Урок "Соли"
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме
Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no7.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по технологии
развивающего обучения
С. Т. Сатбалдиной по теме:
«Получение солей»
Проект учебной и совместной деятельности учащегося и учителя.
Тема: Получение солей
Цели:
1) Воспитательная - продолжать развитие у учащихся адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности.
2) Развивающая - продолжать формирование знаний учащихся о классах неорганических соединений - классе солей. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
3) Образовательная - сформировать способность прогнозировать состав нового класса веществ.
Средства:
растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, лакмус, бюретка, лупа, микроскоп, спиртовка, предметное стекло.
Ход учебного занятия
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Ориентировочно - мотивацион-ный этап. На доске написаны формулы веществ: CaO, NaCL, H2SO4, Ca(OH)2, Na2O, CuSO4, HCL, KOH, K2O, HNO3, K3PO4, Fe(OH)3. 1.1 - Ребята, чем мы занимались на прошлом уроке? - Каким способом? Приведите примеры. 1.2 - На доске написаны формулы веществ, перепишите и подчеркните красной пастой кислоты, синей - основания, черной - оксиды. Кто хочет, может выписать отдельно оксиды, кислоты, основания. - Ребята, для того, чтобы сэкономить время работайте в парах. - Давайте проверим. Кто хочет сказать, что такое оксиды и написать их на доске? За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. - Кто хочет сказать, что такое кислоты и написать их на доске? За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. - Кто хочет сказать, что такое основания и написать их на доске? За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу. Итого вы должны были заработать за эти задания 9 баллов. Я думаю, что все справились с этим заданием. - Посмотрите внимательно, остались ли еще какие-то вещества? Давайте еще раз вспомним, покажем генетическую связь. Работа у доски. - А что же получится, если мы с вами соединим кислоты и основания? - Молодцы! Это и будет нашей новой темой, которая будет называться «Получение солей». Запишите в тетрадь.
- Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, что это за вещества и чем отличаются? - Наверно, интересно узнать, а как они получаются? - Давайте проведем эксперимент: прильем к раствору кислоты раствор щелочи. Что наблюдаете? Не забудьте о правилах техники безопасности. - А какие изменения должны были бы быть? - Потрогайте пробирку. - Какие же продукты образовались? - Как вы думаете, а какова сущность данной реакции? Зачем? - Хорошо. Вспомните тогда, какие ионы вызывают изменение цвета индикаторов? В каких случаях - лакмуса? - Ребята, если вы все помните об этом, поставьте себе 1 балл. - Итак, давайте выполним опыт. К раствору щелочи NaOH прилейте несколько капель раствора лакмуса. Затем из бюретки налейте небольшими порциями хлороводородную кислоту. Что заметили? - Что это значит? - Тогда, может быть, осталась кислота? - Может быть. А как? - Изобразим в виде схемы. - Что же еще образуется кроме воды? - Почему вы так думаете? - Молодцы! - Все поставьте себе по 1 баллу, если вы так думаете. - Ребята, будет ли между молекулами воды и ионами существовать связь? - Да, ионы Na+ и CI- находятся в воде. Молекулы воды полярные, поэтому они будут ориентироваться вокруг каждого из ионов: Na+ CI- и возникает ион-дипольная связь, которая является довольно таки прочной. - Правильно! А как же разорвать эту связь? - Капните несколько капель на предметное стекло и выпарите. Не забудьте о правилах техники при работе со спиртовкой. - Что наблюдаете? Рассмотрите через лупу. - Мы получили ионный кристалл поваренной соли NaCI с которым уже встречались. - К чему ведет реакция между растворами кислоты и щелочи? - Значит, данную реакцию мы можем назвать … - Повернитесь друг к другу и повторите. - Любое вещество имеет название. Как назовем это вещество? - Название солей складывается из названия анионов и кислотного остатка (в именительном падеже) и названия катионов металлов(в родительном падеже). - Подумайте и дайте определение соли. Запишите в тетрадь и работайте в парах. - Если