Кислород.Водород.Кислоты.Соли.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Дидактическая игра рассчитана для учащихся 8 класса, как обобщающий урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislorod.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КАМСКОУСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
« КИСЛОРОД.ВОДОРОД.ОКСИДЫ.КИСЛОТЫ.СОЛИ»
Урок разработан
Федотовой Гульсум Марсовной,
учителем химии
Камскоустьинской средней
общеобразовательной школы
Камско-Устьинского
муниципального района
Республики Татарстан
пгт Камское Устье
-1-
ТЕМА: Кислород. Водород. Оксиды. Кислоты. Соли.
ЦЕЛЬ: систематизировать знания по данным темам, закрепить умения и навыки по
выполнению практических заданий, обобщить знания по правилам техники
безопасности, развить способность у учащихся сопереживать удачам и
неудачам, научить работать в группах.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон с эстрадной музыкой, карта восхождения,
карточки для домика, номера на столы, карточки настроения, бочонки с
вопросами для кроссворда, полотно кроссворда, табличка «Жюри»,
цветные флажки(отметка), пластилин, карточки с реакциями, 2 штатива для
пробирок, 2 нумерованные пробирки, карточки получения кислорода и
водорода, лакмус, соль и кислота, вода, кнопки, 4 фломастера, протоколы
для жюри, 2 полотна домика, химическое колесо, кодовые карточки, 3
конверта с заданиями, карточки: с оксидами, кислотами, солями, карточки
с реакциями соединения, замещения, обмена, разложения, кристаллизаторы,
2 вида оксидов, поднос.
Оформление на доске: тема, полотна кроссворда, девиз: «Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться!»
Этапы игры:
1. Приветствие (пик Творчества)
2. Разминка (пик Памяти)
3. Конкурс «Знай-ка» (пик Знаний)
4. Конкурс капитанов (пик Навыков)
5. Конкурс «Проверь себя» (пик Умений).
Здравствуйте, мы начинает заседание клуба весёлых химиков. Сегодня мы проводим очередное заседание по темам: Кислород и водород. Оксиды, кислоты и соли. Игра проходит под девизом: «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться!».
этапы игры вы видите на доске. Судить нашу игру будут учащиеся 10-11 классов.
Для начала игры определим эмоциональное состояние и общую атмосферу в группах. У каждого из вас имеется 4 цвета карточек. Вам нужно поднять ту, которая соответствует вашему настроению. Напоминаю: красный – отличное
зеленый – приятное
синий – грустное
желтый – трудно определить.
И так, эмоциональная атмосфера соответствует началу игры. Как вы знаете, путь по стране химии долгий и упорный. И чтобы многое узнать и многому научиться, нам сегодня предстоит совершить восхождение на пики Творчества, Памяти, Знаний, Навыков, Умений. Начинаем наше восхождение. И первое препятствие на нашем долгом пути, пик Творчества. (далее идет представление команд: название, девиз, представление капитана команды).
Мы продолжаем своё восхождение на пик Памяти, где нам предстоит ответить на следующие вопросы:
-2-
1. Какой ученый в 1776г установил свойства водорода и указал отличия его от других газов?
2. Какой ученый установил, что кислород является составной частью воздуха?
кроссворд №1.
*
1 | |||||||||||
2
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
5 6
| |||||||||||
7 | |||||||||||
8 |
Вопросы к кроссворду №1.
1.Самый распространённый элемент земной коры.
2. Как называются соли серной кислоты?
3. Как называется химический знак Pb?
4. Взаимодействие какого-либо вещества с кислородом относится к реакциям ….
5. Свойство атомов присоединять определенное число атомов другого элемента называется ….
6. Продукты горения.
7. Ученый, получивший кислород из оксида ртути (II)
8. Ученый, который получил кислород в чистом виде.
Вопросы к кроссворду № 2.
1. Азотная, серная, соляная ….
2. Газ, входящий в состав воздуха
3. Учёный, определивший молярный объём газов.
4. Вещества, вносимые в почву для подкормки растений.
-3-
5. Соли угольной кислоты.
- Вещества, ускоряющие ход химической реакции, но сами при этом не расходуются.
- Химический знак – Си
- Реакция кислорода с веществами, протекающая с выделением тепла и света.
*
6 | 1 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 |
Перед нами пик Знаний. Представители известных вам семейств оставили здесь свои автографы, найдите каждому из них место в нашем домике.
Оксиды | Кислоты | Соли |
-4-
C этой задачей вы справились хорошо, а теперь задача потруднее, попробуйте справиться с химическим колесом. Соедините стрелками формулы веществ, между которыми возможны химические взаимодействия.
KOH
AgNO3
Если кто-то затрудняется с выполнением этого задания, у вас есть выбор. На столах закодированные карточки, где вам необходимо найти формулы соответствующих веществ: нитрат натрия, оксид серы (VI), хлорид железа(III).
1 | 2 | 3 |
Na2NO3 | NaNO3 | Na2(NO3)2 |
S2O6 | SO2 | SO3 |
FeCl3 | FeCl | FeCl2 |
-5-
Ответ кодированной карточки – 231.
Вот мы достигли пика Навыков. А это значит настало время померяться силами нашим капитанам. Им предстоит решить задачу.
Задача №1.
Вычислить объём кислорода, необходимый для получения 60г оксида магния.
Задача №2.
Вычислить объём сероводорода, если в реакцию с серой вступил водород объёмом 5л.
Чтобы проверить работы капитанов, нам необходимы по 1 эксперту от команды. Ваша задача найти и подчеркнуть ошибки в решенных задачах.
Пока капитаны меряются силами, мы с вами проведем блиц-турнир.
- Какая реакция называется реакцией обмена? Приведите пример.
- Найдите реакцию, которая является общей в получении кислорода и водорода.
- Какой вкус имеют растворы кислот?
- Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и добавить несколько гранул щелочи, то между этими веществами реакция не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция произошла?
- «В минеральной воде я бурлю, в топочном газе летаю, растениям пользу несу, пожар затухать заставляю».
- Какая соль серебра используется в медицине?
- Какая кислота содержится в желудочном соке человека?
- Что такое «царская водка»?
- Какую кислоту называют «купоросное масло»?
- «В воде она родится, но странная судьба, воды она боится и гибнет в ней всегда».
- К какому классу неорганических соединений относятся вещества, входящие в состав железной руды?
За каждый правильный ответ команды получают жетоны (1 жетон – 2 очка).
Ну вот, мы и очутились на последнем пике Умений. Здесь вам нужно вспомнить все правила техники безопасности при работе в химическом кабинете и при работе с веществами ( команды по очереди называют правила т/б).
я вижу, что вы готовы выполнять следующие наше задание. Оно будет практическое (команды получают задание в конвертах).
команда №1. Определите, в какой пробирке находится кислота, а в какой соль.
команда №2. Определите характер оксидов.
Химия – это волшебная наука, и каждому из вас хотелось бы хоть ненадолго стать волшебником. У вас есть такая возможность сейчас. Осуществите превращения:
Капитаны получают задание в конвертах.
-6-
Превращения для команды №1.
Н2О О2 СО2 Н2СО3 Na2CO3
Превращения для команды №2.
S SO2 SO3 H2SO4 CuSO4.
Проверка на доске.
Наша игра подошла к концу, и мне хотелось узнать, какая эмоциональная атмосфера у вас сейчас, поднимите, пожайлуста, карточки.
В конце можно предложить ребятам высказаться об уроке, что понравилось, а что нет.
В заключении представляется слово жюри для подведения итогов.