УЭ0 | Интегрирующая цель: В процессе учебной работы над заданиями вы должны:
- изучить строение, состав, физические свойства и получение циклоалканов;
- закрепить и расширить знания об изомерии, гомологии и номенклатуре на примере циклоалканов;
- изучить особенности химического поведения циклоалканов в зависимости от размера цикла. | Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока.
Внимательно прочитайте интегрирующую цель. |
УЭ2 | Строение, состав и физические свойства циклоалканов.
Цель: Изучить строение, состав, физические свойства и тип гибридизации электронных облаков атома углерода в циклоалканах.
Задание 1. Прочитайте в учебнике о строении циклоалканов и попытайтесь ответить на следующие вопросы.
1. Какова общая формула циклоалканов?
2. Напишите формулу простейшего циклоалкана. Назовите его.
3. Напишите структурную формулу циклопропана и укажите связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол (используйте рис. 25 стр. 88).
4. В чём наблюдается сходство циклопропана с непредельными углеводородами?
5. Каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов? | Химия -10
стр.87-89, §13
(Начала химии.
§ 20.2,
стр. 478 -478)
Обсудите ответы на вопросы в группе.
Выполняйте письменно.
При спорных вопросах обращайтесь к учителю. |
УЭ3 | Номенклатура, гомология и изомерия циклоалканов.
Цель: Изучить номенклатуру, гомологический ряд циклоалканов и особенности их изомерии.
Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительную информацию и выполните задание.
Названия циклоалканов строится путём добавления приставки цикло- к названию алкана с соответствующим числом атомов углерода. Нумерацию в цикле производят таким образом, чтобы заместители получили наименьшие номера.
Структурные формулы циклоалканов обычно записывают в сокращённом виде, используя геометрическую форму цикла и опуская символы атомов углерода и водорода.
СН2 НС – СН3
СН2 СН2 или Н2С СН – СН3
Циклопропан 1,2- диметилциклопропан.
По размеру циклоалканы делятся на малые (С3,С4) и обычные
(С5 – С7) циклы.
Задание.1. Составьте гомологический ряд циклоалканов, состоящий из четырёх представителей циклоалканов, начиная с простейшего. Напишите их структурные формулы и дайте им названия.
1) Для циклоалканов, как и для всех классов органических соединений, характерна изомерия углеродного скелета (структурная изомерия). Структурная изомерия для циклоалканов, во-первых, обусловлена размером цикла.
Так, существует два циклоалкана формулы С4Н8: циклобутан и метилциклопропан. Во-вторых, такая изомерия обусловливается положением заместителей в цикле
(например, 1,1 и 1,2-диметилбутан).
2) Отсутствие свободного вращения вокруг связей С—С в цикле создаёт предпосылки для существования пространственных изомеров у некоторых замещенных циклоалканов. Например, в молекуле 1,2 диметилциклопропана две группы СН3 могут находиться по одну сторону от плоскости цикла (цис-изомер) или по разные стороны (транс-изомер)
Задание 2. Используя материал учебника на стр. 88 и рис. 26 ответьте на вопрос: Какая конформация циклогексана устойчивее: «кресла» или «ванны», почему?
| Химия -10
стр. 87, §13
(Начала химии.
§ 20.2,
стр. 478 -478)
Обсудите ответы на вопросы в группе.
Выполняйте письменно.
При спорных вопросах обращайтесь к учителю.
Правильность выполнения проверьте у учителя.
Химия -10
Стр 88-89. |
УЭ4 | Химические свойства и получение циклоалканов.
Цель: Изучить особенности химического поведения малых и обычных циклов циклоалканов, их получение и практическое значение .
Задание1. Изучив материал, о химических свойствах циклоалканов ответьте на следующие вопросы.
1. Какие циклоалканы по своему химическому поведению близки к алканам? Приведите примеры.
2. Какие реакции возможны для циклоалканов в отличие от алканов? Приведите примеры.
Задание 2. Заполните таблицу.
Тип реакции
| Малые циклы
(циклопропан)
| Обычные циклы
(циклогексан)
|
|
|
|
Задание 3.* Почему обычные циклы обладают большей устойчивостью по сравнению с малыми и в чём она проявляется?
Задание 4. Какие циклоалканы имеют практическое значение?
В лаборатории циклоалканы получают нагреванием дигалогенопроизводных с металлами (Na. Zn):
В промышленности: | Химия -11
стр.44., §33.4
Начала химии.
§ 20.2,
стр. 478 -478
Обсудите ответы на вопросы в группе.
Выполняйте письменно.
При спорных вопросах обращайтесь к учителю.
|
УЭ5 | Выходной контроль.
А теперь обобщим знания, полученные при изучении этой темы. Для этого заполним таблицу, в которую вы внесёте данные согласно указанной характеристике. Если углеводород не вступает в ту или иную реакцию, то в соответствующей графе ставьте прочерк. Если вступает – напишите соответствующее уравнение реакции.
Характеристика
| Алканы
| Циклоалканы
| Общая формула
|
|
| Тип гибридизации
|
|
| Реакции:
А) замещения
Б) присоединения
В) окисления
Г) разложения
|
|
| Получение:
А) в промышленности
Б) в лаборатории
|
|
|
| Выполняете письменно в тетрадях для контрольных работ.
После выполнения сдайте на проверку учителю. |
УЭ6 | Подведение итогов урока.
1. Прочитайте интегрирующую цель. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Вашу работу оценивает руководитель группы. Работу руководителя оценивает учитель.
Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке. «5» - творческое задание.
«4» - Записи в тетради. Выводы стр. 90-91, Упр. 1, стр. 91 Химия – 10. Н.Е. Кузнецова..
«3» и «2» - Записи в тетради. § 13 Химия - 10 Н.Е.Кузнецова. Упр.3,4 стр.91. Химия – 10. Н.Е. Кузнецова. |
|