олимпиадные задания 2012-13 учебный год.( школьный этап)
олимпиадные задания по химии по теме
задания для школьного этапа олимпиады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_2012-2013_shkolnyy_etap.zip | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады по химии 2012-2013 уч. год МБУ лицей № 57
Задача 9-1.Предельно допустимая концентрация (ПДК) оксида углерода(II) в атмосферном воздухе равна 3 мг/м3. Вычислите объёмную долю СО в атмосферном воздухе при предельно допустимой концентрации СО и число молекул оксида углерода(II) в 1 м3 воздуха (н.у.). Какое тривиальное название вы знаете для этого вещества? Как оно образуется и чем опасно? (6 баллов) Задача 9-2. В 106,5 г 6%-ного раствора сульфата натрия дополнительно растворили 9,99 г кристаллогидрата Al2(SO4)3*18H2O. Определите, каких ионов, натрия или сульфат-ионов, катионов или анионов, будет больше в полученном растворе. Какими способами можно доказать наличие каждого из ионов в этом растворе? Напишите соответствующие ионные уравнения реакций (7 баллов) Задача 9-3. Для реакции с оксидом азота(V) использовали 200 г известкового молока с содержанием гидроксида кальция 1,85%. Какие вещества могли образоваться при этом? Напишите уравнения реакций. Рассчитайте массу образовавшейся соли, если известно, что в реакции участвовало 6,48 г оксида азота(V). (7 баллов) Задача 9-4. Смесь кислорода с водородом объемом 3 л воспламенили, остаток охладили до комнатной температуры, причем объем газа составил 1,8 л. Каков мог быть состав исходной газовой смеси (в объемных долях)? Как можно установить его однозначно? (6 баллов) Задача 9-5. Разновидность атомов одного из химических элементов содержит в своем составе 114 элементарных частиц, причем число нейтральных частиц на 9 больше числа отрицательных. Что это за частицы? Охарактеризуйте строение ядра и электронной оболочки атома, а также основные химические свойства данного элемента. (8 баллов) РЕШЕНИЕ 9 класс Задача 9-1. Находим количество вещества оксида углерода(II): n= m/M; n(СO) = 3мг/28 г/моль = 0,107 ммоль = 1,07*10-4моль (1 балл) Объём этого количества газа при н.у. V(СO) = VM*n = (22,4 л/моль)* 1,07*10-4моль =2,4*10-3л =2,4*10-6 м3 (1 балл) φ(СO) = V(СO)/ V(возд) = 2,4*10-6 м3/1 м3 = 2,4*10-6 = 2,4*10-4% (1 балл) Число молекул: N(CO) = n(CO)*NA = (1,07*10-4)*(6*1023) = 6,42*1018 (1 балл) Оксид углерода(II) называется также «угарный газ», образуется при сгорании топлива при недостатке кислорода, ядовитый газ без запаха, что усугубляет его опасность. (2 балла) Всего 6 баллов. Задача 9-2. Находим массу сульфата натрия в растворе и количества веществ: m(Na2SO4) = m(р)•w = 106,5 • 0,06 = 6,39 r; n= m/M; n(Na2SO4) = 6,39/142 = 0,045 моль; n(Al2(SO4)3*18H2O) = 9,99/666 = 0,015 моль (1 балл) При диссоциации сульфата натрия образуется 0,045 моль сульфат ионов и 2*0,045 = 0,09 моль ионов натрия. При диссоциации сульфата алюминия образуется 0,015*3 = 0,045 моль сульфат-ионов и 2*0,015 = 0,03 моль ионов алюминия. (1 балл) Общее количество вещества сульфат-ионов 0,09 моль равно количеству вещества ионов натрия, значит будет равно и число соответствующих частиц. Общее количество вещества катионов равно 0,09+0,03=0,12 моль, что больше количества вещества анионов, следовательно катионов в растворе будет больше, чем анионов. (1 балл) Обычным реактивом на сульфат-ионы служит хлорид бария: SO42- + Ba2+ = BaSO4, белый осадок (1 балл) Наличие ионов алюминия можно доказать по образованию осадка амфотерного гидроксида алюминия и его растворению в избытке щелочи: Al3+ + 3 OH – = Al(OH)3 (1 балл) Al(OH)3 + OH – = [Al(OH)4] – (1 балл) Ионы натрия можно обнаружить по желтой окраске пламени. (1 балл) Всего 7 баллов. Задача 9-3. Уравнение реакции: Сa(OH)2 + N2O5 = Сa(NO3)2 + Н2О; (1 балл) При избытке гидроксида кальция возможно образование основной соли нитрата гидроксокальция, при избытке оксида азота(V) - азотной кислоты: 2Сa(OH)2 + N2O5 = 2(СaOH)NO3 + Н2О (1 балл) Н2О + N2O5 = 2HNO3; (1 балл) Находим содержание Сa(OH)2 в растворе и количества веществ: m(Сa(OH)2) = m(взв)•w = 200 • 0,0185 = 3,7 r; n= m/M; n(Сa(OH)2) = 3,7/74 = 0,05 моль; n(N2O5) = 6,48/108 = 0,06 моль (1 балл) По уравнению реакции (1) необходимо n`(N2O5) = n(Сa(OH)2) = 0,05 моль, следовательно N2O5 в избытке, гидроксид кальция прореагирует полностью, образуется нитрат кальция и азотная кислота. (2 балла). n(Сa(NO3)2) = n(Сa(OH)2) = 0,05 моль; m(Сa(NO3)2) = 0,05 моль • 164 г/моль = 8,2 г. (1 балл) Всего 7 баллов. Задача 9-4. При поджигании протекает реакция: 2H2 + O2 = 2H2O При охлаждении вода конденсируется, а часть одного из газов остается в избытке. Поскольку в реакцию вступило 1,2 л смеси, ясно, что израсходовалось 0,8 л водорода и 0,4 л кислорода. (2 балла) Если оставшийся газ – кислород, то до реакции его объем был 2,2 л. Объемная доля кислорода была равна φ(O2) = V(O2)/V(смеси) = 2,2 л /3 л = 0,733 = 73,3% φ(H2) = 26,7% (1 балл) Если же оставшийся газ – водород, то объемная доля кислорода была равна φ(O2) = V(O2)/V(смеси) = 0,4 л /3 л = 0,133 = 13,3% φ(H2) = 86,7% (1 балл) Чтобы сделать окончательный вывод можно испытать оставшийся газ тлеющей лучинкой. Если лучинка воспламенится – газ кислород. (1 балл) Всего 5 баллов. Задача 9-5. В состав атома входят протоны, нейтроны и электроны, причем число протонов и электронов одинаково, а число нейтронов, как правило, несколько больше. (2 балла) Оценим примерное количество протонов, а следовательно порядковый номер элемента, составив уравнение: 2х+х+9=114. Полученному числу 35 соответствует бром, элемент подгруппы галогенов. (2 балла) Состав атома данного изотопа брома: 35 электронов и 35 протонов и 44 нейтрона. Ядро 44n+35p, электронная оболочка содержит 4 слоя, на внешнем слое 7 электронов. (2 балла) Простое вещество бром – типичный неметалл, сильный окислитель, энергично взаимодействующий со многими металлами и неметаллами. Его высший оксид Br2O7 должен обладать кислотными свойствами, водородное соединение HBr – газ, сильная кислота. (2 балла) Всего 8 баллов. ================================================== Итого 33 балла |
10 класс
Задача 10-1.
Для полного сгорания 0,1 моль алкана потребовалось 14,56 л кислорода (н.у.). Установите формулу алкана. Существуют ли изомеры у этого вещества? Если да, напишите их структурные формулы и дайте названия по международной номенклатуре. (5 баллов)
Задача 10-2.
При охлаждении 150 г раствора нитрата бария насыщенного при 80°С часть соли выпала в осадок, а массовая доля нитрата бария в растворе уменьшилась с 21% до 8,34%. Выпавшие кристаллы растворили в воде и довели объем этого раствора до 1 л. Чему будет равна молярная концентрация полученного раствора? Какое примерно число анионов будет содержаться в 1 мл этого раствора? (9 баллов)
Задача 10-3.
