Урок "Азот и его соединения"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Азот и его соединения" в форме командной игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Азот и его соединения" | 135 КБ |
Презентация к уроку "Азот и его соединения" | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА ПО ХИМИИ
«АЗОТ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Предмет: химия
Автор УМК: О.С. Габриелян
Класс: 9
Тема: Азот и его соединения
Тип урока: урок – обобщение в форме командной игры
Цели:
Образовательные: Создание условий для обобщения и закрепления изученного материала по теме, отработки полученных умений записывать уравнения химических реакций;
Воспитательные: Создание условий для формирования умения работать в коллективе, воспитания взаимопомощи, положительного отношения к изучению химии, умений проводить взаимооценку;
Развивающие: Развитие познавательного опыта школьников.
Задачи:
- Организовать продуктивную работу детей в группах с помощью заданий и вопросов по изученной теме;
- Создать ситуацию успеха и взаимоподдержки детей через организацию работы в группах;
- Поддерживать интерес с помощью разнообразных и интересных вопросов по теме обобщения;
- Организовать взаимопроверку и оценку результатов работы.
Оборудование и материалы: проектор, компьютер, презентация, листы ответов и ключи для взаимопроверки. Для организации и проведения урока учителю необходимо сделать презентацию в формате Microsoft PowerPoint. Желательно к каждому слайду подобрать картинки с информацией по вопросу, которые могут быть использованы в качестве подсказок. Приветствуется музыкальное сопровождение.
Использованные источники:
- Габриелян, О.С.. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 270 с
- http://www.testsoch.com/konspekt-netradicionnogo-uroka-po-ximii-9-klass-podgruppa-azota/
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Дидактические материалы и средства |
1. | Мотивационный этап | Приглашает детей к участию в игре «Конкурс знатоков азота и его соединений», организует жеребьевку. | Рассаживаются по командам, готовятся к совместной деятельности: выбирают капитана, название команды, распределяют роли, изучают лист ответов | Слайд № 1 (тема игры) |
2. | Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний | Сообщает цель урока, шкалу оценивания. | Готовятся к активной работе в команде. | |
3. | Этап обобщения и систематизации | С помощью презентации демонстрирует вопросы по теме обобщения, вводит ограничение по времени для ответов на вопросы, в зависимости от сложности | Заполняют листы ответов, работая в командах. | |
Вопрос № 1 Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. О чем идет речь? | Слайд № 2 | |||
Вопрос № 2 Химический элемент азот несет в себе много противоречий. Что означает слово “азот”? Почему название этого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? | Слайд № 3 | |||
Вопрос № 3 Охарактеризуйте положение азота в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева | Слайд № 4 | |||
Вопрос № 4 Назовите возможные степени окисления атома азота в химических соединениях. | Слайд № 5 | |||
Вопрос № 5 Назовите особенности химической связи в молекуле азота. | Слайд № 6 | |||
Вопрос № 6 В атмосфере азота производят сварку активных или средней активности металлов, хранят и перевозят произведения живописи. Почему? Перечислите физические свойства азота как простого вещества. | Слайд № 7 | |||
Вопрос № 7 Дайте названия и характеристику всем известным оксидам азота. | Слайд № 8 | |||
Вопрос № 8 Назовите одним словом все перечисленные соединения азота: NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3 | Слайд № 9 | |||
Вопрос № 9 Напишите формулу пекарского порошка. | Слайд № 10 | |||
Вопрос № 10 В книге выдающегося писателя-сатирика Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» есть описание академии Ладаго: « В его распоряжении были две большие комнаты, загроможденные самыми удивительными диковинами, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру…» Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить селитру. | Слайд № 11 | |||
Вопрос № 11 Какие соединения азота используются как удобрения? | Слайд № 12 | |||
Вопрос № 12 Назовите наиболее известные природные неорганические соединения азота? | Слайд № 13 | |||
Вопрос № 13 Какой газ всегда образуется при термическом разложении нитратов? | Слайд № 14 | |||
