"Алкины. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура. Физические свойства"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Артамонова Оксана Анатольевна

Урок "Алкины. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура. Физические свойства" составлен на основе системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alkiny_artamonova_o.a.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

"Алкины. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура. Физические свойства"

(урок химии в 10 классе, учитель химии Артамонова О.А. МБОУ СОШ №12 г.Камышин, Волгоградской обл.)

Цель урока: изучить строение алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов; спрогнозировать химические свойства алкинов, основываясь на особенностях строения их молекул.

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с гомологическим рядом алкинов, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, физические свойства.. развить полученные раннее теоретические представления об изомерии и умения давать названия соединениям по систематической номенклатуре.

2. Воспитательные: продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, стремление к коллективизму, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе.

3. Развивающие: продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: презентация «Алкины», комплект для построения шаростержневых молекул, учебник О.С.Габриеляна. химия 10 класс. Базовый уровень.- М:Дрофа 2010, раздаточный материал.

Организация класса

На перемене учитель проверяет готовность класса к уроку: чистоту, наличие мела и тряпки. Делает записи на доске, готовит необходимое для урока оборудование.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствует класс, настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

  1. Мотивация и целеполагание

Цель: вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения.

Называет тему урока, обращая внимание на важное значение данного класса органических соединений для многих сфер жизни человека.

На предыдущем уроке вы познакомились с непредельными углеводородами алкенами, их составом, свойствами и применением. Сегодня вы постараетесь изучить следующий класс УВ «Алкины», имеющих важное значение для многих сфер жизни человека. Какова же цель нашего урока?

Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока.

  1. Актуализация знаний

Цель: сформировать способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения –формула гомологического ряда и определение алкинов.

Предлагает учащимся решить задачу на нахождение молекулярной формулы углеводорода.

Учитель предлагает учащимся составить структурную формулу полученного вещества, молекулярная формула которого C2H2 (ответ задачи), исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова.

Учитель сообщает, что это вещество ацетилен. Попытайтесь составить формулы ближайших гомологов данного вещества. Определите общую формулу алкинов.

Работа в парах.

Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8. Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.

Учащиеся решают задачу, называют ответ.

Учащиеся составляют формулу вещества, пытаются правильно определить кратную связь между С –С.

Учащиеся, используя понятия гомологи, составляют несколько формул ближайших гомологов ацетилена, определяют общую формулу алкинов, записывают на доске и в тетради.

Учащиеся получают задание на печатной основе, выполнят задание и проверяют друг у друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.

4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации

Цель: совершенствование у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками для получения знаний, совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии.

Цель: формировать такие способы познавательной деятельности как анализ, моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя язык химии.

Цель: формировать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений.

I. Предлагает учащимся попытаться дать определение алкинов. Внимательно слушает ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга.

Формулируют определение алкинов, исправляют, дополняют друг друга, записывают определение в тетрадь.

Формирует представление о строении алкинов в сравнении с алкенами на примере ацетилена (по схеме):

- тип гибридизации

- валентный угол

- длина связи

- форма молекулы

- энергия связи.

Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, анализируют, делают выводы.

Предлагает учащимся составить таблицу по сравнению связей в алканах, алкенах, алкинах по следующим характеристикам:

- тип гибридизации

- валентный угол

- длина связи

- форма молекулы

- энергия связи

- характерный тип реакции.

Создает условия для обсуждения результатов работы, побуждает учащихся исправлять ошибки и недочеты друг друга.

Предлагает учащимся смоделировать молекулы этана, этена, этина, работая в парах

Составляют таблицу, обсуждают результаты, исправляют ошибки и недочеты свои и друг друга.

Учащиеся  моделируют молекулы этана, этена, этина.

Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы:

  1. Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее?
  2. Какой тип реакции будет характерен для алкинов?
  3. Как вы думаете, чем будут отличаться реакции, идущие в алкинах, от реакций алкенов?

Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алкенов, сравнить ее со скоростью реакции для алкинов.

Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу.

II. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов.

Работа в парах.

1 ученик. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.

СН≡С‒СН2‒СН3

               ǀ

             СН3

СН3‒С≡С‒СН3

СН3‒СН‒СН‒С≡СН

            ǀ       ǀ

         СН3 СН3

2 ученик. Написать структурные формулы следующих алкинов:

3-метил, 4-пентина

гексина-3

2,2-диметилпентина-3

Исправьте неверные названия.

Учащиеся воспроизводят алгоритм

по составлению названий алкинов.

Используя алгоритм, учащиеся называют алкины и составляют формулы по названиям, стараются найти неправильные названия, исправить их, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.

III. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся.

Предлагает составить таблицу «Виды изомерии алкинов»

Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

IV. Формирует представление учащихся о физических свойствах алкинов по плану:

- агрегатное состояние

- температуры кипения и плавления

С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этилене.

Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.

Отвечают на вопрос, решают задачу.

  1. Закрепление

Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке

Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы.

Индивидуально выполняют задание.

Взаимопроверка, взаимооценивание.

6. Подведение итогов, рефлексия.

Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.

- с чем вы познакомились сегодня на уроке?

- какие способы вы использовали при выполнении различных заданий?

- насколько сложно было работать?

- что вызвало наибольшее затруднение?

- что нужно сделать?

- как организовать домашнюю работу?

Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его.

Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. М.Дрофа, 2010.
  2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. М.: Просвещение, 1995.
  3. Чертков И. Н. Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.
  4. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др., Москва, 2008.
  5. Приложение к журналу GNMC.RU Системно-деятельностный подход: открытый урок. Май, 2011


Приложение.

Таблица «Виды изомерии алкинов»

Виды изомерии алкинов

Примеры

Карточка 1.

Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:

С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8.

Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.

Тест.

Вариант 1 .

  1. Закончи предложение.

Углеводороды, молекулы которых содержат одну тройную связь называют ______.

  1. Атомы углерода, связанные тройной связью находятся в состоянии ____ гибридизации.
  2. В молекуле пропина СН≡С‒СН3 валентный угол С‒С равен

А) 90°

Б) 109°28´

В) 120°

Г) 180°

          4. назовите вещество  СН≡С‒СН‒СН‒СН2

                                                                 ǀ        ǀ       ǀ

                                                               СН3  СН3  СН3

              А) 3,4,4-триметилпентин-1

              Б) 3,4-диметилгексин-1

              В) 3,4-диметилгексин-5

              Г) 1,2,3-триметилпентин-4

Вариант 2 .

  1. Закончи предложение.

Алканами называют углеводороды, имеющие общую формулу  ______.

  1. Угол между осями гибридизации орбиталей в молекуле ацетилена равен _____°.
  2. Число δ и π-связей в молекуле ацетилена равно соответственно:

А) 1 и 1

Б) 3 и 1

В) 4 и 1

Г) 2 и 1

          4. назовите вещество  СН3‒С ‒С≡С

                                                          ǀ          ǀ

                                                        СН3     СН3

              А) 2,3-диметилбутин -2

              Б) 2-метилпентин-3

              В) 4-метилпентин-2

              Г) 2,4-диметилбутин-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"

Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...

Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы

Урок разработан по ФГОС 2. Ведущее место на уроке отведено самостоятельной работе обучающихся с учебником и лабораторным оборудованием по инструктивным карточкам.К уроку разработана электронная презен...

Спирты, номенклатура, физические свойства, получение

презентация к уроку химии 10 класс тема "Спирты"...

презентация урока по теме: «Алканы: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства»

знакомство обучающихся с алканами, их строением, изомерией, физическими свойствами....

Урок 6. Предельные углеводороды. Строение, номенклатура, физические свойства

Урок 6. Предельные углеводороды. Строение, номенклатура, физические свойства...

конспект урока химии по теме " Амины. Изомерия и номенклатура. Физические свойства"

урок разработан на основе технологии деятельностного метода...