Урок - путешествие по теме: "Первоначальные химические понятия"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Ковальчук Ольга Михайловна

Урок систематизации и обобщения знаний по химии  в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie1.docx124.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное    общеобразовательное учреждение    средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя  России  Алексея Кириллина  города  Сызрани  городского  округа Сызрань    Самарской области

           Урок – путешествие по теме:

 « Первоначальные химические понятия ».

                                             

                                                Подготовила ., учитель химии

                                                                           Ковальчук О.М.,  

Урок-путешествие по теме:  «Первоначальные

химические понятия»

Оборудование: на магнитной доске или на слайде электронной презентации  изображения трех атомоходов: «Менделеев», «Ломоносов», «Бутлеров»;    штурвал , на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ; прибор для проведения эксперимента: разобранный штатив, стеклянная палочка, шпатель, чистый стакан, стакан со смесью сахара и мела, колба с водой.

Подготовка к уроку. Подготовку к уроку начинаю заранее. Учащимся сообщаю основные типы заданий и указываю какие параграфы учебника необходимо повторить. Ребята самостоятельно рисуют жетоны в форме штурвала. Из числа учащихся назначается один ученик на роль штурмана. Этим учеником может быть любой учащийся из класса, не обязательно тот, кто хорошо владеет материалом. Поэтому штурмана необходимо назначать непосредственно в начале урока.

Ход урока

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить вместе со Мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я - капитан, и еще у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как знать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на доске.

К доске вызываются по желанию один за другим девять человек, каждый из которых записывает название элемента в соответствующую графу по порядку. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Заполнить пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:

1) C, 2) O, 3) Al, 4) N, 5) Zn, 6) J, 7) P, 8) H, 9) Pb.

Ответы (по вертикали):

1. Углерод. 2. Кислород. 3. Алюминий. 4. Азот. 5. Цинк. 6. Йод. 7. Фосфор. 8. Водород. 9. Свинец. 10. (по горизонтали) Ломоносов.

Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будет записывать весь маршрут следования. Ученики в тетрадях готовят следующую таблицу:

Этапы маршрута

Прохождение маршрута

Количество жетонов

Кроссворд

Бухта Основных Понятий

Море Химических Знаков

Рифы Формул

Река Химических Уравнении

Поток Экологически Чистой Воды

Канал Расчетных Задач

Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том случае, когда имеется письменное задание. В последней графе ученик, получивший жетон, ставит знак «+».

Штурман. Капитан! Как нам выйти из бухты «Основных понятий»?

Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах» эту бухту. А чтобы выйти из бухты, нам нужно правильно ответить на вопросы.

Учитель проводит фронтальный устный опрос. Учащиеся отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Учитель сам вызывает учеников, на обдумывание ответа дается 5 секунд. Если ученик не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другому.

Вопросы:

1. Что изучает химия?

2. Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5. Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6. Что   называется   химическим   элементом?   Почему   нельзя   отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

7. Что такое вещество?

8. Что такое однородные смеси?

9. Что такое неоднородные смеси?

10.Что такое относительная атомная масса элемента?

11 .Что показывает индекс?

12.Что показывает массовая доля элемента?

13.Что такое относительная молекулярная масса элемента?

Ответы:

1. Химия — это наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения.

2. Физическими называются явления, в результате которых не происходит превращения одних веществ в другие, а изменяется только агрегатное состояние или форма (плавление железа, образование инея).

3. Химическими называют явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие (ржавление железа, сжигание дров).

4. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (кислород, водород).

5. Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия).

6. Химический элемент — это определенный вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и с состав сложных веществ. А простое вещество не может входить в состав сложных веществ.

7. Вещество — вид материи, мельчайшими частицами которой являются молекулы, и то, что из нее построено.

8. Однородными называют смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы других веществ.

9. Неоднородными называют смеси, в которых невооруженным взглядом или с помощью микроскопа можно заметить частицы других веществ.

10. Относительная атомная масса элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безразмерная величина.

11.Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле.

12.Массовая доля элемента показывает, какую часть составляет масса данного элемента от всей массы вещества.

13.Относительная молекулярная масса вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. На доске записаны таблицы для игры «Крестики-нолики». На размышление отводится 10—15 секунд. Первые два ученика, поднявшие руку, выходят к доске и выполняют задание. За правильный ответа ученик получает жетон. Если ответ неправильный, то для исправления ошибки вызывают другого ученика.