При взаимодействии цинка с разбавленой азотной кислотой образуется оксид азота(I) с выходом 35%. Рассчитайте массу цинка и 20%-ной азотной кислоты, необходимых для получения 1,12 л этого газа (н.у.). (7 баллов)
Задача 10-4.
После растворения смеси нитрата серебра и бромида калия в воде образовался осадок, масса которого оказалась в 1,2 раза больше массы солей в полученном растворе. Определите состав исходной смеси, если известно, что в полученном растворе отсутствуют ионы серебра. (9 баллов)
Задача 10-5.
Определите элементы, зашифрованые буквами Х и Y, если известно, что на внешнем слое электронной оболочки Х 5 электронов, а раствор YCl2 бледно-зеленого цвета. Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания:
Y Y(XOm)3 | Y2O3 Y YCl2 | |
XOn KXOm KXOn |
(7 баллов)
РЕШЕНИЕ
Задача 10-1. Найдем количество вещества кислорода:
n=V/VM = 14,56/22,4 = 0,65 моль
Следовательно количества вещества алкана и кислорода относятся как 0,1:0,65 = 2:13; (1 балл)
Составим уравнение реакции
2СnН2n+2 + 13О2 = 2nСО2 + (2n+2)Н2О. (1 балл)
Число атомов кислорода до реакции равно числу атомов кислорода после реакции. 2*13 = 2n*2 + (2n + 2)*1; n = 4. (1 балл)
Формула – С4Н10. Для этого состава существует два изомера: н-бутан и метилпропан: СН3-СН2-СН2-СН3 и СН3-СН(СН3)-СН3. (2 балла)
Всего 5 баллов.
Задача 10-2.
Пусть при охлаждении раствора в осадок выпало х г нитрата бария, тогда масса насыщенного раствора (при 20 °С) равна (150 - х) г, а масса оставшегося в растворе нитрата – (150 - х)*0,0834. Масса растворенной соли в исходном растворе составляет 0,21*150 =31,5 г. (2 балла)
3) Составим алгебраическое уравнение и решим его:
(150 - х)*0,0834 + х = 31,5; Отсюда х = 20,7.
m(Ba(NO3)2)ос = 20,7 г. (1 балл)
Молярная концентрация c = n/V; n(Ba(NO3)2) = 20,7/261=0,0794 моль.
Поскольку объем раствора доведен до 1 л, получим раствор с концентрацией 0,0794 моль/л. (2 балла)
1 мл этого раствора будет содержать 7,94*10-5 моль соли или 4,77*1019 её структурных частиц (N=n*NA). Т.к. при диссоциации структурная частица соли образует 2 аниона, N(-) = 4,77*1019*2 = 9,5*1019 анионов (2 балла)
Всего 7 баллов.
Задача 10-3. Уравнение реакции:
4Zn + 10HNO3 = 4Zn(NO3)3 + N2O + 5H2O. (1 балл)
Исходные вещества надо рассчитывать для той порции оксида азота(I), которая должна была быть получена теоретически:
реакции=Vпракт/Vтеор; Vтеор= Vпракт/реакции=1,12 /0,35= 3,2 л. (1 балл)
n= Vтеор/VМ; n(N2O) = 3,2/22,4 = 0,143 моль;
По уравнению реакции: n(Zn) = 4n(N2O) = 0,571 моль;
n(HNO3) = 10n(N2O) = 1,43 моль; (2 баллa)
Массы веществ: m(Zn) = 0,571 моль•65 г/моль = 37,1 г.
m(HNO3) = 1,43 моль•63 г/моль = 90 г (2 баллa)
Масса 20%-ного раствора:
m(HNO3)p = m(HNO3)/w(HNO3) = 90/0,2 = 450 г. (1 балл)
Всего 7 баллов.
