День науки.
план-конспект урока по химии по теме

Тихомирова Зинаида Андреевна

Интегрированное занятие по химии и биологии "День науки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_den_nauki.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Автор мероприятия: Тихомирова З.А. учитель химии и биологии,географии

                                     День науки

   

Цель: Стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

Подготовка к игре:  игра  проводится как большое финальное мероприятие предметной недели химии и  биологии в школе. Команда знатоков  для  игры  составляются из учащихся разных школ, а также каждая школа представляет свою науку. Предполагаются музыкальные   и  теоретические (знакомство с учеными )  паузы, игра с болельщиками.  Музыкальные номера исполняют дети из 8-9 классов.

Для игры необходимы: игровое поле, волчок, черный ящик, конверты с номерами вопросов. Музыкальный знак “скрипичный ключ ”, восклицательный и вопросительный  знаки.  

Ход викторин

Ведущий: Все хотим, все хотим, все хотим на свете знать.

Обсуждать, рассуждать, думать, спорить вспоминать.

Здравствуйте, дорогие друзья! Да, на самом деле все знать хотят почти все люди на земле, тем более школьники, ведь такие знания позволили бы им получать только отличные отметки на уроках и поступать в самые престижные вузы. Но только ли для этого человеку нужны знания? “Конечно, нет”- скажете вы и будете абсолютно правы. И сегодня, здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы.

Итак, сегодня мы приветствуем на встрече команду зрителей  и сборную команду знатоков из школ:   МОУ Краснополецкой СОШ,   МОУ Волокской СОШ,  МОУ Поженской СОШ, МОУ Плоскошской СОШ.

Встречаем! Капитан команды  знатоков.

Представляю игроков  команды : (далее следует представление команды знатоков).

(Команды  знатоков занимают свое место за игровым полем, на котором размещены конверты с номерами вопросов)

Ведущий: Правила игры просты: игроки вращают волчок, стрелка указывает на вопрос, и команда ровно через одну минуту обсуждений дает на него ответ. За временем у нас следят вот такие песочные часы. За каждый правильно названный ответ команда зарабатывает одно очко. Если команда знатоков ответила неправильно, то очко присуждается команде зрителей. Команде для победы необходимо набрать 6 очков, опередив при этом команду зрителей.

(Игра началась. Музыкальные номера исполняются  когда стрелка волчка указывает на “скрипичный ключ», вопросы болельщикам и познавательный материал  о  ученых задаются тоже, когда стрелка волчка указывает на вопросительный или восклицательный знаки )  

В конце игры подводятся итоги и награждаются победители. Награждается команда игроков. Независимо от того, победила она в этой игре или нет. Ведь самое главное – победить самого себя, преодолеть страх, лень и на глазах зрителей бороться за приз и, самое главное, за новые знания. Приз получает самый лучший игрок, при помощи аплодисментов его выбирают зрители. Если в составлении вопросов принимали участие школьники, то необходимо наградить одного из них (все составители вопросов должны быть среди зрителей) за самый лучший вопрос. Кого наградить таким призом, решает команда знатоков.

Ведущий: Ну. Что же, вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Хочется сказать, что победителями в сегодняшней встрече стали все мы. Мы с пользой и толком провели время, стали чуть ближе друг к другу и чуть-чуть умнее. А ведь всегда большое складывается из малого, собирается из зернышек. Одно из таких зернышек мы сегодня посадили глубоко в землю и скоро, очень скоро оно даст проросток. Я благодарю всех, кто сегодня собрался на нашем мероприятии, желаю вам новых знаний и новых достижений. До новых встреч, друзья!

Примерные вопросы для игры по теме “Живая природа”

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)

2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?

(ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)

3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(ответ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

4. Из того, что находится в черном ящике, можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: что находится в черном ящике?

(ответ: желуди)

5. Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?

(ответ: “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!” - ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся во время работы)

6. Изобретение микроскопа совершило революцию во многих областях науки.

Хоть острым взглядом нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила,
Коль много микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил.

Вопрос: Кому принадлежат эти строки?

(ответ: эти строки принадлежат М.В. Ломоносову)

7. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос: тогда почему аристократов называют “голубой кровью”?

(ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)

8. Гиппократом было создано учение о соках организма типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме.

Вопрос: Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?

(ответ: Это люди с разными типами темперамента:

Черная желчь – “мелайна холе” - меланхолик.
Желтая желчь – “холе” - холерик.
Кровь – “сангвис” - сангвиник.
Слизь – “флегма” - флегматик.

9. Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не … Вопрос: Что делает копринусы ядовитыми?

(ответ: Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление)

10. В черном ящике лежит ветка этого дерева. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Вопрос: Что лежит в черном ящике? Объясните, о чем говорится в песне.

(ответ: ветка березы. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы они не скрипели; от болезней почек, печени и легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками)

11. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: “Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!”

Вопрос: Появление какого растения объясняла эта легенда?

(ответ: так появился лавр благородный)

12. “Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало”. Вопрос: О каком насекомом идет речь?

(ответ: вошь)

Вопросы по химии и химический опыт.

1.Как доказать, что в пробирке находится серная кислота?

2. Как доказать, что в пробирке находится соляная кислота?

3. Получить водород и доказать его присутствие.

                             Блиц-вопросы:

  1. Мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца… Продолжите дальше перечень.
    (ответ: в восточном гороскопе после овцы идет знак обезьяны)
  2. Какое животное способно выпить 250 литров воды? (ответ: верблюд)
  3. Какое животное дает самое жирное молоко? (ответ: тюлень, 43%)
  4. Назовите самое высокое растение в семействе злаков? (ответ: бамбук)
  5. Немцы звуки ээ голоса воспринимают как “киик”, англичане – как “йонк-йонк”, итальянцы – как “фрон-фрон”, а финны – как “снеф-снеф”. А русские как?  

(ответ: “хрю-хрю”.)  

                         Игра  для болельщиков

 ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

 

 У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  

(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

 У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?

(Четыре)

 Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  

(Малина - калина)

 Какое животное ходит только буквой «Г»?

(Конь, если это шахматная фигура.)

 У какого слона нет хобота?

   (У шахматного)

 На каком базаре самый большой шум?

   (На птичьем базаре.)

 Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  

(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)

 Назовите овощ для закидывания плохих актёров.  

(Помидор)

 Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?  

(Горох, горошина)

 Какой злак может расти ... на человеке?

(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

 Назовите животных-альпинистов.

(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

 «Экономическая порода» собак - это...

(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)

 Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?

(«Ягуар»)

 Какая птица является крупным издателем школьных учебников?  

(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

 Назовите цветочную позу йога.  

(Лотос)

 Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?

(Анютины глазки - цветы.)

 Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.

(Кипарис)

 Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  

(Осы - осиная талия.)

 Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?

(Сидорова коза.)

 Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?  

(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)

 Какая водоплавающая птица написала известные книги?

(Гоголь)

ХВОСТАТАЯ  ВИКТОРИНА

 Отгадайте животное по описанию его хвоста.

 

 Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.

(Кенгуру)

 На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.

(Лев)

 Его хвостик летом серый, а зимой белый.

(Заяц)

 Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.

(Корова)

 Нос пятачком, хвостик крючком.

(Свинья)

 Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.

(Белка)

 Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.

(Овца)

 Он ловил хвостом рыбу в проруби.

(Волк)

 У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.

(Слон)

 Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.

 (Лиса)

 Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.

(Бобр)

 Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом.

(Лемур)

 Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов.

 (Горностаи)

 Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.

(Енот)

 Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.

(Скунс)

 Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь.

(Опоссум)

 Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва.

(Тушканчик)

 Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.

(Мышь)

 Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается.

(Мыши и крысы.)

 Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны.

(Дикобраз)

 Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы.

(Лошадь, причёска - конский хвост.)

 Он в известной сказке потерял свой хвост.

 (Ослик, а звали его Иа.)

 Сапоги со шпорами, хвост с узорами.

(Петух)

 Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.

(Павлин)

 Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.

(Сорока)

 Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.

(Орёл)

 Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.

(Поползень)

 Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице.

(Трясогузка)

 Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.

(Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)

 Слово «хвост» есть в названии этой птицы, а форма её хвоста сильно напоминает музыкальный инструмент - лиру.

(Лирохвост)

 Эта птица «поёт» хвостом. И эта песня напоминает блеяние ягнёнка: «Бе-е-е». За это она получила прозвище «лесной барашек».

 (Бекас)

 Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. 

(Дятел)

 Хвост у этой небольшой буровато-серой птички огненно-рыжий, потому-то он и дал её такое «пожароопасное» название.

(Горихвостка)

 Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.

(Крокодил)

 Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.

(Змея)

 На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии.

(Гремучая змея.)

 Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.

(Ящерица)

 Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.

(Лягушка)

 У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.

                                                                  (Человек)

 ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

 

 У кого есть язык (язычок), но нет рта?

(У колокола, у ботинка, у пламени)

 У кого есть горлышко, но нет шейки?

(У бутылки, у графина)

 У кого есть зубы, но нет языка рта?

(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

 У кого есть ушко, но нет головы? 

(У иголки)

 У кого есть кисти, но нет рук? 

 (У винограда, у рябины)

 У кого есть спинка, но нет животика? 

(У стула, у дивана)

 У кого есть ножки, но нет ручек и головы?

(У стола, у табуреток, у дивана)

 У кого есть ручки, но нет ножек?

(У дверей, у окон, у чашек и кружек)

 У кого есть нос (носик), но нет лица? 

(У корабля, у чайника)

 У кого есть лицо, но нет головы? 

(У ткани, у одежды)

 У кого есть рёбра, но нет позвоночника?

(У куба, у призмы, у пирамиды)

 У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?

 (У спички, у булавки, у луковицы)

 У кого есть почки, но нет желудка и печени?

  (У дерева)

 У кого есть косточки, но нет скелета?

(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

 Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

(Цветы ноготки, иначе - календула)

 Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

(Цветы Анютины глазки)

 У кого голос есть, а головы и тела нет? 

(У эха)

 У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит?

(У сна)

 Из какой чашечки невозможно пить? 

(Из коленной чашечки)

 Кто без языка говорит и поёт? 

(Радио, магнитофон)

 Кто бежит без ног? 

(Река, ручей, время)

 Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает,      шапки срывает? 

(Ветер)

 Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?  

(Облака)

 Кто без глаз, а слезами плачет? 

(Туча, облако, сосулька, свеча.)

 Кто не имеет ни лёгких, ни жабр, а дышит и вздыхает?

(Тесто)

 У кого есть усы, но нет лица? 

(У клубники, огурцов, кабачков)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День науки и искусства, посвященный дню рождения М. В. Ломоносова: интеллектуальная игра "Эрудит" 6, 7 и 8 классах

Интеллектуальная игра, во время которой ученики становятся студентами университета и отвечают на вопрсы экзаменаторов - жюри. Используется исторический материал о М.И.Ломоносове в виде сценки из его д...

День науки.

Мероприятие, подготовленное к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Викторина: "Узнай героя". Здесь представлены текст викторины и презентация....

День науки.

Мероприятие, подготовленное к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Викторина: "Узнай героя". Здесь представлены текст викторины и презентация....

методическая разработка "День науки"

Материал разработан для проведения в детской эколого-краеведческой экспедиции "Шерна". Массовое мероприятие на 100 учащихся....

День Науки

Знанение исторических фактов, воспитание патриотизма успешно реализуется при проведении внеклассных мероприятий по физике. Одним из был проведение Дня Науки....

День Науки

Знанение исторических фактов, воспитание патриотизма успешно реализуется при проведении внеклассных мероприятий по физике. Одним из был проведение Дня Науки....

Задание для учащихся 7х классов("День Науки")

Тестовые задания для контроля качества знаний и смекалки....