Интегратор
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Маслак Марина Николаевна

Этот материал будет полезен для подготовки к интегрированным урокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Интегратор»

как разновидность технологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала.

Чем дальше тем искусство становится более научным, и наука более художественной. Расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.

                                                                                                                               Флобер

Человечество живет в созданный им техносфере. Ее возникновение обусловлено интенсивным развитием науки и техники. Одно из ведущих мест в системе последних принадлежит химической науке, технологии и промышленности. Люди используют огромное количество синтетических веществ и материалов. Благосостояние человечества в огромной степени связано с реальными достижениями химической науки и промышленности. Среднее образование должно обеспечивать учащимся условия для ознакомления с окружающим материальным миром и образующими его химическими соединениями.

Последствия развития техносферы во многих отношениях оказались негативными: человечество пришло в состояние экологической неадекватности. Выход из него возможен лишь на пути дальнейшего развития и внедрения в практику научных знаний на основе приоритетов высших ценностей: Истины, Добра, Красоты. Химическое образование, имеющее целью ознакомление с различными аспектами материальной культуры, раскрывает огромные возможности в плане развития мотивации учения национальных истоков, традиций, достижений - в метериаловедческом и историко-искусствоведческом аспектах. Это обусловлено тем, что в русле развития ремесел и искусств накоплен огромный прикладной материал о способах получения, обработки и свойствах различных веществ. Эти знания составляют исключительно благоприятную основу для создания множества ситуаций, в которых предметные знания и умения по химии получают новое освещение и приложение. То есть на основе историко-материаловедческого анализа материальной культуры создается особый пласт химических познавательных задач и иллюстрация традиционного учебного материала, использование и решение которых на уровнях химии обеспечивает:

-развитие у учащихся целостного взгляда да мир, на единство культуросозидающей деятельности человека; на значимость постоянного интенсивного развития науки для эффективного решения практических проблем;

-обогащение      учебно-воспитательного      процесса      пластом      знаний,

содействующим     «повышению     жизненных     целей»     (В.С.Шубинский)

учащихся, развития у них интереса к высокому искусству, к национальной

культуре, к истории и достоянию собственного города;

- создание эмоционально-комфортной среды;

-обогащение   предметной   системы   наглядности   за   счет   привлечения

историко-искусствоведческого материала и иллюстрирующих его средств;

-расширение реальной сферы самостоятельной разноуровневой, в том числе

творческой, деятельности учащихся;

-развитие   у   учащихся   познавательных   интересов   в   направлении   от

любопытства, любознательности к формированию устойчивых интересов.

В связи с этим мне хочется представить свой опыт работы по внедрению культурологических и краеведческих знаний в систему преподавания химии. ГОУ школа № 477 - это школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Концепция развития школы «Создание социальных и педагогических условий развития личности ребенка в контексте культурного наследия Царского Села» определила необходимость дидактического совершенствования и реконструирования учебного материала на основе культурологических знаний с краеведческим аспектом, поиска новых технологий и методик их внедрения в процесс обучения и в неурочную деятельность. В сотрудничестве с учащимися проводится информационно-поисковая работа в направлениях «Химия и искусство», «Декоративно-строительные материалы в создании культурных памятников Санкт-Петербурга и Царского Села». Накопленный материал был классифицирован по направлениям: гидропарки Царского Села, камнерезное искусство в декорировании интерьера дворцов, пудостской камень и плиточный Путиловский известняк в архитектурных сооружениях, мрамор в декорировании дворцов и парков, впервые в Царском Селе, чугунное и бронзовое литье, оксиды и соли в палитре художника и другие.

На основании собранного материала было разработано «Методическое сопровождение к базовой программе по химии с элементами культурологических и краеведческих знаний», в котором придерживаясь принципа концентрического построения программы, к каждой теме уроков представлены элементы культурологических знаний. Таким образом, появилась культурологическая модель школьного химического образования.

