Внедрение ФГОС на 2 ступени образования
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме
Химия 8 класс тема Галагены.
Конструкт урока и приложения к нему. (урок разработан с учетом требований ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_k_uroku.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Свердловской области
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (ИРО)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИРО г. СЕРОВ
КОНСТРУКТ
тема урочного занятия «Галогены - простые вещества»
для 8-го класса
Автор: Степаненко Валентина Сергеевна
учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ №9»
ГО Краснотурьинск
Краснотурьинск, 2013
Предметная область: химия
Урок № 2 по теме «Галогены»
Тема: «Галогены - простые вещества».
Базовый учебник: Н.Е. Кузнецова. Химия 8 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Развитие знаний учащихся о галогенах и их соединениях.
Задачи урока:
Воспитательные: умение слушать и слышать партнеров, формирование экологического мышления; осознанного отношения к личной и общественной безопасности.
Развивающие:
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Формирование научного мировоззрения школьников: единство материального мира и законов его развития, познаваемость мира, зависимость и сравниваемость
Образовательные:
- Знакомство с распространением и ролью галогенов в природе.
- Физико-химические свойства галогенов.
- Дать понятие о поражающее действие хлора и способах защиты
Педагогический инструментарий: элементы технологий ТПО, ТРО, ИКТ, ТРКМ
Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Методы обучения: частично поисковые, мозговой штурм, иллюстративные, проблемные
Средства обучения: учебники, мультимедийные презентации, демонстрационные опыты, виртуальная лаборатория, карточки задания
Оборудование учителя | Оборудование учащихся |
Компьютер, проектор, интернет, презентация, химическая посуда, химические реактивы | Тетрадь, ручка, индивидуальные и групповые карточки задания |
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
- проявят способность к оценке ситуации с точки зрения правил личной и общественной безопасности; продемонстрируют внимание, живой интерес к изучаемой проблеме. | - проявят умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; – проявят способность планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); | продемонстрируют знание, способность к распознаванию, смогут называть, перечислить. - проявят способность к выявлению особенности (качеств, признаков) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); применят таблицы, схемы, модели для получения информации. - проявят умение сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; продемонстрируют умение выявлять сходство и различия объектов; | оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; – описывать объект: передавать его внешние характеристики; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду). | Знание
Умение
|
Этапы (время) | Педагогиче кий инструмента рий | Взаимодействие в образовательном процессе | УУД | Оценка | |
Деятельность уч-ля | Деятельность уч-ся | ||||
1.Самоопределение к деятельности Мотивация к учебной деятельности. 1мин | Форма: беседа. | Здравствуйте дети! Прошу вас оценить себя и своего соседа, насколько вы готовы к предстоящей деятельности на уроке. Прошу вас настроиться на активную работу: отвечайте грамотно, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им. | Выполняют оценку/самооценку по критериям:
Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока. | Регулятивные: волевая саморегуляция, самоанализ мотивов. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Пед. наблюдение |
2.Актуализа- ция знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. 8 мин | Форма: беседа. Приём: «Знаю – хочу узнать – узнал» | Задаёт вопросы: -Что вы знаете о галогенах? -Что ещё нужно узнать, чтобы более полно ответить на первый вопрос? | Слушают, « вспоминают», что им известно по изученному вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала. 1.Отвечают на вопросы. Вспоминают план, по которому дается характеристика элементов одной группы. Объясняют правила пользования периодической таблицей, определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Выполняют задание: находят элементы 7А группы и дают их обобщенную характеристику. результаты, соотнося их с целью. (ответы учащихся проверяются по слайдам 3-8) Выдвигают гипотезы и обосновывают свою точку зрения | Познавательные: общеучебные (демонстрация знания о группах химических элементов периодической системы, приемах используемых в характеристиках химических элементов. Регулятивные: целеполагание на основе соответствия того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. | Пед. наблюдение Оценка педагога |
3.Постановка учебной задачи. 2-3 мин | Форма: беседа. | Задаёт вопросы: - Как вы думаете, какова тема урока? - Что мы можем узнать о галогенах? | Отвечают на поставленные вопросы (исходя из имеющихся по данной теме знаний) | Регулятивные: планируют последовательность промежуточных целей. Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | Пед. наблюде ние |
