Мыло. 10 класс
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме
МЫЛО
Цель: Рассмотреть строение, свойства и получение мыла.
Омыление жиров.
Гидролиз жира в щелочной среде (в присутствии NaOH или Na2CO3) называется омылением жиров.
Классификация мыла
Мыла
твердые жидкие
(натриевые) (калиевые)
Диссоциируют как сильные электролиты.
RCOONa RCOO- + Na+
Полярная часть молекулы – (-COO-Na+ )
(гидрофильна, т.е. растворима в воде)
Неполярная часть молекулы – R (радикал)
(гидрофобна, т.е. нерастворима в воде, но растворима в жирах)
Неполярные концы молекулы мыла погружаются в капли масла.
Na+ Na+
-COO- -COO
Полярные карбоксилат- анионы остаются в водном растворе. На поверхности масла – одноименные заряды, они отталкиваются и масло разбивается на мельчайшие частицы, которые имеют ионную оболочку из анионов. Эта оболочка предохраняет частицы от слияния. Образуется пена.
В жесткой воде
(содержит ионы кальция и магния)
2 C17H35 + Ca2+ (C17H35COO)2Ca↓ Вместо пены в воде образуются хлопья осадка, мыло расходуется бесполезно.
Преимущества синтетических моющих средств. Синтетические моющие средства
Принцип действия такой же, как у мыла.
Преимущества:
• растворы имеют нейтральную, а не щелочную среду;
• сохраняют свое действие в жесткой воде;
• соли магния и кальция растворимы
Остатки стиральных порошков очень медленно разлагаются биологическим путем, что ведет к загрязнению окружающей среды.
Лабораторная работа «Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка».
Цель: познакомиться со свойствами жиров, сравнить свойства растворов мыла и стирального порошка
Домашнее задание: § 15 с. 102 № 7 - 10 (учебник)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гидролиз жира в щелочной среде (в присутствии NaOH или Na 2 CO 3 ) называется омылением жиров. CH 2 –O–CO–R CH 2 – OH R – COONa CH–O–CO–R 1 + 3 NaOH CH – OH + R 1 – COONa CH 2 –O–CO–R 2 CH 2 – OH R 2 - COONa (соль карбоновой кислоты – мыло)
Мыла твердые жидкие (натриевые) (калиевые) Диссоциируют как сильные электролиты. RCOONa RCOO - + Na + Полярная часть молекулы – (- COO - Na + ) (гидрофильна, т.е. растворима в воде) Неполярная часть молекулы – R (радикал) (гидрофобна, т.е. нерастворима в воде, но растворима в жирах)
Неполярные концы молекулы мыла погружаются в капли масла. Na + Na + - COO - - COO Полярные карбоксилат- анионы остаются в водном растворе. На поверхности масла – одноименные заряды, они отталкиваются и масло разбивается на мельчайшие частицы, которые имеют ионную оболочку из анионов. Эта оболочка предохраняет частицы от слияния. Образуется пена. R R
В жесткой воде (содержит ионы кальция и магния) 2 C 17 H 35 + Ca 2+ (C 17 H 35 COO) 2 Ca↓ Вместо пены в воде образуются хлопья осадка, мыло расходуется бесполезно.
Синтетические моющие средства Принцип действия такой же, как у мыла. Преимущества: растворы имеют нейтральную, а не щелочную среду; сохраняют свое действие в жесткой воде; соли магния и кальция растворимы Остатки стиральных порошков очень медленно разлагаются биологическим путем, что ведет к загрязнению окружающей среды.
Лабораторная работа «Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка» Цель: познакомиться со свойствами жиров, сравнить свойства растворов мыла и стирального порошка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по изготовлению корзинки из мыла и лент "Ароматная корзинка"
Как известно, в последнее воскресение ноября в России празднуется День матери. В этот прекрасный праздник все спешат поздравить своих дорогих мамочек, сказать им слова благодарности и любви. В н...
Программа краткосрочных курсов для учащихся 5-х классов МЫЛО СВОИМИ РУКАМИ
Занятия по данной программе ребятам очень нравятся. Этот курс пользуется популярностью в школе. Курс стал побудителем для выступлений на краеведческих чтениях – 2 участника-февраль 2014г. Курс предста...
Программа краткосрочных курсов для учащихся 5-х классов МЫЛО СВОИМИ РУКАМИ
Занятия по данной программе ребятам очень нравятся. Этот курс пользуется популярностью в школе. Курс стал побудителем для выступлений на краеведческих чтениях – 2 участника-февраль 2014г. Курс предста...
презентация к уроку химии 10 класса на тему "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"
история развития, физические и химические свойства, состав, классификация жиров. Мыла. Получение, применение, значение жиров....
Мастер класс "Корзина из мыла и атласных лент"
Разработан буклет мастер класса "Корзина из мыла и атласных лент....
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
Исследовательский проект на тему: "Очищающее действие жидкого мыла и твердого мыла"
Исследовательский проект на тему: "Очищающее действие жидкого мыла и твердого мыла"...