Химический состав клетки
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Васильева Татьяна Лукинична
Каждый ученик должен знать о химическом составе клеток, значение неорганических и органических веществ в клетке.Овладеть  работой с лабораторным оборудованием, уметь анализировать, объяснять наблюдаемые явления и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiyabiologiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Учитель химии Васильева Татьяна Лукинична

                      Учитель биологии Романова Надежда Михайловна

Интегрированный урок

«Химический состав клетки»

Цели урока:

  1. знать о химическом составе клеток, значение неорганических и органических веществ в клетке;
  2. Развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
  3. Воспитывать аккуратность при оформлении работ.

Оборудование: вода, пробирка, стакан, марлевые салфетки, йод, мука, семена пшеницы и подсолнечника, белая бумага, спиртовка, карточки инструктажи, таблички с надписями: «Лаборатория № 1», «Лаборатория № 2», «Лаборатория № 3».

Оформление доски:

Ход урока

  1. Организационный момент.

Класс делится на 3 группы, ученики выступают в роли научных сотрудников, которые представляют лаборатории химии.

Ведущие (учителя химии и биологии).

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Урок сегодня необычный,

от всех других весьма отличный!!!

  1. Изучение нового материала.

Учитель-биолог. Вы уже знаете, что организмы состоят из клеток. А из чего состоят клетки? Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.

Вопрос: Кто впервые увидел клетку в микроскоп?

Ученик: Началом изучения клетки можно считать 1665 г., когда английский ученый Роберт Гук впервые увидел в микроскоп на тонком срезе мелкие ячейки; он назвал их КЛЕТКАМИ.

  1. Учитель-химик. Демонстрационные опыты (проводит учитель).

А) Обнаружение воды в зерновках пшеницы. (нагрев в пробирке небольшого количества семян).

Вопросы:

  1. Что вы наблюдаете? (Капельки воды на стенках пробирки).
  2. О чём это говорит? (В семенах, а значит, и в клетках есть вода).
  3. А для чего вода нужна в клетке?

Вывод: В семенах, а значит и в клетках есть вода (запись на доске вместо одного знака вопроса).

Учитель-биолог: вы пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы, вы, как и мы готовились к сегодняшнему уроку…

Ученик: Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды. У человека содержание воды в различных органах и тканях варьирует от 20% (в костной ткани) до 85% (в головном мозге). Вода обладает высокой теплопроводностью и большой теплоемкостью, служит растворителем.

     Б) Обнаружение минеральных солей (сжигание семян).

Вопросы:

  1. Что наблюдаете? (дым, запах, остаётся зола).
  2. Как  вы думаете, какие вещества сгорели?

Вывод: В семенах, а значит и в клетках есть минеральные соли (запись на доске вместо ещё одного знака вопроса).

Ученик: Минеральные соли – представляют собой ионные соединения. Они образованы катионами калия, натрия, магния, и иных металлов и анионами соляной, угольной, серной, фосфорной кислот. Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов, и при недостатке их нарушаются жизненно важные процессы в клетках. Соляная кислота создает кислую среду в желудке животных и человека и в специальных органах насекомоядных растений, ускоряя переваривание пищи....

Лабораторная работа. (см. приложение)

а) Раздача карточек-инструктажей;

б) Ознакомление учащихся с инструкциями;

в) Самостоятельный выбор учащимися необходимого оборудования;

г) Выполнение лабораторных работ по группам:

1-я группа – обнаружение белка;

Ученик: Белки – обязательная составная часть всех клеток. В состав этих биополимеров входят мономеры 20 типов. Такими мономерами являются аминокислоты. Способность белков к обратимому изменению пространственной структуры в ответ на действие физических или химических факторов лежит в основе раздражимости – важнейшего свойства всех живых существ.

2-я группа – обнаружение жира;

Ученик: Липиды разнообразны по структуре. К липидам относятся жиры и жироподобные вещества. В клетке при окислении жиров образуется большое количество энергии, которая расходуется на различные процессы. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом.

3-я группа – обнаружение крахмала в семенах;

Ученик: Важнейшая функция углеводов – энергетическая. Углеводы служат основным источником энергии для организмов, питающихся органическими веществами.

д) Оформление исследований.

Введение понятий органические и неорганические вещества.

- Итак, посмотрите на доску, мы с вами обнаружили, что в состав клеток входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода. Все вещества входящие в состав клеток делят на две большие группы  органические  и неорганические. Вывод: В состав клеток организмов входят органические и неорганические вещества.

Введение понятия нуклеиновые кислоты.

Посмотрите на доску. Всю схему мы с вами открыли? Сравним нашу схему со схемой  учебника. Каких веществ у нас не хватает? (нуклеиновые кислоты)

Вывод: В состав клеток организмов входят органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и неорганические вещества – вода и минеральные соли.

  1. Закрепление знаний.

Что вы узнали сегодня на уроке? (расскажите по схеме)

Я

                                                   Знаю              Смог

                                                            Запомнил

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.

Приложение

Лаборатория № 1

  1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.
  2. Поместите его в марлю.
  3. Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?
  4. Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?
  5. Это растительный белок.
  6. Оформите лабораторную работу в тетрадях.

Лабораторная работа

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Подготовьте рассказ о проделанной вами работе. Сделайте вывод.

Лаборатория № 2

  1. Рассмотрите предложенные семена
  2. Найдите семена подсолнечника
  3. Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.
  4. Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
  5. Оформите в тетрадях проделанную работу.

Лабораторная работа

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Подготовьте рассказ о проделанной вами работе. Сделайте вывод.

Лаборатория № 3

  1. Из муки и воды сделайте комочек теста.
  2. Заверните его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане? Почему?
  3. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в котором промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?
  4. Оформите работу в тетрадях

Лабораторная работа

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Расскажите о проделанной работе. Сделайте вывод.

Химические вещества клетки

?

?

?

?

Лаборатория № 1

Лаборатория № 2

Лаборатория № 3

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Химический состав клетки"

тест для класса 9 по теме "Химический состав клетки"...

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Проверочная работа по теме "Химический состав клетки"

Небольшая проверочная работа подходит для проверки усвоения знаний по теме " Химический состав клетки". Эта работа включает в себя вопросы об органических и неорганических веществах клетки....

Химический состав клетки

Работа содержит 10 слайдов, предполагает выполнение  химического эксперимента...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...