4. «Открытие» детьми нового знания 3мин 3 мин 10 мин 3 мин | Форма: 1. мозговой штурм 2.Работа с книгой с заполнением таблицы (с последующей самопроверкой по слайду) 3. Просмотр опытов с дальнейшим обсуждением результата в группах 4.Демонстра ция опыта. | (На слайде 10) F2, Cl2, Br2, I2, At2 Пользуясь учебником, исследуем физические свойства галогенов На сладе 13 Таблица Делит класс на 4 группы. Слайд 16. Демонстрирует виртуальные опыты (используя ЦОР) Задание каждой группе: Описать свойство и объяснить результат увиденного опыта 1группа – Взаимодействие хлора с водородом 2 группа – Взаимодействие хлора с калием 3 группа – Взаимодействие хлора с фосфором 4 группа – Взаимодействие галогенидов с хлорной водой Учитель показывает качественную реакцию на галогениды | Определите тип связи в молекуле, запишите структурные формулы молекул и схемы химической связи (работают в тетради с последующей Учащиеся, работая с учебником, заполняют ее, далее Находят общее и выделяют особенности. Каждая группа описывает результаты опыта (составляет уравнение реакции) и делает выводы. Учащиеся записывают уравнения в рабочие тетради. Учащиеся по результатам опыта (каждый в своей группе формулируют выводы), далее выводы обсуждаются в группе и записываются в рабочие тетради | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание); логические (построение логической цепи рассуждений). Коммуникативные характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду). | Взаимооценка Самооценка Оценка работы группы Самооценка работы группы |
5 . Первичное закрепление и диагностика 8 мин | Работа в группах Важный факт | Учащиеся получают карточки задания с вопросами по количеству учащихся в группе, каждый ученик в праве выбрать тот вопрос на который лучше других в данный момент может ответить (задания для групп в приложении) Учитель демонстрирует презентацию – поражающее действие хлора | Учащиеся в группах приступают к выполнению заданий (в группах задания дублируются) через 2-3 минуты учащиеся приступают к озвучиванию своих ответов (учащиеся из других групп дополняют и исправляют) Учащиеся готовят по презентации возможные вопросы и возможные ответы | Познавательные - проявят умение сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; Продемонстрируют умение выявлять сходство и различия объектов; Регулятивные - проявят способность планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм Личностные: проявят способность к оценке ситуации с точки зрения правил личной и общественной безопасности; | Самооцен- ка , оценка работы группы педагогом |
6.Подведение итогов Оценивание результатов работы на уроке д/з 7 мин | Беседа | Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с простыми веществами, образованными элементами седьмой группы, с их физическими и химическими свойствами и помогали нам в этом шестерка верных слуг: КАК и ПОЧЕМУ,КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ. Учитель быстро демонстрирует презентацию, останавливаясь на контрольных слайдах, подводит итог и выставляет отметки | Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на слайдах (в этот период времени происходит самооценка выполнения заданий) Записывают д/з | Личностные: проявят способность к оценке ситуации с точки зрения правил личной и общественной безопасности; продемонстрируют внимание, живой интерес к изучаемой проблеме. | Коррекция полученных результатов. Отметка деятельности ученика на уроке |
Материал к практическим опытам
Взаимодействие хлора с водородом Хлор обладает высокой химической активностью. Он активно взаимодействует с неметаллами. Получим водород в аппарате Киппа. Откроем газовый кран аппарата. Кислота из верхнего резервуара аппарата поступает в нижний резервуар и, соприкасаясь с цинком, выделяет водород. Проверим водород на чистоту. Для этого наполним пробирку водородом. Подожжем водород, находящийся в пробирке. Поднесем пробирку с горящим водородом к газоотводной трубке. Водород, выходящий из трубки, загорается. Опустим газоотводную трубку с горящим водородом в цилиндр, наполненный хлором. Водород продолжает гореть в хлоре. Окраска хлора постепенно исчезает: хлор сгорает. При этом образуется газ хлороводород:
H2 + CI2 =2HCI
Поднесем к цилиндру влажную синюю лакмусовую бумагу. Она становится красной: растворяясь в воде, хлороводород образует соляную кислоту.
Оборудование: цилиндр, аппарат Киппа, пробирка, горелка, газоотводная трубка.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими и ядовитыми газами. Перед поджиганием водорода необходимо обязательно проверить его чистоту.
Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Взаимодействие хлора с калием. Хлор активно взаимодействует со щелочными металлами. Кусочек калия извлечем из керосина, на фильтровальной бумаге очистим его от керосина и оксидной пленки. Положим кусочек калия в железную ложку для сжигания веществ и осторожно нагреем. Калий загорается на воздухе. Опустим ложку с калием в сосуд с хлором. Калий энергично сгорает в атмосфере хлора.
2 К + CI2 = 2 КCI
Образуется белый дым хлорида калия.
