Элективное занятие "Окислительно-восстановительные реакции в органической химии"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Занятие призвано расширить, углубить и обобщить знания учащихся в области окислительно-восстановительных реакций в органической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnoe_zanyatie_ovr_v_oganicheskoy_himii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Чулковская средняя
общеобразовательная школа №20
Учитель: Кудряшова Л.А.
Открытый урок в 10-м классе
Эпиграф: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»
Аристотель.
Тема: «Окислительно-восстановительные реакции в органической химии»
Цель: Расширить, углубить, обобщить знания учащихся в области окислительно-восстановительных реакций в органической химии.
Задачи:
- расширить, углубить и обобщить знания в области ОВР;
- научить прогнозировать состав продуктов ОВР;
- Расширить умения решать задачи повышенной сложности;
- продолжить развитие исследовательских, экспериментальных умений при выполнении лабораторных и практических работ;
- продолжить формирование общенаучных и химических умений и навыков, необходимых при экспериментальной деятельности и повседневной жизни;
- показать области применения ОВР в технике и быту;
- создать условия для формирования и развития умений самостоятельной работы со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, другими источниками информации;
- расширить естественнонаучное мировоззрение, преодоление химофобии.
План конспект урока
Тема: «Окислительно-восстановительные реакции в органической химии»
Цель: Расширить, углубить, обобщить знания учащихся в области окислительно-восстановительных реакций в органической химии.
Задачи:
Образовательные: Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний об ОВР, научить прогнозировать состав продуктов окислительно-восстановительных реакций.
Развивающие: Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, развивать познавательный интерес, через реализацию меж предметных связей между курсами химии и биологии, а также продолжить формировать исследовательские, экспериментальные умения при выполнении лабораторных и практических работ, а также навыки работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами.
Воспитательные: Обеспечить условия для развития коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие гостей и учащихся. Эпиграф (Слайд 1)
Ребята! В курсе органической химии изучаются соединения углерода. О нем мы уже очень многое знаем (возбужденное состояние атома, гибридизация электронных облаков, разнообразные валентные углы, пространственное строение молекул углеводородов и т.д.). Сегодня на уроке мне хочется рассмотреть с вами ещё один аспект, который касается элемента углерод.
2. Актуализация опорных знаний
Поговорим о его окислительно-восстановительных способностях. И начнем наш урок с загадки:
Неметаллы это факт,
Предпочитают электроны забирать.
И только брат их кислород,
Им постоянно это делать не дает.
О каком свойстве неметаллов говорится в этой загадке.
Правильно! Об окислительно-восстановительной двойственности. Рассмотрим её теперь на конкретных примерах из неорганической химии. Два ученика идут к доске и пишут электронные балансы к реакциям (С + О2 = СО2; С + Н2 = СН4). (Слайд 2)
А пока ребята решают у доски, с остальными разгадываем кроссворд, проверяя опорные знания учащихся по этой теме. (Слайд 3).
Далее проверяем решение на доске задания. По ходу, которого задаем вопросы:
1 ученик
- В какой реакции углерод является окислителем и почему?
- В какой реакции углерод является восстановителем и почему?
- Отчего зависит способность углерода одним атомам отдавать электроны, а у других забирать?
- Обладают ли металлы окислительно-восстановительной двойственностью?
2 ученик
- Как определить является ли реакция ОВР?
- В какой реакции углерод проявляет максимальную степень окисления?
- В какой реакции углерод проявляет минимальную степень окисления?
Таким образом, мы с вами вспомнили основные понятия и термин. Определили, что изменение степени окисления является основным признаком ОВР.
3.Сообщение темы, целей и задач урока
Итак, сегодня на уроке мы поговорим об особенностях окислительно-восстановительных реакциях в органической химии. Запишем в тетради тему урока: (Слайд 4).
4.Восприятие нового материала и его первичное осознание
Основная особенность этих реакций в определении степени окисления углерода в органических веществах. Рассмотрим, каким образом это делается. Степень окисления любого атома углерода равна алгебраической сумме чисел всех его связей с атомами более электроотрицательных элементов (O, N, Cl, S и т.д.), учитываемых со знаком «+», и числа связей с атомами водорода, учитываемых со знаком «-». Для определения степени окисления углерода удобно использовать структурные формулы веществ. При, этом стрелкам указывают смещение общей электронной пары к атому с большей электроотрицательностью. Определяем степень окисления в молекулах СН4, СН3Cl, (Слайды 5,6,7)
Закрепляем полученные знания. Ребята работают с заданиями по определению степени окисления на карточках. А один из учащихся выполняет аналогичное задание с использованием интерактивной доски. Вместе проверяем полученные результаты, в ходе чего выясняю, все ли научились, этому действию. При наличии затруднений объясняю принцип определения ещё раз.