Вопрос № 14 Какой газ образуется при сжигании азота при температуре электрической дуги? | Слайд № 15 | |||
Вопрос № 15 Какое водородное соединение образует азот? | Слайд № 16 | |||
Вопрос № 16 Какие оптимальные условия поддерживаются в процессе промышленного синтеза аммиака? | Слайд № 17 | |||
Вопрос № 17 Какая соль имеет тривиальное название «нашатырь»? | Слайд № 18 | |||
Вопрос № 18 Еще в древности было замечено, что некоторые растения способны повышать плодородие почвы. В поэме Вергилия, написанной 2 тыс. лет назад, читаем: …или, как сменится год, Золотые засеивай злаки. Там, где с поля собрал урожай, Стручками шумящий, Или где вика росла мелкоплодная С горьким люпином. В чем особенности вики и люпина? | Слайд № 19 | |||
Вопрос № 19 “Азотная кислота – загадочная незнакомка. Кто-нибудь знает ее родителей? Говорят, что они встретились в поглотительной башне, и в результате произошедшей между ними реакции диспропорционирования повеяло теплом. Союз газа и воды привел к появлению необыкновенной особы. Ее назвали Азотной кислотой…” Напишите уравнение реакции получения азотной кислоты в промышленности. | Слайд № 20 | |||
Вопрос № 20 “Однажды на планете химических веществ произошла странная история. В центральном парке прогуливался Аммиак со своей подругой Водой. Вдруг появился НЛО, на борту которого находились злобный Кислород и два его телохранителя – Платина и Родий. Внезапно Кислород подбежал к Аммиаку и затеял драку…” Что же произошло дальше? Какую роль выполняли телохранители? Напишите уравнение реакции. | Слайд № 21 | |||
Вопрос № 21 Переведите с «алхимического» языка такую запись: “Крепкая водка пожирает луну, выпуская «лисий хвост». Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень”. | Слайд № 22 | |||
4. | Этап оценивания и подведения итогов | Организует взаимооценивание команд, раздав ключи к вопросам | По разбалловке, предложенной учителем оценивают лист ответа другой команды. | |
5. | Этап информации о домашнем задании | Повторение § 24 – 27, задача 7 стр. 158 | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
ОТВЕТЫ КОМАНДЫ (название): | ||
Список участников команды: | ||
№ Вопроса | ОТВЕТ | Количество баллов |
1 | ||
2 | ||
… | ||
21 | ||
ИТОГО: |
Если команда набрала 30 – 36 баллов ставится оценка «5»,
20 – 29 баллов ставится оценка «4»,
11 – 19 баллов ставится оценка «3»,
0 – 10 баллов ставится оценка «2».
Разрешается добавить балл команде за оригинальное название, связанное с темой Команда теряет баллы в случае плохого поведения.
Приложение 2
КЛЮЧИ | ||
№ вопроса | ОТВЕТ | Баллы |
1 | Азот | 1 |
2 | «Безжизненный». Азот является обязательным компонентом белков и нуклеиновых кислот, значит, без него нет жизни. | 1 |
3 | № 7, 2 период, 5 А группа | 1 |
4 | +5, +4, +3, +2, +1, 0, -3 | 3 |
5 | Ковалентная неполярная, кратная, тройная, очень прочная | 1 |
6 | Бесцветный газ, без вкуса и запаха, в воде растворим хуже кислорода. Химически инертен (малоактивен) | 1 |
7 | N2O – оксид азота (1), «веселящий газ» - средство для наркоза, несолеобразующий оксид, не взаимодействует с водой, растворами кислот и щелочей, кислородом; NO – оксид азота (2), безразличный оксид, не взаимодействует с водой, растворами кислот и щелочей, но быстро окисляется при обычных условиях до NO2; N2O3 – оксид азота (3), реагирует со щелочами, с водой дает HNO2; NO2 – оксид азота (4), «бурый газ», «лисий хвост», кислотный оксид, взаимодействует с водой и растворами щелочей; N2O5 – окcид азота (5), кислотный оксид, самопроизвольно разлагается на NO2 и O2, с водой образует HNO3. | 5 |
8 | Селитры (нитраты) | 1 |
9 | NH4HCO3 | 1 |
10 | N2 → NO → NO2 → HNO3 | 3 |
11 | Нитрат аммония, нитрат натрия, нитрат калия, сульфат аммония, нитрат кальция, жидкий безводный аммиак, аммиачная вода | 1 |
12 | Чилийская селитра (нитрат натрия) | 1 |
13 | Кислород | 1 |
14 | NO | 1 |
15 | Аммиак NH3 | 1 |
16 | Давление 30 - 200 атм, температура 450 – 500 оС , катализатор – порошкообразное железо с примесью оксидов алюминия и калия, циркуляционный процесс | 3 |
17 | Хлорид аммония | 1 |
18 | Эти растения относятся к семейству бобовых (мотыльковых), на корнях которых развиваются клубеньковые бактерии, способные связывать атмосферный азот, переводя его в соединения, доступные для растений. Урожайность злаков, посеянных после бобовых, значительно увеличивается. | 1 |
19 | 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3 | 1 |
