Химический состав клетки
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiyabiologiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии Васильева Татьяна Лукинична
Учитель биологии Романова Надежда Михайловна
Интегрированный урок
«Химический состав клетки»
Цели урока:
- знать о химическом составе клеток, значение неорганических и органических веществ в клетке;
- Развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
- Воспитывать аккуратность при оформлении работ.
Оборудование: вода, пробирка, стакан, марлевые салфетки, йод, мука, семена пшеницы и подсолнечника, белая бумага, спиртовка, карточки инструктажи, таблички с надписями: «Лаборатория № 1», «Лаборатория № 2», «Лаборатория № 3».
Оформление доски:
Ход урока
- Организационный момент.
Класс делится на 3 группы, ученики выступают в роли научных сотрудников, которые представляют лаборатории химии.
Ведущие (учителя химии и биологии).
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Урок сегодня необычный,
от всех других весьма отличный!!!
- Изучение нового материала.
Учитель-биолог. Вы уже знаете, что организмы состоят из клеток. А из чего состоят клетки? Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.
Вопрос: Кто впервые увидел клетку в микроскоп?
Ученик: Началом изучения клетки можно считать 1665 г., когда английский ученый Роберт Гук впервые увидел в микроскоп на тонком срезе мелкие ячейки; он назвал их КЛЕТКАМИ.
- Учитель-химик. Демонстрационные опыты (проводит учитель).
А) Обнаружение воды в зерновках пшеницы. (нагрев в пробирке небольшого количества семян).
Вопросы:
- Что вы наблюдаете? (Капельки воды на стенках пробирки).
- О чём это говорит? (В семенах, а значит, и в клетках есть вода).
- А для чего вода нужна в клетке?
Вывод: В семенах, а значит и в клетках есть вода (запись на доске вместо одного знака вопроса).
Учитель-биолог: вы пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы, вы, как и мы готовились к сегодняшнему уроку…
Ученик: Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды. У человека содержание воды в различных органах и тканях варьирует от 20% (в костной ткани) до 85% (в головном мозге). Вода обладает высокой теплопроводностью и большой теплоемкостью, служит растворителем.
Б) Обнаружение минеральных солей (сжигание семян).
Вопросы:
- Что наблюдаете? (дым, запах, остаётся зола).
- Как вы думаете, какие вещества сгорели?
Вывод: В семенах, а значит и в клетках есть минеральные соли (запись на доске вместо ещё одного знака вопроса).
Ученик: Минеральные соли – представляют собой ионные соединения. Они образованы катионами калия, натрия, магния, и иных металлов и анионами соляной, угольной, серной, фосфорной кислот. Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов, и при недостатке их нарушаются жизненно важные процессы в клетках. Соляная кислота создает кислую среду в желудке животных и человека и в специальных органах насекомоядных растений, ускоряя переваривание пищи....
Лабораторная работа. (см. приложение)
а) Раздача карточек-инструктажей;
б) Ознакомление учащихся с инструкциями;
в) Самостоятельный выбор учащимися необходимого оборудования;
г) Выполнение лабораторных работ по группам:
1-я группа – обнаружение белка;
Ученик: Белки – обязательная составная часть всех клеток. В состав этих биополимеров входят мономеры 20 типов. Такими мономерами являются аминокислоты. Способность белков к обратимому изменению пространственной структуры в ответ на действие физических или химических факторов лежит в основе раздражимости – важнейшего свойства всех живых существ.
2-я группа – обнаружение жира;
Ученик: Липиды разнообразны по структуре. К липидам относятся жиры и жироподобные вещества. В клетке при окислении жиров образуется большое количество энергии, которая расходуется на различные процессы. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом.
3-я группа – обнаружение крахмала в семенах;
Ученик: Важнейшая функция углеводов – энергетическая. Углеводы служат основным источником энергии для организмов, питающихся органическими веществами.
д) Оформление исследований.
Введение понятий органические и неорганические вещества.
- Итак, посмотрите на доску, мы с вами обнаружили, что в состав клеток входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода. Все вещества входящие в состав клеток делят на две большие группы органические и неорганические. Вывод: В состав клеток организмов входят органические и неорганические вещества.
Введение понятия нуклеиновые кислоты.
Посмотрите на доску. Всю схему мы с вами открыли? Сравним нашу схему со схемой учебника. Каких веществ у нас не хватает? (нуклеиновые кислоты)
Вывод: В состав клеток организмов входят органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и неорганические вещества – вода и минеральные соли.
- Закрепление знаний.
Что вы узнали сегодня на уроке? (расскажите по схеме)
Я
Знаю Смог
Запомнил
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.
Приложение
Лаборатория № 1
- Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.
- Поместите его в марлю.
- Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?
- Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?
- Это растительный белок.
- Оформите лабораторную работу в тетрадях.
Лабораторная работа
Оборудование: перечислите, что использовали.
Результаты работы запишите в таблицу по образцу.
Что исследовали | Что делали | Что наблюдали |
Подготовьте рассказ о проделанной вами работе. Сделайте вывод.
Лаборатория № 2
- Рассмотрите предложенные семена
- Найдите семена подсолнечника
- Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.
- Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
- Оформите в тетрадях проделанную работу.
Лабораторная работа
Оборудование: перечислите, что использовали.
Результаты работы запишите в таблицу по образцу.
Что исследовали | Что делали | Что наблюдали |
Подготовьте рассказ о проделанной вами работе. Сделайте вывод.
Лаборатория № 3
- Из муки и воды сделайте комочек теста.
- Заверните его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане? Почему?
- Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в котором промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?
- Оформите работу в тетрадях
Лабораторная работа
Оборудование: перечислите, что использовали.
Результаты работы запишите в таблицу по образцу.
Что исследовали | Что делали | Что наблюдали |
Расскажите о проделанной работе. Сделайте вывод.
Химические вещества клетки
?
?
?
?
Лаборатория № 1
Лаборатория № 2
Лаборатория № 3
?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Химический состав клетки"
тест для класса 9 по теме "Химический состав клетки"...
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".
Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....
Проверочная работа по теме "Химический состав клетки"
Небольшая проверочная работа подходит для проверки усвоения знаний по теме " Химический состав клетки". Эта работа включает в себя вопросы об органических и неорганических веществах клетки....
Химический состав клетки
Работа содержит 10 слайдов, предполагает выполнение химического эксперимента...
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
Органоиды клетки. Химический состав клетки.
Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...