Арены. Ароматические углеводороды. Бензол.
учебно-методический материал по химии (10 класс) по теме
Разработка урока для учащихся 10 класса по учебнику О.С. Габриеляна базовый уровень. Цель урока: знакомство учащихся с историей открытия, особенностями строения, гомологическим рядом, физическими и химическими свойствами бензола. Урок сопровождается презентацией. Тип урока: изучение нового материала. Урок содержит элементы контроля знаний по домашнему материалу и контроль усвоенных на уроке знаний. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.74 КБ |
![]() | 403 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Ейска Краснодарского края
Учитель химии: Захаренко Галина Викторовна
Арены. Ароматические углеводороды. Бензол.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Сформировать представление учащихся о строении молекулы бензола и его гомологов.
Познакомить с гомологическим рядом аренов и номенклатурой. Продолжить формирование представлений учащихся об изомерии органических соединений.
Изучить химические свойства бензола и способы его получения.
Рассмотреть области применения бензола.
Основные понятия: арены, фенил, формула Кекуле, ароматичность, реакция алкилирования.
Оборудование:
Ход урока:
- Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Урок мы начнем с письменной проверки усвоения домашнего материала.
- Проверка домашнего задания по вариантам. (10 мин.) Для проверки используем:
Слайд №1. Данный вид заданий поможет показать знание химических свойств и получение не только алкинов, но и ранее изученных классов соединений.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала.
Фронтальная беседа. (3 мин)
1. Какие классы непредельных углеводородов мы уже изучили?
2. Почему данные классы относят к непредельным углеводородам?
3. Какая валентность углерода в органических соединениях?
4. Основной тип химических реакций характерных для предельных и непредельных углеводородов?
5. Качественные реакции на непредельные углеводороды?
Итак, мы начинаем изучать новый класс углеводородов – АРЕНЫ. Слайд№2
- Этап изучения новых знаний и способов деятельности. ( 20 мин) Используем: Слайд №3
Комментарии к слайду:
- Немного истории:
Впервые бензолсодержащие смеси, образующиеся в результате перегонки каменноугольной смолы, описал немецкий химик Иоганн Глаубер в книге Furni novi philosophici, опубликованной
1651 году. Бензол как индивидуальное вещество был описан Майклом Фарадеем, выделившим это вещество в 1825 году из конденсата светильного газа, получаемого коксованием угля. Фарадею было поручено изучить причину тусклого освещения газовыми фонарями в холодное время года лондонских улиц. Вскоре, в 1833 году, получил бензол, при сухой перегонке кальциевой соли бензойной кислоты, и немецкий физик-химик Эйльгард Мичерлих. Именно после этого получения вещество стали называть бензолом.К шестидесятым годам XIX-го века было известно, что соотношение количества атомов углерода и атомов водорода в молекуле бензола аналогично таковому у ацетилена, и эмпирическая формула их — CnHn. Изучением бензола серьёзно занялся немецкий химик Фридрих Август Кекуле, которому в 1865 году и удалось предложить правильную — циклическую формулу этого соединения. Известна история о том, что Ф. Кекуле представлял в своём воображении бензол в виде змеи из шести атомов углерода. Идея же о цикличности соединения пришла ему во сне, когда воображаемая змея укусила себя за хвост. Фридриху Кекуле удалось на тот момент наиболее полно описать свойства бензола. В его честь по настоящее время формула молекулы бензола называется формулой Кекуле.
Запишите в тетрадь молекулярную формулу бензола и структурную.
- Бензол родоначальник гомологического ряда аренов. Запишите первых представителей. Слайд №4.
Акцентировать внимание учащихся на радикале «фенил», записать в тетрадь радикал С6Н5 – и формулу фенилхлорида С6Н5-СL. В сильном классе можно сделать акцент на понятии «ароматичность».
- Для гомологов бензола характерна изомерия положения структурных радикалов и по углеродному скелету (по внутреннему строению радикалов). Слайд №5.
Запишите в тетрадь пример. Возможна и межклассовая изомерия, попробуйте написать формулу и дать название межклассовому изомеру. ( например: гексадиин-1,5 )
- Физические свойства бензола. Переходим к слайду № 6.
Токсичен. Легче воды. Не растворим в воде.
- Химические свойства. Переходим к слайду № 7.
Химически пассивен. Занимает как бы промежуточное положение между предельными и непредельными углеводородами, тат как может вступать в реакции замещения и присоединения. Однако , в отличие от алканов, реакции замещения протекают легче, а реакции присоединения, труднее, чем у алкенов.
Запишите реакции в тетрадь.
Бензол вступает в следующие реакции. Слайд № 8.
Бензол не реагирует с бромной водой и раствором перманганата калия.
Запишите реакции взаимодействия с галогенпроизводными и азотной кислотой в тетрадь.
Посмотрите в учебнике на стр. 53 и стр. 54 как можно записать эти реакции, используя структурную формулу. Одну реакцию запишите для примера.
Переходим к слайду № 9. Получение бензола. Комментарии к слайду: Бензол можно получить несколькими способами. Запишите первую реакцию в тетрадь.
Переходим к слайду № 10. Комментарии к слайду:
Бензол, производные бензола, широко применяются.
Бензол повышает качество бензина, однако из-за токсичности количество строго регламентировано. В каких еще областях используют бензол?
V Этап. Этап закрепления изученного. ( 10 мин) Слайд № 11.
Ответы :
1. СnH2n-6 2. Реакции замещения и присоединения. 3. Раствором бромной воды и перманганата калия. 4. Из-за высокого содержания углерода.
VI Этап. Информация о домашнем задании. Слайд № 12.
VII Этап. Подведение итогов занятия.
Использованная литература и интернет источники:
- Учебник Химия-10 класс базовый уровень. О.С. Габриелян, «Дрофа», М. 2008 г
- «Мир химии» М. Колтун «Детская литература» М. 1988г
- http://helpschool.info/publ/252-1-0-7990
- http://www.topreg.ru/slovar/benzol
- Картинки: http://alarida.com/dekorativno-otdelochnie-materiali.htm
- http://palettelife.ru/khoroshij-rastvoritjel-zalog-kachjestvjennoj-pokraski/
- http://nauka21vek.ru/archives/30304
- http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=пестициды+картинки&us=9&usln=2#w=640&h=422&s=81407&pic=http%3A%2F%2F24medok.ru%2Fwp-conten
- Портреты:http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Glauber.html
- http://archives.maillist.ru/73780/1290320.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%EA%F3%EB%E5,_%D4%F0%E8%E4%F0%E8%F5_%C0%E2%E3%F3%F1%F2
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BB
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите уравнения реакций: 1 вариант бутан бутен бутадиен 1,3 1,4-дибромбутен-2. Получение этина . 2 вариант 1.Пропен пропин хлор-пропен дихлорпропан . 2. Горение ацетилена. Почему ацетилен горит сильно коптящим пламенем?
История Иоганн Глаубер 1651 г Майкл Фарадей 1825 г Фридрих Кекуле 1865 г Молекулярная формула С 6 Н 6
Гомологи С nH 2 n- 6
Изомерия гомологов бензола
Физические свойства Бесцветная жидкость со своеобразным резким запахом. Температура плавления 5,5 °C, температура кипения 80,1 °C, плотность 0,879 г/см³, молярная масса 78,11 г/моль. С воздухом образует взрывоопасные смеси, хорошо смешивается с эфирами , бензином и другими органическими растворителями. Растворимость в воде 1,79 г/л (при 25 °C).
Химические свойства 1. Подобно ненасыщенным углеводородам бензол горит сильно коптящим пламенем. 2С 6 Н 6 + 15О 2 12 СО 2 + 6 Н 2 О 2. Реакции замещения (хлорирование) в присутствии катализатора (FeCl 3 ) С 6 H 6 + Cl 2 → С 6 H 5 Cl + HCl образуется хлорбензол ( фенилхлорид ). 3. В отсутствие катализатора при нагревании или освещении идёт радикальная реакция присоединения. С 6 H 6 + 3Cl 2 (освещение)→ C 6 H 6 Cl 6 образуется гексахлорциклогексан .
4. Взаимодействие с галогенопроизводными алканов ( алкилирование бензола, реакция Фриделя-Крафтса ) в присутствии AlCl 3 : С 6 H 6 + С 2 H 5 Cl → С 6 H 5 С 2 H 5 + HCl образуется этилбензол 5. Реакция нитрования в присутствии конц серной кислоты С 6 H 6 + HNO 3 → С 6 H 5 NO 2 + H 2 O образуется нитробенол .
Получение бензола. 1. Тримеризация ацетилена. При пропускании ацетилена при 400°C над активированным углем с хорошим выходом образуется бензол и другие ароматические углеводороды 3С 2 Н 2 → С 6 H 6 2. Пиролиз тяжелых нефтяных фракций. 3. Из циклоалканов (с числом С > . 6, t,k )
Применение С 6 Н 6 Добавки к бензину Производство растворителей Производство органических соединений: ацетона анилина пестицидов лекарств Фенолформальдегид - ных пластмасс
Закрепляем…. 1. Какая общая формула соответствует гомологическому ряду аренов ? 2. Какие типы реакций характерны для бензола? 3. Какими растворами можно распознать гексен , бензол? 4. Какие из веществ способны присоединять (при соответствующих условиях) водород: гексен , бензол, ацетилен, метан? Запишите уравнения реакций. Назовите соединения. 5. Почему пламя бензола сильно коптящее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Ароматические углеводороды. Бензол"
Вводный урок в 10 классе в разделе "Углеводороды" на тему: "Ароматические углеводороды". Предлагаю презентацию по данной теме, аннотацию к слайдам, самостоятельную работу....

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.
ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА: изучение нового материала.ТЕМА УРОКА «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...
конспект урока для 10 класса по теме"Ароматические углеводороды. Бензол."
Конспект урока для 10 класса . Базовый уровень....
Урок по теме по теме "Ароматические углеводороды. Бензол".
При проведении урока использовались элементы технологии развития критического мышления....

Конспект урока «Ароматические углеводороды. Бензол»
Конспект урока по теме: ароматические углеводороды. Бензол. Материал предназначен для 10-го класса базовый уровень....

Урок химии по теме: «Ароматические углеводороды. Бензол.»
Цели и задачи урока:-дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: способы получения бензола, химические свойства, применение бензола на основе свойств.-выявить ...