20 | 4NH3 + 5O24NO + 6H2O. Телохранители – катализаторы. | 2 |
21 | Крепкая водка – азотная кислота – растворяет луну – серебро, выпуская «лисий хвост» - газ бурого цвета – оксид азота (IV): 2HNO3(конц.) + Ag = AgNO3 +NO2 + H2O. Адский камень – нитрат серебра – при нагревании разлагается с образованием серебра – луна взошла: 2AgNO3 2Ag + 2NO2 + O2 . | 5 |
Подписи к слайдам:
Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. О чем идет речь? В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел РезерфордВ 1772 году английский химик Джозеф ПристлиВ 1773 году шведский химик-аптекарь Карл ШеелеВ 1774 году английский химик Генри КавендишВ 1776 году французский химик Антуан Лавуазье «ядовитый воздух»«дефлогистированный воздух»«испорченный воздух»«удушливый воздух»«безжизненный воздух» Химический элемент азот несет в себе много противоречий. Что означает слово “азот”? Почему название этого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? Охарактеризуйте положение азота в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева
ВОПРОС 3
NО2
N2
N2О
NH3
НNО2
НNО3
NO
ВОПРОС 4 Назовите возможные степени окисления атома азота в химических соединениях. Назовите особенности химической связи в молекуле азота.
ВОПРОС 5
ВОПРОС 6
В атмосфере азота производят сварку активных или средней активности металлов, хранят и перевозят произведения живописи. Почему? Перечислите физические свойства азота как простого вещества.
ВОПРОС 7
Дайте названия и характеристику всем известным оксидам азота.
ВОПРОС 8 Назовите одним словом все перечисленные соединения азота: NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3 ВОПРОС 9 Напишите формулу пекарского порошка. ВОПРОС 10 В книге выдающегося писателя-сатирика Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» есть описание академии Ладаго: « В его распоряжении были две большие комнаты, загроможденные самыми удивительными диковинами, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру…»Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить селитру. ВОПРОС 11
Какие соединения азота используются как удобрения?
ВОПРОС 12
Назовите наиболее известные природные неорганические соединения азота?
ВОПРОС 13
Какой газ всегда образуется при термическом разложении нитратов?
ВОПРОС 14
Какой газ образуется при сжигании азота при температуре электрической дуги?
ВОПРОС 15
Какое водородное соединение образует азот?
ВОПРОС 16
Какие оптимальные условия поддерживаются в процессе промышленного синтеза аммиака?
ВОПРОС 17
Какая соль имеет тривиальное название «нашатырь»?
ВОПРОС 18 Еще в древности было замечено, что некоторые растения способны повышать плодородие почвы. В поэме Вергилия, написанной 2 тыс. лет назад, читаем: …или, как сменится год, Золотые засеивай злаки. Там, где с поля собрал урожай, Стручками шумящий, Или где вика росла мелкоплодная С горьким люпином. В чем особенности вики и люпина? ВОПРОС 19 “Азотная кислота – загадочная незнакомка. Кто-нибудь знает ее родителей? Говорят, что они встретились в поглотительной башне, и в результате произошедшей между ними реакции диспропорционирования повеяло теплом. Союз газа и воды привел к появлению необыкновенной особы. Ее назвали Азотной кислотой…” Напишите уравнение реакции получения азотной кислоты в промышленности. ВОПРОС 20 “Однажды на планете химических веществ произошла странная история. В центральном парке прогуливался Аммиак со своей подругой Водой. Вдруг появился НЛО, на борту которого находились злобный Кислород и два его телохранителя – Платина и Родий. Внезапно Кислород подбежал к Аммиаку и затеял драку…” Что же произошло дальше? Какую роль выполняли телохранители? Напишите уравнение реакции. ВОПРОС 21 Переведите с «алхимического» языка такую запись: “Крепкая водка пожирает луну, выпуская «лисий хвост». Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень”. Спасибо за работу!
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения
урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения
презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."
Открытый урок по химии по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...
Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.
Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза....
Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений.
Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений....