Урок "Соли"
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

Утякаева Фарида Абдрахмановна

Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no7.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Разработка урока по технологии

развивающего обучения

С. Т.  Сатбалдиной по теме:

«Получение солей»

Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя.

Тема:              Получение солей

Цели: 

1) Воспитательная - продолжать развитие у учащихся адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности.

               

2) Развивающая - продолжать формирование знаний учащихся о классах неорганических соединений - классе солей. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

               

3) Образовательная - сформировать способность прогнозировать состав нового класса веществ.

 Средства: 

растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, лакмус, бюретка, лупа, микроскоп, спиртовка, предметное стекло.

Ход учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Ориентировочно - мотивацион-ный этап.

  На доске написаны формулы веществ: CaO, NaCL, H2SO4, Ca(OH)2, Na2O, CuSO4, HCL, KOH, K2O, HNO3, K3PO4, Fe(OH)3.


1.1 - Ребята, чем мы занимались на прошлом уроке?






- Каким способом? Приведите примеры.




1.2 - На доске написаны формулы веществ, перепишите и подчеркните красной пастой кислоты, синей - основания, черной - оксиды. Кто хочет, может выписать отдельно оксиды, кислоты, основания.

   - Ребята, для того, чтобы сэкономить время работайте в парах.

   

- Давайте проверим. Кто хочет сказать, что такое оксиды и написать их на доске?

За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу.

   


- Кто хочет сказать, что такое кислоты и написать их на доске?

За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу.

   


- Кто хочет сказать, что такое основания и написать их на доске?

За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу.

Итого вы должны были заработать за эти задания 9 баллов. Я думаю, что все справились с этим заданием.

 


- Посмотрите внимательно, остались ли еще какие-то вещества? Давайте еще раз вспомним, покажем генетическую связь. Работа у доски.




- А что же получится, если мы с вами соединим кислоты и основания?

- Молодцы! Это и будет нашей новой темой, которая будет называться «Получение солей». Запишите в тетрадь.


II. Операционно - исполнительский этап.

- Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, что это за вещества и чем отличаются?

 - Наверно, интересно узнать, а как они получаются?

- Давайте проведем эксперимент: прильем к раствору кислоты раствор щелочи. Что наблюдаете? Не забудьте о правилах техники безопасности.


- А какие изменения должны были бы быть?


- Потрогайте пробирку.


- Какие же продукты образовались?


- Как вы думаете, а какова сущность данной реакции? Зачем?






- Хорошо. Вспомните тогда, какие ионы вызывают изменение цвета индикаторов? В каких случаях - лакмуса?




 - Ребята, если вы все помните об этом, поставьте себе 1 балл.

- Итак, давайте выполним опыт. К раствору щелочи NaOH прилейте несколько капель раствора лакмуса. Затем из бюретки налейте небольшими порциями хлороводородную кислоту. Что заметили?



- Что это значит?


- Тогда, может быть, осталась кислота?



- Может быть. А как?

 





- Изобразим в виде схемы.

 

- Что же еще образуется кроме воды?

- Почему вы так думаете?

- Молодцы!

- Все поставьте себе по 1 баллу, если вы так думаете.


 

- Ребята, будет ли между молекулами воды и ионами существовать связь?


 









- Да, ионы Na+ и CI- находятся в воде. Молекулы воды полярные, поэтому они будут ориентироваться вокруг каждого из ионов:



Na+                        CI-

 


и возникает ион-дипольная связь, которая является довольно таки прочной.

 -  Правильно! А как же разорвать эту связь?

 

 - Капните несколько капель на предметное стекло и выпарите.

Не забудьте о правилах техники при работе со спиртовкой.

 

- Что наблюдаете?

 


Рассмотрите через лупу.

 - Мы получили ионный кристалл поваренной соли NaCI с которым уже встречались.

 - К чему ведет реакция между растворами кислоты и щелочи?



- Значит, данную реакцию мы можем назвать …

- Повернитесь друг к другу и повторите.

-  Любое вещество имеет название. Как назовем это вещество?


- Название солей складывается из названия анионов и кислотного остатка (в именительном падеже) и названия катионов металлов(в родительном падеже).

- Подумайте и дайте определение соли. Запишите в тетрадь и работайте в парах.

 


- Если вы затрудняетесь, то откройте учебник на странице 155 и еще раз прочитайте определение соли.

 Оцените сами себя на один балл.

-  Итак, в начале урока мы с вами рассматривали вещества и разделили их на классы, среди которых были и иные вещества.

- Теперь вы знаете, какие это вещества и к какому классу их отнести.

 

III. Рефлексивно- оценочный этап.


- Какая тема была сегодня на уроке?

 


- Если поняли, то расскажите мне, а потом друг другу, каким способом можно получить соль?

Работаете в парах и оцениваете друг друга.

- Давайте подсчитаем количество баллов, которые вы получили за урок и выставим себе оценку.

 Если вы получили 11-12 баллов, то поставьте себе «5» Молодцы!

  9-10 баллов –«4»,

  6-8 баллов-«3».

- Сегодня мы с вами узнали, каким способом можно получить новый класс веществ. А как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на следующем уроке?

- Правильно!

 А теперь запишите домашнее задание: § 60, задание 3, страница 156.

   

 









- На прошлом уроке давали характеристику оксидам и гидроксидам.

- Выбрали металлические и неметаллические элементы, получали соответствующие им оксиды и гидроксиды.

    +O2                 +H2O

Ме →  МеO   →     МеOH →

          +O2                                                     │→ ?

Немее → НемеО → НемеOH →


Оксиды       Кислоты        Основания

CaO               H2SO4            Ca(OH)2

Na2O              HCL               KOH

K2O                HNO3             Fe(OH)3



Самостоятельная работа учащихся.



Оксиды - сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых – кислород в степени окисления (-2)

Оксиды - CaO, Na2O, HNO3



Кислоты - это сложные вещества, диссоциирующие в водном растворе с образованием только катионов H+

Кислоты - H2SO4,HCI,HNO3



Основания - это сложные вещества, диссоциирующие в водном растворе с образованием только одного вида анионов – гидроксид - ионов OH- 

Ca(OH)2, KOH, Fe(OH)3





NaCI, CuSO4, K3PO4


Ме →оксиды ме→основания →

                                                          │→

Немее →оксиды неме→кислоты→


- Может быть, получатся как раз те вещества, которые мы не смогли отнести ни к оксидам, кислотам, основаниям.

    « Получение солей»





- Эти вещества отличаются тем, что состоят из атомов металлов и кислотного остатка.

- Наверно, при взаимодействии кислот и оснований.

Действия учащихся.


- Никаких изменений нет, значит, реакций не было?


- Изменение цвета, появление запаха, образование осадка, выделение энергии.

 - Она слегка нагрелась. Значит, реакция все - таки произошла.

 - Может быть Na, CI2, H2 или O2, может быть H2O и еще что-то.

- Давайте попробуем прилить лакмус в щелочь и добавим кислоту, чтобы пронаблюдать изменяется ли цвет. По изменению цвета мы сможем узнать, какие вещества образовались.


- При диссоциации любой кислоты в растворе образуются катионы водорода H+, Они окрашивают лакмус в красный цвет.

 При диссоциации любой щелочи образуются гидроксид - ионы OH-. Они окрашивают лакмус в синий цвет.




Раствор приобретает синюю окраску.


- Окраска лакмуса стала фиолетовой. Значит, среда раствора стала нейтральной.

 - Это значит, что в растворе нет больше щелочи?

-  Нет. Кислоты тоже нет, так как лакмус в кислотной среде имел бы красный цвет.


- Может быть, тогда ионы H+  и  OH- исчезли?

  Они вступили во взаимодействие между собой и образовали воду-нейтральную среду.

 H+ + OH-=H2O


До реакции были ионы Na+ и  CI-, значит они и перешли в раствор, потому что состояния атомов натрия и хлора устойчивые. Поэтому они останутся после реакции неизменными.


Предположение детей. Но кто-то, может, скажет, что молекулы воды как бы обволакивают ионы и могут образовать неизвестную нам связь.

 Кто-то может сказать, что образуется ионная связь, потому что – NaCI.

 - Теперь понятно, почему мы не можем увидеть, что же за вещества образуются в пробирке.

  А увидеть его можно только тогда, когда от ионов оторвутся молекулы воды.












- Я думаю, что может быть раствор нагреть, тогда связи разорвутся и вода улетит.






- Мы видим кристаллы.

Образовалась соль.

 

Соль твердая




- Реакция между растворами кислот и щелочей ведет к образованию соли и воды.



Солеобразования



Предположения детей: соль, натрий хлор.




NaCI - хлорид натрия.

 


Соль - это сложное вещество, в твердом состоянии построенный из катионов основания и анионов кислоты, а в водном растворе диссоциируют на эти ионы.






CuSO4 - сульфат меди

K3PO4 - ортофосфат калия

   






- Мы узнали о новом классе – классе солей. Поняли как они получаются.















- Наверно, будем учиться составлять формулы солей и называть их.