Практическая работа « Альдегиды и кетоны».
материал по химии (10 класс) по теме

Шищенко Ольга Иосифовна

 

                ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О СВОЙСТВАХ АЛЬДЕГИДОВ И  С ПОМОЩЬЮ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ РАСПОЗНАВАТЬ АЛЬДЕГИДЫ СРЕДИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Практическая работа № 4.                10 класс

                              « Альдегиды и кетоны».

  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О СВОЙСТВАХ АЛЬДЕГИДОВ И  С ПОМОЩЬЮ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ РАСПОЗНАВАТЬ АЛЬДЕГИДЫ СРЕДИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. 

Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа  работы.

                           Правила техники безопасности

              Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

Ход  работы:

                 Опыт №1. Реакция «серебряного зеркала».

Оборудование: штатив с пробирками,  спиртовка, спички.

Реактивы:  10%-ный раствор NaOH , CuSO4, NH4OH  AgNO3,формалин.

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора формалина и добавьте несколько капель аммиачного раствора нитрата серебра. Пробирку нагрейте до появления серебра на

стенках пробирки. Запишите уравнение реакции.

     Опыт №2.Взаимодействие этаналя с гидроксидом меди (II).

   Оборудование: штатив с пробирками,  спиртовка, спички.

   Реактивы:  10%-ный раствор NaOH , CuSO4, этаналь.

        1.Налейте в пробирку 1 мл раствора этаналя и столько же раствора гидроксида натрия.

         2. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Пробирку с полученным раствором нагрейте. Что наблюдаете?

        3.Напишите уравнение реакции между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Напишите уравнение реакции взаимодействия этаналя с полученным раствором  гидроксидом меди (II).

Вывод: Как обнаружить альдегиды?

     Опыт №3. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.

   Оборудование:  часовое или предметное стекло.

   Реактивы:  10%-ный раствор бензойного альдегида.

   

           1.На предметное стекло поместите 2 капли бензальдегида и оставьте на 30 минут. Наблюдайте образование белых кристаллов по краям капли. Происходит реакция окисления альдегида и образуется бензойная кислота. Запишите уравнение реакции.

Вывод: До каких продуктов окисляются альдегиды?

                Опыт №4.Получение ацетона из ацетата натрия.

   Оборудование: штатив с пробирками,  спиртовка, спички.

   Реактивы: крист.ацетат натрия- СН3СООNa, конц. раствор HCI, Н2О.

   1.В пробирку поместите порошок ацетата натрия и укрепите в лабораторном штативе. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в пробирку с водой.

    2.Пробирку с ацетатом натрия нагрейте  на спиртовке и наблюдайте выделение газа в пробирке с водой. Чувствуется своеобразный запах ацетона.

     3.После нагревания в пробирку, где был ацетат натрия, прилейте две – три капли конц. раствора  HCI. Наблюдайте выделение газообразного вещества. Определите этот газ. Запишите уравнения реакций.

Вывод: Как можно в лаборатории получить ацетон?

Запишите общий вывод по работе.



Предварительный просмотр:

                  Практическая   работа №2            11  класс.

                 « Гидролиз  солей. Реакции ионного обмена ».

Цель: на основании понятий степени электролитической диссоциации, сильных и слабых электролитов, а также классификации солей по составу уметь объяснять процесс  гидролиза  солей в водных растворах и записывать уравнения  гидролиза  солей, в составе которых есть один ион слабого основания или слабой кислоты.

Оборудование и реактивы приведены после условия каждого этапа  работы .

                               Правила техники безопасности

              Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

Ход рабоы:

                    Опыт№1. Реакция растворов различных солей.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: 10% - ные растворы K2CO3, Al2(SO4)3, KNO3; H2O - дистиллированная, лакмус

  1. В четыре пробирки налейте по 2 -3мл: в первую – дистиллированной воды, во вторую – раствор карбоната калия, в третью – раствор сульфата алюминия, в четвертую – нитрата натрия. В каждую прилейте по несколько капель раствора лакмуса (или синей лакмусовой бумажки).Сравните окраску лакмуса в растворах солей с его окраской в воде.
  2. Составьте  ионные  и молекулярные уравнения  гидролиза  соответствующих солей.
  3. Результаты  работы  оформите в таблицу №12

Номер

пробирки

Формула

растворенного

вещества

Цвет

лакмуса

Реакция

среды

рН

(больше или меньше 7)

Подвергается

ли соль гидролизу?

Уравнения

 гидролиза 

Опыт№2.       Влияние температуры на  гидролиз  ацетата натрия

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, спички.

Реактивы: 10% - ный раствор NaC2H3O2 – ацетат натрия, раствор фенолфталеина.

  1. К 3 -4мл раствора уксуснокислого натрия прибавьте 1 -2 капли фенолфталеина и нагреть до кипения. Обратите внимание на появление розовой окраски, исчезающей при охлаждении раствора.
  2. Составьте  ионное  и молекулярное уравнения  гидролиза  уксуснокислого натрия. Объясните наблюдаемое явление, имея ввиду, что фенолфталеин служит индикатором на ионы ОН.
  3. Оформите  работу.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

 гидролиза 

Выводы

Опыт№3.   Растворение цинка в продукте  гидролиза  хлорида цинка (II).

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: 10% - ный раствор ZnCl2, Zn – гранулированный, раствор лакмуса

  1. Налейте в пробирку 3 – 4мл раствора хлорида цинка (II). Испытайте реакцию среды лакмусом.
  1. В раствор опустите кусочек цинка и нагрейте. Наблюдайте выделение пузырьков водорода.
  2. Составьте  ионные  и молекулярные уравнения: а). гидролиза  ZnCl2,

          б). взаимодействие цинка с продуктом  гидролиза.

  1. Оформите  работу.

 Опыт№4. Полный  гидролиз.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: 10% – ные растворы Al2(SO4)3, Na2CO3.

  1. К 1 – 2 мл раствора сульфата алюминия Al2(SO4)3, прилить такой же объем раствора соды Na2CO.
  2. Наблюдайте выделение углекислого газа и образование осадка Al(OH)3.
  1. Написать молекулярные и  ионные  уравнения совместного  гидролиза  взятых солей.
  2. Оформите  работу.
  3.  Запишите общий вывод по работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по органической химии 11 класс: Альдегиды и кетоны

Лекция по органической химии 11 класс: Альдегиды и кетоны...

Технологическая карта к уроку "Альдегиды и кетоны" 10 класс О.С. Габриелян

Представлена система заданий, которую нужно выполнить учащимся в течении урока, по новой теме. Работа с учебником О.С. Габриелян. Химия. 10 класс...

План урока в 10 классе по теме "Альдегиды и кетоны" с презентацией.

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления, используется прием "кластер" с презентацией. Для базового уровня....

Конспект открытого урока по теме: "Альдегиды и кетоны" вводный урок

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала....

Информационная карта по теме: "Альдегиды и кетоны"

Данная карта была использована при подготовке к зачёту по теме: "Альдегиды и кетоны" в 11 классе,заочная форма обучения....

тест Альдегиды и кетоны 10 класс

Тест составлен по учебнику Минченкова Е.Е. 10 класс Химия. Тест разноуровневый. Третий вариант упрощенный, четвертый - слегка усложненный. Тест можно использовать не только для контроля, но и для изуч...

Проверочная работа по химии 10 класс на тему:"Альдегиды и кетоны"

Проверочная работа по химии для 10 класса по теме :"Альдегиды и кетоны", в которой проверяются знания номенклатуры, химических свойств и получение альдегиды и кетонов...