Основные классы неорганических соединений.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Урок повторения и обощения темы: "Основные классы неорганических соединений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_klassy_neorganicheskih_soedineniy.odt | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОЩЕНИЯ ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС
Тема урока: Важнейшие классы неорганических веществ.
Класс: 9 класс
Цели урока:
Обучающая — повторение, углубление и обобщение знаний об основных классах неорганических соединений.
Развивающая – развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитывающая — формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Тип урока: повторение, углубление и обобщение знаний.
Девиз урока: «Чтобы познать, нужно научиться наблюдать».
Оборудование урока: набор химических реактивов, колбы, пробирки, ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Приложения к уроку: приложение 1 — презентация «Важнейшие классы неорганических веществ».
Структура урока:
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1).
Химия – такая есть наука,
Учить ее по книжкам – скука:
Формулы, законы, элементы,
Уравнения... И прочие моменты.
Из нее, однако, можем мы узнать,
Что и как, и надо ли взрывать,
Что нельзя нам с вами есть и пить,
Чтоб потом себя не хоронить,
Из чего все вещи, что вокруг…
Они возникают просто вдруг!
Чтобы это знать и более,
Учат химию в нашей школе.
На доске записана тема (Слайд 2.): «Важнейшие классы неорганических соединений»
Учитель. И как вы уже поняли, из написанной на доске темы, сегодня будем повторять и обобщать знания о важнейших классах неорганических соединений..
Чтобы лучше понять, что мы с вами будем повторять, я буду загадывать вам загадки, а вы мне должны будете показывать карточку с ответом.
Загадки:
1. Слайд 3.
«Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?
(Ответ: Оксиды.)
2. Слайд 4.
«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
с фиолетового на красный».
(Ответ: Кислоты.)
3. Слайд 5.
«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»
(Ответ: Щелочи.)
4. Слайд 6.
«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...»
(Ответ: Соли.)
После этого на доске появляется обобщенная схема «Важнейшие классы неорганических веществ». (Слайд 7).
II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ (задание выполняется по группам на интерактивной доске). Распределите вещества по классам. (Слайд 8).
СaCl2; BaO; Fe(OH)2; H2SO4; HNO3; CaO; CO2; Ca(OH)2; ZnSO4; H2SiO3; NaOH; KNO3.
Оксиды Кислоты Основания Соли
BaO H2SO4 Fe(OH)2 СaCl2
CaO HNO3 Ca(OH)2 ZnSO4
CO2 H2SiO3 NaOH KNO3
После этого задания дети в группах собирают из нарезанных слов точное определение соответствующего класса. После этого ребята вместе группой произносят свое определение и проверяют правильность определения, которое появляется на доске:
1 группа — оксиды (Слайд 9);
2 группа — кислоты (Слайд 10);
3 группа — основания (Слайд 11);
4 группа - соли (Слайд 12).
III. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (КСО).
Задание: запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочки превращений. (Слайд 13).
- группа
Ca → СаО → Са (ОН)2
↓
Ca S
2 группа
Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2
3 группа
Рb → PbO → PbCl2 → Pb(OH)2
4 группа
Р → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2
Затем ребята сверяют свои ответы с правильными, т.е. производится самопроверка знаний.
Ученики должны записать следующие уравнения реакции.
1 группа:
1). 2Ca + O2 → 2CaO;
2). CaO + H2O → Ca(OH)2;
3). Ca(OH)2 + 2HCl → CaCl2 + 2H2O;
2 группа:
1). 2Cu + O2 → 2CuO;
2). CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O;
3). CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NsCl;
3 группа:
1). 2Pb + O2 → 2PbO;
2). PbO + 2HCl → PbCl2 + H2O;
3). PbCl2 + 2NaOH → Pb(OH)2 + 2NaCl;
4 группа:
1). 4P + O2 → 2P2O5;
2). P2O5 + 2HCl → 2H3PO4;
3). 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 + 3H2O; или
2H3PO4 + 3Ca → Ca3(PO4)2 + 3H2;
IV. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
Показ видеофрагмента опыта «Действие индикаторов на щелочную среду». (Слайд 14). Затем на доске появляется таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах». (Слайд 15). Опираясь на эту таблицу, учащиеся выполняют опыты по группам.
1 группа «Оксиды». Карточка № 1.
Задание. Даны три пробирки(склянки) под номерами с бесцветными жидкостями. В одной из них содержится щелочь(растворимое основание), в другой – раствор кислоты, а в третьей – вода. Разделите выданную вам универсальную индикаторную бумагу на три равные части, опустите в каждую пробирку(склянку) и по изменению цвета индикатора определите, какие вещества находятся в каждой пробирке.
Результаты наблюдений оформите в таблицу.
№ пробирки | Цвет индикатора | Название вещества |
1 | ||
2 | ||
3 |
Вывод: 1) Какие индикаторы вам еще известны?______________________________ ___________________________________________.
