Инструкции по технике безопасности
методическая разработка по химии по теме
Описаны инструкции учителя химии и лаборанта, а также виды инструктажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrukcii_po_tehnike_bezopasnosti.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)
№ п/п | Вид инструктажа | Время или причины проведения | Ответственный за проведение | Документ для регистрации |
1 | Вводный | На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал |
2 | Первичный на рабочем месте | Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал |
3 | Повторный | На первом уроке в каждом полугодии (триместре) | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал |
4 | Текущий | Перед проведением лабораторных и практических работ | Учитель | Фиксируется только для практических работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися) |
5 | Внеплановый | В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал (для лаборанта и практикантов – специальный журнал) |
6 | Целевой | В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории | Учитель | Специальный журнал |
Должностная инструкция
Заведующего учебным кабинетом, мастерской, руководителя общественно полезного труда, кружка, спортсекции.
Заведующий учебным кабинетом, мастерской, руководитель общественно полезного труда, кружка, спортсекции:
1.Осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
2.Не допускает проведения учебных занятий, работы кружков, секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помеще-ниях, а обучающихся, воспитанников – к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
3.Разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору школы;
4.Контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места – инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспече-ния безопасности жизнедеятельности;
5.Проводит или организует проведение преподавателем инструктажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;
6.Вносит предложения по улучшению и оздоровления условий проведе-ния образовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до директора школы сведения обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма работающих, обучающихся и воспитанников (заниженность освещённости, шум пускорегулирующей аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);
7.Подаёт в установленном порядке заявки на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся, воспитанников;
8.Немедленно сообщает руководству, профкому (трудовому коллективу) о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, обучающимся или воспитанником;
9.Несёт ответственность в соответствии с действующим законодатель-ством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работниками, обучаю-щимися, воспитанниками во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.
Кабинет химии - это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения ТСО.
Оборудование кабинета химии должно в полной мере учитывать специфику преподавания химии в школе:
- необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, химического эксперимента на уроках химии,
- возможность проведения различного рода самостоятельных работ и факультативных занятий.
1. Общие требования
1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
- приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы ( по профилю кабинета);
- приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);
- паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;
- инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;
- правил техники безопасности работы в кабинете;
- правил пользования учебным кабинетом учащимися;
- акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
- протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;
- плана работы учебного кабинета на учебный год ( и перспективу);
1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинета.
2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся.
Кабинет должен иметь:
- Традиционную часть кабинета
- Развивающую часть кабинета и включать в себя:
- оснащенность кабинета средствами обучения;
- организация использования средств обучения.
Традиционная часть
- Учебная программа.
- Примерные индивидуальные программы для учащихся первого уровня освоения, желающих заниматься индивидуально, ускоренно.
- Тематическое планирование (календарно-тематическое) под авторскую программу.
- Учебники разных авторских коллективов.
- Каталог научно литературы по предмету. Учебно-методическая литература в помощь учителю.
- Список литературы для учащихся (основная, дополнительная, имеющаяся в библиотеке), желательно оформленная по классу.
- Сборник задач и упражнений. Руководство для практических работ.
- Список литературы для углубленного изучения предмета.
- Печатные пособия (демонстрационные, раздаточные).
- Экранные и звуковые пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты и т.д.
- Дидактические материалы для организации многоуровневого обучения (1-4 уровней).
- Шкаф, специально отведенный под информационный стенд к учебному процессу: доклады, рефераты, сочинения учащихся, материалы газет и т.д. Все должно быть систематизировано, желательно представлено в картотеках.
Развивающая часть
- Банк материалов к справочным, энциклопедическим источникам.
- Подборка материалов к разным видам интеллектуальных разминок.
- Обновленные памятки, указания школьникам разного уровня учебной успешности типа «Как лучше подготовить доклад?», Как работать над рефератом?», «Как подготовить выступление перед классом?», «Как подготовить заключение?» и т.д.
- Подборка творческих задач (исследовательские, проблемные, краеведческие, экономические). Лучше, если они будут представлены в цветной гамме, соответствующей уровневом дифференциации.
- Исследовательские материалы, разработанные в связи с работой в музеях.
- Материалы из истории великих открытий: биографии ученых, первооткрывателей и т.д.
- Подборка занимательно-исследовательского и творческого характера к секции «Научно общество школьников», интеллектуальному марафону и т.д.