Задача 10-4. Уравнение реакции:
KBr + AgNO3 = KNO3 + AgBr; (1 балл)
Полученный раствор содержит нитрат калия и, возможно, избыток бромида калия. (1 балл)
Пусть в 100 г исходной смеси содержится х моль KBr и у моль AgNO3. Тогда по уравнению реакции образуется по у моль бромида серебра и нитрата калия, а в растворе останется (х-у) моль бромида калия. (2 балла)
Массы веществ (m=M*n): m(KBr)исх = 119x; m(AgNO3) = 170у; m(AgBr) = 188у; m(KBr)изб = 119(х-у); m(KNO3) = 101у; (2 балла)
Составим систему алгебраических уравнений и решим ее:
119x + 170у =100; 119(x-y) + 101у = 188у /1,2
х=0,426, y= 0,29 (2 балла)
Массы солей: m(KBr) = 119x = 50,7 г; m(AgNO3) = 170у = 49,3 г;
Массовые доли солей в процентах будут численно равны найденным массам: w(KBr) = 50,7%; w(AgNO3) = 49,3% (1 балл)
Всего 9 баллов.
Задача 10-5. Из условий задачи ясно, что Х – элемент 5-й группы – азот, а Y (по характерному цвету солей) железо.
Уравнения реакций:
Fe + 4HNO3(р-р) = Fe(NO3)3+NO+ 2H2O;
4Fe(NO3)3 = 2Fe2O3 + 3O2 + 12NO2; (нагревание)
Fe2O3 + 2Al = Al 2O3 + 2 Fe
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2;
2NO2 + 2KOH = KNO3 + KNO2 + H2O;
2KNO3 = 2KNO2 + O2 (нагревание)
1 балл – элементы, по 1 баллу – уравнения реакций. Всего 7 баллов.
================================================== Итого 35 баллов
11 класс
Задача 11-1.В реакции этерификации израсходовалось 11,1 г одноатомного первичного спирта, 9 г карбоновой кислоты и было получено 17,4 г сложного эфира. Определите формулу эфира и назовите его. Предложите формулы как минимум еще двух веществ, являющихся изомерами этого эфира, но относящихся к другим классам веществ. (9 баллов)
Задача 11-2.
В толстостенном сосуде взорвали смесь 12 мл метана и 130 мл воздуха. За счет выделившейся теплоты сосуд разогрелся до температуры 150оС. Рассчитайте состав полученной газовой смеси в объемных долях при этой температуре. Как изменится ее состав после охлаждения сосуда до 0оС? (Считать, что в воздухе 21% по объему кислорода и азот, содержанием других веществ пренебречь) (5 баллов)
Задача 11-3.
Для нейтрализации 50г 15%-ной соляной кислоты к ней добавили 55 г 5,6%-ного раствора гидроксида калия, а потом некоторый объем 12,5%-ного раствора карбоната натрия. Определите состав (массовые доли) полученного при нейтрализации раствора. (8 баллов)
Задача 11-4.
Как распознать без помощи дополнительных реактивов водные растворы следующих веществ: хлорид меди(II), хлорид цинка, соляную кислоту, едкий натр, соду, хлорид кальция. Составьте план анализа и напишите соответствующие уравнения реакций. (6 баллов)
Задача 11-5.
Аммиак, полученный при взаимодействии с водой 12 г нитрида магния, поглотили 120 мл раствора ортофосфорной кислоты с концентрацией 1,25 моль/л. Назовите вещества, которые будут содержаться в полученном растворе, рассчитайте их массы. (8 баллов)
РЕШЕНИЕ
Задача 11-1. Запишем в общем виде уравнение реакции этерификации:
RaCOOH + RbOH.= RaCOORb + H2O (1 балл)
Используя закон сохранения массы определим массу воды полученной в ходе реакции и ее количество вещества:
m(H2O) = m(к) + m(с) – m(э) = 11,1 + 9 – 17,4 = 2,7 г
n(H2O) = m/M = 2,7/18 = 0,15 моль (1 балл)
По уравнению реакции n(к) = n(с) = n(H2O) = 0,15 моль
Молярные массы кислоты и спирта равны:
М(к) = m/n = 9/0,15 = 60 г/моль; М(с) = m/n = 11,1/0,15 = 74 г/моль; (1 балл)
Mr(Ra) = 60 – Mr(COOH) = 15.
Следовательно, R1 = CH3, кислота уксусная, CH3COOH. (1 балл)
Mr(Rb) = 74 – Mr(OH) = 57.
Следовательно, Rb = C4H9, спирт бутиловый, C4H9OH.
Учитывая, что спирт первичный, можно предположить два изомера спирта: бутанол-1 и изобутанол или метилпропанол-1 (CH3-CH(CH3)-CH2OH). (2 балла)
Соответственно полученный эфир может быть бутилацетатом или изобутилацетатом с общей формулой CH3COOC4H9. (1 балл)
Изомерами сложных эфиров могут быть кислоты (C5H12COOH), оксиальдегиды (HOC5H12CHO) или оксикетоны, алкендиолы (HOC6H10OH), циклоалкандиолы. (2 балла за два примера с названиями) Всего 9 баллов.
Задача 11-2. Уравнение реакции: CH4 + 2O2 = СO2 + 2H2O (1 балл)
Определим объемы кислорода и азота в воздухе: (1 балл)
V(O2) = V( в)*(O2) = 130*0,21 = 27,3 мл; V(N2) = 130 – 27,3 = 102,7 мл
Согласно уравнению реакции для сгорания 12 мл метана достаточно 24 мл кислорода, при этом образуется 12 мл и 24 мл паров воды. (1 балл)
При температуре выше 100оС все вещества будут находиться в виде газов. Их объемы, отнесенные к первоначальным условиям, составят: азот – 102,7 мл; кислород – 3,3 мл; углекислый газ – 12 мл; водяной пар – 24 мл; суммарный объем равен 142 мл. Объемные доли: (N2) = 102,7/142 = 0,723 = 72,3%. Аналогично (O2)= 2,3% (СO2) = 8,5%; (H2O) = 16,9%. (1 балл)
После охлаждения вода конденсируется, ее содержанием в газовой фазе можно будет пренебречь. Суммарный объем смеси станет равным 118 мл.
(N2) = 102,7/118 = 0,87 = 87%; (O2)= 2,8%; (СO2) = 10,2%. (1 балл)
Всего 5 баллов.
Задача 11-3. Уравнения реакций:
HCl + KOH = KCl + Н2O; 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + CО2+ Н2O 1 балл
Определим количество вещества KOH и HCl в растворе
n(KOH) = m/M = m(p-pa)*w(KOH)/M = 55*0,056/56 = 0,055 моль
n(HCl) = m/M = m(p-pa)*w(HCl)/M = 50*0,15/36,5 = 0,205 моль 1 балл
Согласно уравнению 1, на первом этапе образовалось 0,055 моль хлорида калия и израсходовалось 0,055 моль HCl. 1 балл
Избыток кислоты составил 0,15 моль. Согласно уравнению 2, для окончательной нейтрализации потребовалось добавить 0,075 моль карбоната натрия, при этом образовалось 0,15 моль NaCl и 0,075 моль CО2 1 балл
Массы веществ и раствора карбоната натрия:
m(KCl) = n*M = 0,055*74,5 = 4,10 г; m(NaCl) = n*M = 0,15*58,5 = 8,78 г;
m(CО2) = n*M = 0,075*44 = 3,30 г; m(Na2CO3) = n*M = 0,075*106 = 7,95 г;
m(p-pa) = m/w = 7,95/0,125 = 63,6 г 2 балла
Масса полученного раствора 1 балл
m(p2) = m(pHCl) + m(pKOH) + m(p Na2CO3) - m(CО2) = 50+55+63,6-3,30= 165,3 г
Массовые доли: w(KCl) = m/m(p2) = 4,10/165,3 = 0,0248 = 2,48%
w(NaCl) = 8,78 /165,3 = 0,0531 = 5,31% 1 балл
Всего 8 баллов.
