Проблемный и исследовательский эксперимент как способ развития познавательной активности учащихся
статья по химии по теме
Выполнение эксперимента - это важнейшая составляющая каждого урока химии. Как подобрать к уроку проблемный или исследовательский эксперимент рассмвтривается в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_eremenko_statya.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Еременко Е. Б.
Воронежская область, г. Воронеж, МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева»
ПРОБЛЕМНЫЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Химический эксперимент – важнейший метод и средство обучения химии. Большой потенциал заложен в использовании на уроке химического эксперимента. Выполнение стандартных, предусмотренных школьной программой опытов мало стимулирует творческую работу учащихся на уроках и не вполне соответствует специфике самой химической науке. Для неё характерен эксперимент, который носит исследовательский и проблемный характер. Проблемный эксперимент – это форма применения химического эксперимента в обучении, дающая возможность организовать (создать) проблемную ситуацию и вызвать интерес учащихся к поиску причин наблюдаемого явления. [1] Когда на уроке используется нестандартный, оригинальный или неожиданный по наблюдаемым результатам эксперимент, то он своим содержанием или необычным направлением сразу создаёт проблемную ситуацию. После осознания проблемы учащиеся непроизвольно включаются в поисковую деятельность, которая требует от них нового оригинального подхода или нового, неизвестного им ранее способа её решения. Проблемный и исследовательский эксперимент – понятия неоднозначные. Проблемный эксперимент ставит проблему в процессе обучения (путём создания противоречий, несоответствий, неожиданностей), а исследовательский эксперимент направлен на её решение. Такие виды эксперимента можно применять на различных этапах урока: при изучении нового материала, при совершенствовании знаний, при повторении, обобщении, закреплении или контроле знаний. Проблемные и исследовательские опыты можно не только включать в содержание уроков, но и применять на факультативных, кружковых занятиях, а также на занятиях элективных курсов или школьных научных обществ.
На уроке химии в 9-х классах для создания проблемной ситуации я предлагаю провести учащимся следующий эксперимент и дать объяснение результатам опыта. В пробирку с соляной кислотой помещают несколько гранул цинка. После того, как начинается реакция с выделением водорода, добавляют 1-2 капли концентрированной азотной кислоты. Учащиеся наблюдают, что выделение водорода практически прекращается, но через некоторое время возобновляется вновь. Эксперимент заставляет задуматься над рядом вопросов, выдвигаются рабочие гипотезы, которые и решаются в ходе урока. Таким образом, ученик выступает в роли исследователя и при решении экспериментальных задач. При исследовании свойств веществ схема исследования может быть следующей: актуализация знаний; постановка целей исследования; проведения теоретического анализа; построение гипотезы; составление плана экспериментальной проверки гипотезы; выполнение эксперимента; обсуждение результатов и формулировка выводов. [2]
Я считаю, что совершенствование химического эксперимента в современной школе должно идти не в направлении увеличения количества иллюстративных опытов, а в направлении усиления эффективности эксперимента, внедрении в обучение проблемных и исследовательских опытов.
Литература:
- Маркина И. В. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И. В. Маркина - Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
- Чернобельская Г. М. Материалы курса «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе» / Чернобельская Г. М. лекции - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....
Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся
Курсовая работа...
Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....
Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....
разработка урока "Использование игровой технологии и ИКТ на уроках английского языка как способ развития познавательной активности учащихся. »
Данный урок составлен для учащихся 2 класса по теме " Семья и профессии." Активизация использования лексики по теме « Семья.Профессии». Формирование навыков говорения и чтения....
Использование информационных технологий как способ развития познавательной активности учащихся на уроках физики
Столкнувшись с проблемой понижения качества знаний учащихся, что является следствием того, что на уроках не интересно, я задумалась, каким образом можно «убить» сразу двух зайцев (развить ...