- Комплект папок (по количеству заключительных и заключительно-обобщающих уроков) с подборкой различных материалов культурно-гуманистического.
- Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
(ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ ХИМИИ)
Как заведующий кабинетом учитель химии несёт полную ответственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и соблюдение правил школьной санитарии и гигиены труда.
Как специалист он несёт ответственность за правильное хранение и использование вредных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.
Учитель обязан проверять комплектность и справное состояние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств оказания первой помощи. Он должен систематически контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев.
Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с противопожарными средствами и электроприборами.
В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться ежегодно, в начале учебного года.
О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нарушению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения.
Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а также возможности несчастных случаев представляют практические работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случаях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть особенно требовательным к учащимся. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисциплинированных учащихся.
По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т.д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагревательные приборы.
Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, защитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химически стойкого материала.
ОБЯЗАННОСТИ ЛАБОРАНТА КАБИНЕТА ХИМИИ
Лаборант кабинета химии обязан:
- Проводить подготовку оборудования для проведения урока.
- Оказывать помощь учителю в проведении уроков, внеклассных занятий. Лаборант ежедневно до начала занятий проверяет состояние рабочих мест учащихся, газовых и водных коммуникаций, электросети и электрооборудования. Недостатки, которые могут быть устранены сразу, лаборант устраняет, а об остальном делает пометки в журнале учёта состояния охраны труда в кабинете и докладывает о них учителю.
- Вести лабораторное хозяйство кабинета.
- Следить за чистотой, порядком и размещением предметов оборудования в классе-лаборатории и в лаборантском помещении.
- Содержать в определённом, наиболее удобном для работы порядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогательные материалы.
- Знать и соблюдать технику безопасности при работе с горючими, ядовитыми, агрессивными веществами и оказывать первую помощь пострадавшим.
- Уметь обращаться со всеми видами проекционной аппаратуры, используемой в кабинете.
- Знать свойства веществ и уметь грамотно обращаться с ними.
- Следить за расходованием и пополнением кабинета реактивами и материалами.
- Приобретать по указанию учителя учебное оборудование, реактивы, материалы, необходимые для учебно-воспитательного процесса.
- Предупреждать ситуации, приводящие к возникновению пожаров, проводить противопожарную работу: следить за стендом с противопожарными средствами, инвентарём.
- Совместно с электриком, слесарем осуществлять систематический осмотр электрооборудования, водоснабжения и канализационной системы.
- Следить за рабочим состоянием вентиляционной системы, газоснабжением, противопожарным оборудованием. Выполнять правила общей и пожарной безопасности и следить за выполнением их учащимися на уроках.
- Повседневно следить за содержимым медицинской аптечки, наличием в кабинете нейтрализующих растворов (гидрокарбонат натрия, борная кислоа), сливных сосудов для кислот и щелочей (они в последствии обрабатываются и сливаются в канализацию), сосудов для сбора содержащих серебро отходов после опытов с нитратом серебра, которые затем сдают.
- В конце рабочего дня проверять закрытие всех шкафов, всех газовых и водопроводных кранов и выключать все электроприборы.
- Каждый год проходить проверку знаний основных правил техники безопасности (у учителя) и результаты проверки отмечать в специальном журнале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкции по Технике Безопасности
Инструкции по технике безопасности для учащихся школы....
Инструкции по технике безопасности на уроках технологии
Материал для оформления стенда "Техника безопасности" в кабинете технологии. Основные правила при ручных и машинных работах с тканью, древесиной и металлом. Техника безопасности при работе с утю...
" В помощь классному руководителю инструкции по технике безопасности"
Каждому классному руководителю постоянно требуется вести журнал по технике безопасности следовательно ему нужны некоторые инструкции могу поделиться...
Инструкции по технике безопасности в кабинете физики.
Презентация о правилах безопасности....
Инструкции по технике безопасности при работе в школьной мастерской
Инструкции по технике безопасности...
Инструкция. По технике безопасности и обеспечению безопасности образовательного процесса при проведении тренировок на скалодроме с использыванием страховочной веревки.(высотой от пяти метров)
данная статья предназночается для пидогогов дополнительного образования трениров и инструктаров по скалалазанию...
Инструкция по технике безопасности при работе с безопасности при работе с электровыжигателем.
Типовая инструкция по ТБ на уроках технологии....