"Урок строение веществ"
учебно-методический материал по химии (6 класс) по теме
Тема урока: Строение веществ. Молекулы и атомы. Превращение веществ. Органические и минеральные вещества.
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_veshchestva.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема раздела: Вещества и их превращения (1 час).
СМК раздела |
Строение веществ. Атомы, молекулы, химические элементы, органические и неорганические вещества. Белки, жиры и углеводы. Автотрофы и гетеротрофы. |
Тема урока: Строение веществ. Молекулы и атомы. Превращение веществ. Органические и минеральные вещества.
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: ПДУ, проблемный диалог
Цели урока по линиям развития личности |
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, о строении живых организмов, о связи живой и неживой природы. Знакомство с основными понятиями по теме: атомы, молекулы, элементы, вещества органические и неорганические, автотрофы и гетеротрофы. Превращение одних веществ в другие. |
Конкретные задачи по содержательно-методическим компонентам (СМК):
Информационные единицы | |
мини | Строение веществ. Атомы химических элементов. |
база | Как происходит превращение одних веществ в другие. Чем отличаются одни вещества от других. |
макси | Химические элементы. Автотрофы, гетеротрофы. |
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– взаимосвязь живой и неживой природы;
– все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов;
– о переходе одних веществ в другие ;
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– различать органические вещества белки, жиры, углеводы от неорганических;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.
План урока
Этапы урока | Организация этапа доска и оборудование | Основное содержание этапа | |
учитель | ученики | ||
Целеполагание темы раздела. Проблемный диалог | Сообщение темы раздела «Строение веществ» | Ребята, главной целью нашего урока является изучение строения различных веществ, из которых состоят все тела живых организмов, усвоение понятий атом, молекула, органические и неорганические вещества | Записывают тему урока |
Прием знаем - не знаем… | Ребята, перечислите, какие вещества на ваш взгляд являются самыми важными, без которых не могла бы существовать жизнь. | Заслушиваются разные варианты ответов. Ученики называют: вода, кислород, соли, белки, жиры, лекарства, сахар... | |
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы выдвижение версий | Ответ учащихся фиксируется на доске для создания проблемного вопроса на тему раздела. Рисунок на доске молекул кислорода, воды,озона,азота. | А задумывались ли вы над тем, почему существует так много различных веществ? Как человек может создать новые вещества? Вопрос: сколько атомов в молекуле этих веществ? | Ребята выдвигают различные версии, что не только природа создала многие вещества, но и человек это делает сам. Знания и учение позволяют делать новые открытия. Ребята называют и зарисовывают, опираясь на текст учебника схемы молекул рис8.1 |
Актуализация. Планирование деятельности изучения раздела Организация промежуточной оценки (самооценка, взаимо оценивание) | Презентация к уроку, показ слайдов 1 – 6 и обсуждение. Самостоятельная работа с учебным материалом, поиск информации на заданный учителем вопрос Проведение письменной работы: «Верны ли суждения?» | Короткий рассказ учителя об истории изучения атома, открытия химических элементов, изучение состава веществ, умение создавать их в лабораториях, а затем применять на практике. Учитель подводит ребят к понятиям атом, молекула, элемент. Запишите в тетради названия химических элементов из учебника, стр. 29-30. Записываем 7 цифр. 1 2 3 4 5 6 7 Отвечаем на вопросы неверно верно 1. Атомы состоят из молекул. 2. Атом – мельчайшая частица вещества. 3. Водород и кислород образуют воду. 4. Железо – металл, но не элемент. 5. В воздухе нет азота. 6. Озон и кислород – разные вещества. 7. И железо и алюминий имеют одинаковые атомы. Подводятся итоги. Вывод 1: молекулы большинства веществ состоят из разных атомов. | Один на доске, другие в тетради пишут названия элементов: Кислород, алюминий, водород, азот, железо, фосфор, кислород, сера и др. Проводится проверка выполненной работы в парах по шаблону Самооценка работ учащихся. |
Этапы открытия нового знания по алгоритму. | Эвристическая беседа с элементами учебного диалога (Побуждающий/ подводящий) в зависимости от уровня возможностей класса и сложившейся ситуации. Зарисовка схемы обмена веществ на доске. | Вещества состоят из молекул, молекулы – из атомов. Атомы – это разновидности химических элементов, их более ста. Вопрос: Сколько можно создать чисел из различных комбинаций 10 цифр? А если 100 элементов, то представьте, сколько можно создать веществ. Молекулы могут соединяться, распадаться и обмениваться атомами. | Учащиеся предлагают огромное количество и делают вывод, что из ста элементов можно получить неограниченное число веществ. Проводится работа в тетрадях по зарисовке схемы обмена веществ. |
Создание проблемной ситуации Этапы открытия нового знания | Ситуация затруднения. Эвристическая беседа с элементами учебного диалога (Побуждающий/ подводящий) в зависимости от уровня возможностей класса и сложившейся ситуации. Просмотр слайдов 7 - 13. презентация Задание | В состав живых организмов входят, главным образом, углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера. Вопрос: Чем живые тела отличаются от неживых?В чем сходство? Самостоятельный поиск ответа, стр. 32, абзац «Живые организмы производят органические вещества…». Из чего сос-тоят молекулы углеводов,белков, жиров. А как это происходит? Вывод: внутри клеток протекают химические реакции. Как авторы учебника назвали молекулы, которые проводят работу по превращению веществ? | Ученики работают самостоятельно по учебнику и находят ответ на вопрос. Записывают названия органических веществ в тетрадях и делают выводы в ходе беседы. Ответы записывают в тетрадь. «Молекулы – сырье, молекулы – инструменты, молекулы – отходы и молекулы – стройматериалы.» |
Этапы открытия нового знания | Таблица «Растения и животные» Таблица «Клетка» | Рассказ учителя Растения – автотрофы, животные – гетеротрофы. В чем их особенности? Вывод: растения превращают минеральные вещества в органические, а грибы и животные этого делать не могут. | Ребята отвечают на вопрос, стр. 33 |
Промежуточный вывод темы по итогам урока Оценка деятельности на уроке Домашнее задание | Общий вывод по уроку §8, зарисовать рисунок 8.3- 8.5. | Рефлексия |
Презентация к уроку прилагается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест у уроку "Строение вещества"
тест к уроку: "Строениевещества" в двух вариантах...
Материал к уроку "Строение вещества" 10 класс
Урок введения нового материала в 10 классе.Он продолжает серию уроков по строению вещеста, начатую в 7 классе. Урок использует возможности интерактивной доски....
Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."
Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....
Урок Строение вещества.Молекулы и атомы.
Урок открытия новых знаний. Рассматриваются основы молекулярно-кинетической теории....
Физика. 7 класс. Перышкин А.В.Тема урока: "Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение"
Урок по теме « Вещество. Строение вещества» стоит у самого истока изучения курса физики. Это первый урок в теме «Первоначальные сведения строения вещества». На знаниях данной т...
Презентация к уроку "Строение вещества." Физика 7 класс
Данную презентацию можно использовать на 1 уроке физики в теме: Первоначальные сведения о строении вещества , 7 класс...
Технологическая карта урока «Строение вещества. Молекулы и атомы»
Технологическая карта по теме " Строение вещества .Молекулы и атомы" по ФГОС 7класс...