5.Установление взаимосвязи и проникновение в сущность изучаемых явлений
Научившись определять степень окисления углерода, мы можем прейти к реакциям ОВР.
Попробуем осуществить одну из них на практике.
Демонстрационный опыт: Получение и сжигание этилена.
Порядок работы:
- В пробирку налейте 2-3 мл этанола;
- Осторожно добавьте 6-9 мл конц. серной кислоты;
- Всыпьте немного прокаленного песка;
- Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
- Закрепите её в штативе, и осторожно нагрейте;
- Подожгите выделяющийся газ.
В ходе написания реакции горения этилена, определяем изменения степеней окисления у окислителя и восстановителя и записываем электронный баланс к реакции. (Слайд8)
C2H4 + 3О2 = 2СО2 + 2H2O
восстановитель C-2 - 6ē = C+4 | 2 окисление
окислитель О20 + 4ē = 2O-2 | 3 восстановление
Лабораторный опыт: Окисление этилена перманганатом калия.
Порядок работы:
- Налейте в пробирку 2 мл этанола;
- Прилейте к нему 2 мл разбавленного раствора перманганата калия;
- Добавьте несколько капель серной кислоты.
- Нагрейте смесь.
3C2H4 + 2KMnO4 + 4H2O 3CH2― CH2 + 2MnO2 +2KOH
OH OH Этанолол1,2
восстановитель 2C-2 - 2ē = 2C-1 | 3 окисление
окислитель Mn+7+ 3ē = Mn+4 | 2 восстановление
Электронный баланс к реакции окисления этилена записывает на доске один из учеников. Предварительно с помощью структурных формул определяя степень окисления углерода. Проверка с помощью слайда 9.
Демонстративный опыт: Самовоспламенение спирта.
Порядок работы:
- Перемешайте смесь кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты стеклянной палочкой;
- Коснитесь ею фитиля спиртовки.
5C2H5OH + 12KMnO4 + 18H2SO4 = 10CO2 + 6K2SO4 + 12MnSO4 + 33H2O
восстановитель C-3 - 7ē = C+4 |
восстановитель C-1 - 5ē = C+4 | 5 окисление
окислитель Mn+7+ 5ē = Mn+2 | 12 восстановление
Последнюю реакцию разбирает учитель, как пример реакции, где углерод имеет разные степени окисления в исходном веществе. При записи электронного баланса атомов восстановителей будет два. Эта ещё одна особенность характерная для ОВР в органической химии, с которой дети знакомятся впервые.
6.Систематизация и обобщение
В заключение нашего знакомства с окислительно-восстановительными реакциями, характерными для органических веществ, хочется поговорить о применении ОВР в быту и технике. Об этом нам расскажет Киреевичева А., которая подготовила по этой теме небольшую мультимедийную презентацию.
7.Рефлексия. Выявление функциональной грамотности
Ребята из предложенной презентации вы узнали, что алканы, алкены, их производные широко применяются в технике, быту. Сейчас мы с вами осуществим цепочку превращений, которая составлена с использованием материалов из мультимедийной презентации.
С ←СН4 → СН3Cl → C2H6 → C2H4
↓
С2Н2
Все реакции в данной цепочке, являются окислительно-восстановительными. Для одной из них, на ваш выбор вы пишите электронный баланс на уроке. А для оставшихся дома.
8.Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
«Строение и классификация органических соединений.Химические реакции в органической химии».
Контрольная работа по теме «Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии»....
Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."
Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....
Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
зачет Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии 10 класс
зачет Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии 10 класс...
Комментарии
Элективное занятие"Окислительно-восстановительные реакции в орга
Уважаемая Лариса Александровна! Я поняла, что это дополнительный урок для углубления знаний, но не поняла, в какой теме органической химии 10 класса Вы его проводите. Если это в теме "Углеводороды", то реакций со спиртом, по-моему, многовато. Если в теме "Спирты", то начало урока немного надуманно. И еще одно. У вас в конспекте ссылки на слайды, а слайдов я не увидела. К сожалению, в таком виде использовать материал Вашей публткации я не смогу. Тем не менее, большое спасибо за идею. Сараева Надежда Михайловна.