1. Раствор хлорида меди распознается сразу, по характерному голубому цвету раствора. 1 балл
2. Прильем несколько капель раствора хлорида меди к пробам остальных растворов в отдельных пробирках. В двух случаях будет выпадать осадок, по его цвету распознаем гидроксид натрия и соду:
CuCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Cu(OH)2 - синий 1 балл
CuCl2 + Na2CO3 +H2O = 2NaCl + (CuOH)2CO3 - сине-зеленый 1 балл
3. Возможно, по цвету осадка не удастся четко определить в каком из растворов находится NaOH. Прильем несколько капель одного из растворов, давших осадки на 2-м этапе, к каждому из трех оставшихся растворов (хлорид цинка, соляная кислота, хлорид кальция). Если при этом ни в одной пробирке газ не выделяется, значит в растворе NaOH, Если в одной из пробирок наблюдается выделение газа – значит это раствор карбоната натрия:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl +CO2+H2O 1 балл
Одновременно определяется раствор HCl.
4. Прильем в две пробирки (хлорид цинка, хлорид кальция) раствор NaOH. В обоих случаях выпадет осадок:
CаCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Cа(OH)2 - белый
ZnCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Zn(OH)2 - белый, студенистый 1 балл
Добавим избыток NaOH, в пробирке с пробой раствора хлорида цинка осадок растворится:
Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4] (Na2ZnO2 + H2O) 1 балл
(При отсутствии плана работы за уравнения реакций 0,5 балла*6 до 3 баллов)
Всего 6 баллов.
Задача 11-5. Уравнения реакций:
Mg3N2 + 3H2O = 3Mg(OH)2 + 2NH3 1 балл
NH3 + H3PO4 = (NH4)H2PO4
NH3 + (NH4)H2PO4 = (NH4) 2HPO4
NH3 + (NH4) 2HPO4 = (NH4)3PO4 2 балла
Найдем количество вещества нитрида магния и кислоты:
n(Mg3N2) = m/M = 12/100 = 0,12 моль;
n(H3PO4) = с*Vр-ра = 1,25*120*10-3 = 0,15 моль; 1 балл
согласно уравнению 1: n(NH3) = n(Mg3N2)*2 = 0,24 моль;
согласно уравнению 2: n(NH3) в избытке, расчет по кислоте, образуется
n((NH4)H2PO4) = n(H3PO4) = 0,15 моль; n(NH3)изб = 0,24-0,15 = 0,09 моль
согласно уравнению 3: n(NH3) в недостатке, образуется
n((NH4)2HPO4) = n(NH3)изб = 0,09 моль; 2 балла
n((NH4)H2PO4)изб = 0,15-0,09 = 0,06 моль
Т.о. в растворе будет содержаться гидрофосфат и дигидрофосфат аммония.
Их массы: m((NH4)2HPO4) = n*M = 0,09*132 = 11,88 г;
m((NH4)H2PO4)изб = n*M = 0,05*115 = 5,75 г; 2 балла
Всего 8 баллов.
================================================ Итого 36 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания 2012-2013 учебного года (муниципальный этап)
В архиве находятся все виды олимпиадных заданий. Их можно использовать и на уроках по грамматике, и на занятиях КЛФЯ....
Олимпиадные задания по английскому языку (школьный этап)
Задания для проведения олимпиады по английскому языку для 6-7 классов на школьном уровне. Задание состоит из 3 этапов: чтение, лексика, письмо....
Олимпиадные задания по математике для школьного этапа всероссийской олимпиады школьноков в 2014-2015 учебном году
Олимпиадные задания по математике 5-9 классы для школьного этапа всероссийской олимпиады школьноков в 2014-2015 учебном году...
Олимпиадные задания по английскому языку (школьный этап)
Данные материалы предназначены для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для 5 класса....
Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 2018-2019 учебный год
Олимпиада является одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогает готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считается важным фактором о...
Олимпиадные задания по русскому языку школьный этап для 9 класса.
Олимпиадные задания по русскому языку школьный этап для 9 класса....
Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап. 9 класс
Олимпиадные задания по русскому языку Школьный этап. 9 класс...