2) Какие из них лучше использовать для определения кислот ____________
2 группа «Кислоты». Карточка № 2.
Опыт. Определение качественного состава соляной кислоты (HCl)
Задание. В две чистые пробирки налейте по 5 – 7 капель раствора соляной кислоты. В одну пробирку добавьте одну каплю лакмуса. Обратите внимание на цвет раствора.
В другую пробирку добавьте 1 - 2 капли раствора нитрата серебра (AgNO3). Обратите внимание на внешний вид осадка.
Результаты наблюдений оформите в таблицу.
Формула кислоты | |||
Ионы в растворе | H+ | Cl- | |
Реактив | |||
Наблюдения |
Вывод: 1) объясните, какие частицы в растворе соляной кислоты вызвали изменение окраски индикатора _________________.
- объясните, какие частицы в растворе соляной кислоты вызвали выпадение осадка _________________ .
3 группа «Основания». Карточка №3.
Опыт. Прилейте в пробирку, где лежит гранула едкого натра, несколько капель воды. Что наблюдаете? Происходит ли разогревание пробирки при растворении гидроксида натрия? В полученный раствор щелочи добавьте еще немного воды и разлейте (аккуратно) раствор в 3 пробирки. В первую добавьте фенолфтолеин,
во вторую —2 капли лакмуса, а в третью- метилоранж. Отметьте цвет индикаторов в растворе, сравните полученные результаты с данными таблицы.
Результаты наблюдений оформите в таблицу.
Индикаторы | Цвет индикатора | Сравнение данных с таблицей |
Фенолфтолеин | ||
Лакмус | ||
Метилоранж |
Вывод: 1) Из проделанного опыта, сформулируйте определение индикаторы - ___________________________________.
- Какие из индикаторов лучше использовать для определения оснований _________________ .
4 группа «Соли». Карточка № 4.
Задание. Даны три пробирки(склянки) под номерами с бесцветными жидкостями. В одной из них содержится серная кислота, в двух других – растворы солей серной кислоты. Разделите выданную вам универсальную индикаторную бумагу на три равные части, опустите в каждую пробирку(склянку) и по изменению цвета индикатора определите, в какой пробирке находится серная кислота. Даны еще три пробирки с этими же веществами, необходимо при помощи гранулы цинка доказать, что именно в пробирке под этим номером находится серная кислота.
Результаты наблюдений оформите в таблицу.
№ пробирки | Цвет индикатора | Наблюдения при добавлении цинка |
1 | ||
2 | ||
3 |
Вывод: 1) Какой газ выделяется при взаимодействии серной кислоты и цинка?______________________________ ___________________________________________.
2) Объясните, какие частицы в растворе серной кислоты вызвали изменение окраски индикатора _________________.
После проведения опытов, представитель от каждой группы отчитывается о результатах опытов.
V. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
Каждая группа выполняет на ноутбуках тест.
Тест.
1. Формулы только оксидов приведены в ряду
1) H2SO4, CaO, CuCl2 3) Na2CO3, Na2O, N2O5
2) P2O5, BaO, SO3 4) NaOH, Na2O, Cu(OH)2
2. Амфотерными являются те оксиды, которые
1) взаимодействуют только с кислотами
2) взаимодействуют только со щелочами
3) взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами
4) не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами
3. Химическая реакция, уравнение которой
K2O + 2HNO3 = 2KNO3 + H2O относится к реакции
1) разложения 2) соединения 3) обмена 4) замещения
4. Формулы только кислот приведены в ряду
1) H2SO3, H2SO4, H2S 3) HCl, NaCl, HNO3
2) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2 4) Na2O, NaNO3, HNO3
5. Оксид, который при взаимодействии с водой, образует кислоту – это
1) Na2O 2) SiO2 3) P2O5 4) Fe2O3
6. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям
1) обмена 2) замещения
3) разложения 4) соединения
7. Формулы только оснований приведены в ряду
1) Na2CO3, NaOH, NaCl 2) KNO3, HNO3, KOH
3) HCl, BaCl2, Ba(OH)2 4) KOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2
8. Металл, который реагирует с водой, образует щёлочь, - это
1) железо 2) медь 3) калий 4) алюминий
9. Формулы только солей приведены в ряду
1) K2CO3, H2CO3, KOH 2) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2
3) AlCl3, Al(NO3)3, Al2S3 4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS
10. Al2(SO4)3- это
- карбонат алюминия 2) сульфат алюминия 3) сульфит алюминия 4) сульфид алюминия
VI. ИТОГИ УРОКА. (Саморефлексия).
Каждый ребенок выставляет себе оценки за каждое задание на листочках рефлексии, и ставит себе среднюю оценку за урок.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
§§ 3, задание 6,8 стр. 14.
Молодцы! Спасибо за внимание! (Слайд 17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....
Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....
Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)
Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»
Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...