зубов?

(Фтора.)

Команда «Протон»:

1.        Назовите химические вещества, которые всегда  берета
в дорогу турист.

(Сахар, соль.)

2.        Когда нужно солить гороховый суп: перед варкой или
в конце варки?

(В конце, так как молекулы соли проникают внутрь горошин и они долго не развариваются.)

3.        В каком органе человека меньше всего воды?

(В клетках костной ткани — 20 процентов.)

4.        Каким химическим элементом богата морская капуста
— ламинария?

(Иодом.)

Болельщикам предлагаются отгадать загадки:

Воду я мутить умею,

Но какую? Вам сказать не смею,

Всеми вами выдыхаюсь

И различно называюсь.

(Углекислый газ, диоксид углерода.)

Рождаю воду, когда сгораю,

Аэростаты наполняю,

 С кислородом образую

Смесь горящую, взрывную.

(Водород.)

Рассеян по земле повсюду,

Немного есть в морской воде,

 Рассказывать того не буду,

Как обнаруженной везде.

Летучий, темный, кристалличен,

 Он мало растворим в воде.

Раствор спиртовый столь обычен,

 В аптеках встретится везде.

(Иод.)    

Металл я самый тугоплавкий на планете,

И тверже нет моих сплавов па свете,

Как только лампочку включаешь,

Меня ты мигом накаляешь.

(Вольфрам.)

Ведущий. Проверим ответы на вопросы. Разминка закончена, обе команды готовы к серьезному сражению.

К о н к у р с «Превращения без прев р.а щеми й»

Условия конкурса: капитаны получают конверты с заданиями. В решении заданий участвует вся команда (время 3 мин ). Металл я самый тугоплавкий на планете,

Ведущий. Проверим ответы на вопросы. Разминка закончена, обе команды готовы к серьезному сражению.

К о н к у р с «Превращения без прев р.а щеми й»

Условия конкурса: капитаны получают конверты с заданиями. В решении заданий участвует вся команда (время 3 мин ). Отвечает один человек.

Конверт 1

1.  В названии химического элемента III периода добавьте букву «ф» и получите название земной оболочки. (Сера -сфера.)

2.  Какой химический элемент третьей группы периодической системы носит название соснового леса? (Бор.)

3.   Какой  город  России носит  название горной    породы (сырья для производства фосфорных удобрений)?   (Апатиты, Мурманской обл.)

4.   Приведите  название химических  элементов  с   буквой «о» па конце. Если вы измените букву «о» на «а» в названии этого  элемента,  то получите название специального  органа, обладающего   свойством   вырабатывать   специфические   секреты. (Железо -   железа.)

Конверт П.

1.   К названию  химического элемента   III  группы    прибавьте число «один», чтобы получить фамилию русского ученого-химика и композитора. (Бор + один = Бородин.),

2.   Какой  химический  элемент, исследованием     которого рекомендовал  «особо  тщательно»  заниматься  Д.   И. Менделеев, носит название планеты солнечной системы?   (Уран.)

3.  Назовите город России,  носящий название    металла. (Никель, Мурманской обл.)

4.   Назовите химические элементы, заменив  в  названиях которых «и»  на  «я», вы получите название  государства  F.jv-ропы и Азии. (Франций — Франция, индий — Индия.)

Вопросы болельщикам   .

Омонимы- слова одинаковые по звучанию, но различные по значению. Некоторые известные вам термины являются омонимами   терминов   астрономии, биологии, географии,

истории, математики, физики, химии. Каковы значения омонимов? На размышление 1 минута.

Реакция:

1)   физико-химическое   взаимодействие  между веществами;

2)   ответ организма на  внешнее раздражение;

3)   политика   активного   сопротивления  общественному прогрессу.

Уран:

1)   химический элемент;

2)   планета Солнечной системы;

3)   бог неба -в древнегреческой мифологии;

Моль:

1)   единица количества вещества;

2)   один из видов мелкой бабочки;

3)   музыкальный термин — минорный.

Ржавчина:

1)   результат коррозии металлов;

2)   группа заболеваний многих растений.

Донор:

1)   атом, имеющий свободную  электронную пару;

2)   человек, дающий свою кровь для переливания.

Ерш:

1)   щетка для мытья посуды;

2)   рыбы семейства окуневых.

Бор:

1)   датский ученый-физик;

2)   химический элемент;

3)   сосновый лес;

4)   род злаков;

Проверка ответов на вопросы.

Ведущий. Конкурс эрудитов. За одну минуту вы должны ответить на большее количество вопросов. Если ответа не знаете, то говорите: «Дальше!»