вы затрудняетесь, то откройте учебник на странице 155 и еще раз прочитайте определение соли. Оцените сами себя на один балл. - Итак, в начале урока мы с вами рассматривали вещества и разделили их на классы, среди которых были и иные вещества. - Теперь вы знаете, какие это вещества и к какому классу их отнести. III. Рефлексивно- оценочный этап. - Какая тема была сегодня на уроке? - Если поняли, то расскажите мне, а потом друг другу, каким способом можно получить соль? Работаете в парах и оцениваете друг друга. - Давайте подсчитаем количество баллов, которые вы получили за урок и выставим себе оценку. Если вы получили 11-12 баллов, то поставьте себе «5» Молодцы! 9-10 баллов –«4», 6-8 баллов-«3». - Сегодня мы с вами узнали, каким способом можно получить новый класс веществ. А как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на следующем уроке? - Правильно! А теперь запишите домашнее задание: § 60, задание 3, страница 156. | - На прошлом уроке давали характеристику оксидам и гидроксидам. - Выбрали металлические и неметаллические элементы, получали соответствующие им оксиды и гидроксиды. +O2 +H2O Ме → МеO → МеOH → +O2 │→ ? Немее → НемеО → НемеOH → Оксиды Кислоты Основания CaO H2SO4 Ca(OH)2 Na2O HCL KOH K2O HNO3 Fe(OH)3 Самостоятельная работа учащихся. Оксиды - сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых – кислород в степени окисления (-2) Оксиды - CaO, Na2O, HNO3 Кислоты - это сложные вещества, диссоциирующие в водном растворе с образованием только катионов H+ Кислоты - H2SO4,HCI,HNO3 Основания - это сложные вещества, диссоциирующие в водном растворе с образованием только одного вида анионов – гидроксид - ионов OH- Ca(OH)2, KOH, Fe(OH)3 NaCI, CuSO4, K3PO4 Ме →оксиды ме→основания → │→ Немее →оксиды неме→кислоты→ - Может быть, получатся как раз те вещества, которые мы не смогли отнести ни к оксидам, кислотам, основаниям. « Получение солей» - Эти вещества отличаются тем, что состоят из атомов металлов и кислотного остатка. - Наверно, при взаимодействии кислот и оснований. Действия учащихся. - Никаких изменений нет, значит, реакций не было? - Изменение цвета, появление запаха, образование осадка, выделение энергии. - Она слегка нагрелась. Значит, реакция все - таки произошла. - Может быть Na, CI2, H2 или O2, может быть H2O и еще что-то. - Давайте попробуем прилить лакмус в щелочь и добавим кислоту, чтобы пронаблюдать изменяется ли цвет. По изменению цвета мы сможем узнать, какие вещества образовались. - При диссоциации любой кислоты в растворе образуются катионы водорода H+, Они окрашивают лакмус в красный цвет. При диссоциации любой щелочи образуются гидроксид - ионы OH-. Они окрашивают лакмус в синий цвет. Раствор приобретает синюю окраску. - Окраска лакмуса стала фиолетовой. Значит, среда раствора стала нейтральной. - Это значит, что в растворе нет больше щелочи? - Нет. Кислоты тоже нет, так как лакмус в кислотной среде имел бы красный цвет. - Может быть, тогда ионы H+ и OH- исчезли? Они вступили во взаимодействие между собой и образовали воду-нейтральную среду. H+ + OH-=H2O До реакции были ионы Na+ и CI-, значит они и перешли в раствор, потому что состояния атомов натрия и хлора устойчивые. Поэтому они останутся после реакции неизменными. Предположение детей. Но кто-то, может, скажет, что молекулы воды как бы обволакивают ионы и могут образовать неизвестную нам связь. Кто-то может сказать, что образуется ионная связь, потому что – NaCI. - Теперь понятно, почему мы не можем увидеть, что же за вещества образуются в пробирке. А увидеть его можно только тогда, когда от ионов оторвутся молекулы воды. - Я думаю, что может быть раствор нагреть, тогда связи разорвутся и вода улетит. - Мы видим кристаллы. Образовалась соль. Соль твердая - Реакция между растворами кислот и щелочей ведет к образованию соли и воды. Солеобразования Предположения детей: соль, натрий хлор. NaCI - хлорид натрия. Соль - это сложное вещество, в твердом состоянии построенный из катионов основания и анионов кислоты, а в водном растворе диссоциируют на эти ионы. CuSO4 - сульфат меди K3PO4 - ортофосфат калия - Мы узнали о новом классе – классе солей. Поняли как они получаются. - Наверно, будем учиться составлять формулы солей и называть их. |