Оборудование: цилиндр, тигельные щипцы, керамическая или стеклянная пластинка, горелка, скальпель, пинцет, ложка для сжигания веществ, фильтровальная бумага.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с ядовитыми газами. Опыт проводить только под тягой.
Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Взаимодействие хлора с фосфором В обычных условиях хлор – газ желто-зеленого цвета, обладает резким удушливым запахом. Хлор очень ядовит, поражает дыхательные пути. Хлор приблизительно в 2,5 раза тяжелее воздуха. Большая плотность хлора позволяет собирать газ способом вытеснения воздуха. При этом сосуды держат отверстием вверх. Хлор обладает высокой химической активностью. Особенно энергично хлор реагирует с красным фосфором. В ложку для сжигания веществ помещаем немного красного фосфора. Опускаем ложку с фосфором в цилиндр, наполненный хлором. Происходит самовозгорание фосфора. Фосфор горит слабым зеленоватым пламенем. На стенках цилиндра оседают хлориды фосфора. В зависимости от соотношения реагирующих веществ, в результате может получаться хлорид фосфора ( III ) или хлорид фосфора (V ).
2P + 3CI2 = 2PCI3
2P + 5CI2 = 2PCI5
Оборудование: цилиндр, ложка для сжигания веществ, керамическая или стеклянная пластинка.
Техника безопасности. Опыт следует проводить под тягой. Соблюдать правила работы с ядовитыми газами. Опыт проводить только под тяго
Постановка опыта и текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Взаимодействие галогенидов с хлорной водой Хлор вытесняет бром и иод из их соединений. Проверим это. Приготовим пробирки с растворами иодида калия, хлорида натрия, бромида натрия. В каждую из пробирок добавляем равный объем хлорной воды. В пробирке с иодидом калия выделился иод,
2KI + Cl2 = I2 + 2KCl
в пробирке с бромидом натрия – бром.
2NaBr + Cl2 = Br2 + 2NaCl
Мы убедились в том, что хлор вытесняет иод и бром из их солей. В пробирке с хлоридом натрия, конечно, никаких изменений не произошло. Иод и бром в промышленности получают действием хлора на иодиды и бромиды.
Оборудование: пробирки, штативы для пробирок.
Техника безопасности. Опыт безопасен.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов
Лаболаторный опыт показывает учитель Качественные реакции на хлорид-, бромид- и йодид-ионы
Галогенид-ионы можно определить с помощью нитрата серебра AgNO3.
Приготовим пробирки с иодидом калия KI, бромидом натрия NaBr, хлоридом натрия NaCl. Добавляем нитрат серебра. В пробирках появляются творожистые осадки нерастворимых галогенидов серебра. Осадок хлорида серебра - белого цвета
NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3
Осадок бромида серебра -бледно-желтого цвета
NaBr + AgNO3 = AgBr↓+ NaNO3
Осадок иодида серебра - желтого цвета.
KI + AgNO3 = AgI↓+ KNO3
Реакция с нитратом серебра – качественная реакция на хлорид-, бромид- и иодид-ионы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Техника безопасности. Необходимо соблюдать осторожность при работе с раствором нитрата серебра.
Карточка “Галогены”1.
Элементы: ______________________.
Положение в периодической системе:
группа: ___________, подгруппа __________.
В подгруппе сверху вниз заряд ядра _________________,общее количество электронов в атоме_____________,количество электронов на последнем уровне____________.
Окислительные свойства _____________________.
Карточка “Галогены”2
Почему у фтора высшая валентность 1 а у других элементов 7, И почему он проявляет только одну степень окисления?, Какую?
Карточка “Галогены”3
Почему молекулы галогенов двухатомные, как и почему изменяется прочность связи у галогенов?
Карточка “Галогены”4
Почему галогены встречаются в природе только в виде соединений?
Карточка “Галогены”5
Докажите, что галогены сильные окислители
Карточка “Галогены”6
Как доказать наличие галогенида в предложенном растворе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»
Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку и индиви...
Положение о школьном конкурсе для учеников второй ступени образования (5-8 класс).Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 г. Фокино Приморского края
Положение о конкурсе исследовательских работ расчитано на учащихся 5-8 классов, содержит цели и задачи, условия проведения конкурса, критерии оценки исследовательской работы и другие кретерии. Конкурс...
Роль и место внеурочной деятельности в условиях сельской школы при введении ФГОС на начальной ступени образования на примере работы кружка дополнительного образования «Мой первый английский».
В работе содержится материал по обмену опытом....
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
«Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования»
Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...
Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования
Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...
Образовательный проект «Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»
laquo;Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»...