Вопросы члену команды «Э л е к т р о н»

Назвать видного политического деятеля XX века, химика-органика, который живет в Лондоне. (М. Тэтчер.)

Какому поэту принадлежат эти строки:

. . .И каждый знак ее взлелея Суровым гением своим, Поведал миру Менделеев В природе понятое им. . .

(А. А. Чивилихину.)

Название какого элемента четвертого периода в пере
воде с арабского означает «зола растений»?   (Калий.)

Соединением какого химического элемента был отрав
лен Наполеон? (Мышьяк.)

В какой области медицины применяется тантал?
(Тантал   используется   в   костной   и   пластической   хирургии
для скрепления обломков костей.)

Как называется явление,  когда один и тот же химический  элемент образует несколько   простых   веществ?   (Аллотропия.)

Вопросы член у к о м а н д ы «Про т он»

1.        Назвать химическую формулу питьевой соды.

2.        Какому поэту принадлежат эти строки:

Другого ничего в природе нет, Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все — от песчинок малых до планет — Из элементов состоит единых. . . (С. Щипачеву.)

Название какого химического элемента   в  переводе с
немецкого означает «волчья яма»? (Вольфрам.)

Название какой аквариумной рыбки идентично названию химического элемента? (Неон.)

Чем полезны радоновые ванны? (Ничтожное количество радона,  растворенного в  воде или в грязях,  благотворно
действует на нервные окончания кожи.)

Что такое адсорбция?  (Поглощение газообразных или
растворенных веществ поверхностью твердого вещества.)

К о н к у р с   «Аукцион»

Командам предлагается задание: за 3 минуты написать как можно больше химических формул, в которых был бы один и тот же химический элемент.

Теперь спросим болельщиков, а все ли вы знаете о химических  элементах, о простых и сложных веществах?

Вопросы болельщикам команды  «Э л е к т р о н»

1.        Очень важным я считаюсь,
Широко я применяюсь.
Из боксита получаюсь

И металлом XX века считаюсь. (Алюминий.)

2.        Я в малахите нахожусь,
Легко и быстро я куюсь,
И чтоб меня вам угадать,
Состав лишь малахита надо знать.

(Медь.)

Вопросы   болельщикам   к о м а н д ы   «П р о т о н»

1.        Под керосином я хранюсь,
В природе в соли нахожусь,

И цветом желтым огонь мой пылает, Лишь только соль моя на него попадает.

(Натрий.)    

2.        Надежный щит я образую

Для мягких тел в морской воде,

 В различных видах существую,

Состав же мой один везде.

(Мел, мрамор, известняк.)

Конкурс — эстафета

В   конкурсе  принимает  участие  вся    команда.    Первый ученик     пишет    химический   знак   элемента,   следующий  - его русское название. Выигрывает команда, которая напишет больше химических знаков за 2 минуты.

К о н курс   «Т р е т ь е   лишне е»

Капитанам предлагают карточки. Нужно за одну минуту найти третье лишнее:

  1. натрий, железо, углерод — металлы;
  2. сера, фосфор, цезий - неметаллы.

Домашнее задание.  Каждая команда  приготовила сценку с занимательным опытом.

«X о т т а б ы ч   н a   KB H» (Команда «Электрон»)

Хоттабыч. О, Волька-ибн-Алеша! Что это такое? Куда мы попали?

Волька. Хоттабыч! Здесь идет КВН. Ребята состязаются и знании химии.

X о т т а б ы ч. К…В…Н…? Химия? Кто это такие? Почему я — Великий Джин — их не знаю?

Волька. Хоттабыч! Ну как тебе объяснить? Понимаешь… (Вбегает капитан команды)

Капитан. Ой, ребята! Какой у нас знаменитый гость! Здравствуйте, Хассан-Абдурахман-ибн-Хоттаб!

X о т т а б ы ч. Откуда ты знаешь мое имя?

К а п и т а н. Да мы же с удовольствием читали книгу про Вас и смотрели фильм. Мы много о Вас знаем и любим Вас.

Хоттабыч. Ну, хорошо, хорошо. Объясни мне, что такое химия.

К а п и т ан. Ну, Хоттабыч, неужели ты этого не знаешь? Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращен киях, и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Хоттабыч. Молчи, о, глупейший из отроков! Я — Великий Джин — знаю только одну науку о веществах — алхимию. Я могу делать любые превращения, получать все, что захочу. Сейчас я вот здесь на этом месте, на этом столе; покажу. О, мудрейший из отроков, Волька-ибн-Алеша, помоги мне!

Поведение итогов работы жюри. Определение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...