Разработаны    и    апробированы    приемы    и    методы    использования культурологического материала в обучении и внеурочной деятельности: -ведение эвристической беседы,

-создание и решение проблемных ситуаций на уроке,

-составление      и      решение      расчетных     задач      с      использованием

культурологического материала,

-выполнение   творческих   иллюстрированных   работ,   как   условие   для

самореализации    творческих    способностей    учащихся,    дальнейшее    их

использование в качестве средств наглядности,

-информационно-поисковая работа с использованием ИКТ и выполнение

реферативных работ,

-проектная  деятельность  учащихся  по  разработке  экскурсий  на  основе

интеграции химии и культурологии.

Формирование дворцово-парковых ансамблей было невозможно без опоры на фундаментальные разделы знания - математику, физику, химию, геологию. Творцы дворцово-парковых ансамблей - это полиглоты культуры и цивилизации. Поэтому культурологическая модель химического образования требует интеграции с другими областями знаний. Примером такой интеграции может служить обобщающий урок в 9 классе «Архитектура. Наука. Культура.» с использованием знаний учащихся за курс неполного общего образования по химии, физике, географии. Главной целью урока является: создание модели технологии строительства памятника архитектуры и иллюстрация значимости естественнонаучных знаний.

СХЕМА УРОКА


Екатерининский дворец -памятник культуры


Историческая справка

/


\

Архитекторы, строители



/

/

/

\

\

\

\








Физико-географическое исследование

Строительные и декоративные материалы стиля барокко

Инженерная строительная механика

В ходе подготовки к уроку учащиеся разбиваются на творческие исследовательские группы: геологи, инженеры, архитекторы, материаловеды, химики и готовят творческие разработки-проекты «Архитектура - наука -русская культура в создании художественного ансамбля Екатерининский дворец». Во время урока проходит презентация проектов по технологии строительства памятника архитектуры с использование технологии «Дебаты». При подведении итогов урока учащиеся выделяют знания из области химии, физики, географии, которые им были необходимы при решении поставленных задач.

В системе интегрированных уроков с использованием знаний из областей разных наук обнаруживаются интеллектуальные мосты, связывающие различные дисциплины, каждая из которых опирается на свой собственный понятийный аппарат. Эти понятия называются интеграторами, через них появилась возможность осуществлять перевод знания с языка одной дисциплины на другие научные языки, что и обеспечивает освоение целостности картины мира.

Так связующим звеном знаний из разных областей наук в содержании урока «Путешествие по глобусу и карте вместе с Жюлем Верном» в 7 классе является понятие-интегратор миграция, которому придается социальное, биологическое, химическое, географическое значение. Поэтому в урок по изучению литературного произведения естественно вводятся знания из области химии, демонстрирующие способы получения и обработки веществ, их использование в практической деятельности; и провести химический эксперимент, описание которого встречается на страницах произведения.

СХЕМА УРОКА

Миграция /круговорот/ Химических элементов в природе

Образование минералов и горных пород Таинственного острова

Способы получения и обработки веществ, их практическое применение

Мыловарение


Выплавка железа

Гончарное дело


Выплавка стекла


Получение новых в-в

Одним из основных понятий химии является понятие «химический элемент». Это частнонаучное понятие явилось интегратором на уроках в 8-ом классе по теме «Металлы простые вещества». Понятие интегратор элемент рассматривается как важнейшая доминанта не только неорганической, но и органической форм движения материи. Поэтому в содержании урока органично сочетаются знания из разных областей

Процесс формирования понятий-интеграторов обладает неиссякаемым культуротворческим потенциалом на всех стадиях обучения, так как он создает возможности для систематической переработки нового материала, требующего преодоления монодисциплинарного освоения мира. Это позволяет повышать интеллектуальную культуру школьников, создавать условия для личностно-ориентированного и развивающего обучения, формировать методологические подходы к интегративному, междисциплинарному освоению знаний и целостному восприятию мира.

Использование понятий-интеграторов превращает науку и образование в открытую терминологическую систему, объединяющую различные дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся с использованием понятия Интегратор

Проект деятельности ШМО учителей естественных наук...

Технология интегратор

Представлен опыт работы ШМО учителей естественных наук...

ENIAC - Electronic Numerical Integrator and Computer — Электронный числовой интегратор и вычислитель — первый электронный цифровой компьютер.

ЭНИАК  - ENIAC, сокр. от Electronic Numerical Integrator and Computer — Электронный числовой интегратор и вычислитель) — первый электронный цифровой компьютер общего назначени...