Вы, конечно, умеете играть в «крестики и нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов.

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

        


При игре в «крестики и нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведенных в этих клетках. Признак указывается в условиях игры.

Штурман. Капитан, мы входим в Море Химических Знаков.

Учитель проводит химический диктант. Небольшие листочки, размером с четверть тетрадного листа, у учащихся заготовлены заранее. В ходе химического диктанта класс делится на два варианта. Учитель диктует русское название 10 химических элементов для каждого варианта. А ученики должны записать на своих листах в столбик химические знаки названных элементов. Затем работы сдаются учителю. За эту работу ученики не получают жетона; она оценивается индивидуально, по пятибалльной системе: два правильных ответа — один балл. Работы проверяются учителем после урока.

Учитель. Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы, открытый М. В. Ломоносовым в 1748 году, и закон постоянства состава химических соединений, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д. Дальтон в 1803 году ввел понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало Р1 кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский ученый Я. Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначать одной - двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают -..., магний-..., алюминий-..., кремний-..., калий-..., натрий-..., цинк-..., железо-..., медь-..., хром-...,кальций-..,., барий-..., бром-..., йод-...,марганец-..., фтор-..., бор-..., водород -..., сера-....

Штурман. Внимание! Впереди Рифы Формул.

Учитель. Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы названных веществ, согласно их валентности. К доске я буду вызывать по желанию четырех учеников. В том случае, если по желанию поднимают руки одни и те же учащиеся, учитель сам вызывает к доске ученика, подбадривая его и предлагая свою помощь. Кто желает быть лоцманом на Рифах Формул и расправиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы Формул.

Учитель диктует названия четырех веществ, а ученики записывают их формулы на доске и в тетрадях:

1) сульфид серебра Аg2S

2) оксид углерода (IV) СO2

3) карбид кальция СаС2

4) хлорид алюминия А1С13

На задание отводится две минуты. После этого задание проверяется. Если задание выполнено правильно — ученик получает жетон. Если задание выполнено неправильно или ошибочно, то класс исправляет допущенные ошибки. В этом случае ученик жетона не получает.

Штурман. Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений (на штурвале устанавливается сектор — Река Химических Уравнений). Просьба пассажиров сделать пометки в своих «судовых журналах».

Учитель. Итак, перед вами поставлена задача: перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций. Задание записано на доске и открывается в момент его выполнения. Учащиеся работают по двум вариантам в своих тетрадях. На работу отводится 5 минут. По истечении времени к доске вызывают по два ученика на каждый вариант. В случае правильного ответа ученик получает жетон. Если ответ неправильный, то для помощи приглашают по желанию ученика из класса.

1-й вариант

Задания                                                      Ответы

P + O2 = P2O5                                              4P + 5O2 = 2P2O5

CuO + C = CO2 + Cu                                 2CuO + C = CO2 + 2Cu

Fe + Cl2 = FeCl3                                         2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

AgBr = Ag + Br2                                        2AgBr = 2Ag + Br2

2-й вариант

Задания                                                      Ответы

Mg + O2 = MgO                                         2Mg + O2 = 2MgO

Al + O2 = Al2O3                                         4Al + 3O2 = 2Al 2O3

AgJ = Ag + J2                                             2AgJ = 2Ag + J2

MnO +H2 = Mn + H 2O                              MnO + H2 = Mn + H 2O

Штурман. Капитан, море разволновалось и нас несет к потоку

«Экологически Чистой Воды».

Учитель. Сообразительность — качество, нужное всегда и везде, в том числе и в море. Для следующего задания вам понадобятся практические умения. Для проведения эксперимента к доске выходят два «пассажира».

Задание. Собрать штатив. Приготовить фильтр и провести фильтрование смеси. На выполнение работы отводится одна минута. За это время ученики должны собрать штатив, приготовить раствор и профильтровать хотя бы его часть. За правильное выполнение каждый ученик получает жетоны. В ходе эксперимента учитель следит за работой учащихся, затем комментирует и оценивает их работу.

Учитель. Штурман! Взять курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам отметить его в своих «судовых журналах». Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти Канал Расчетных Задач. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу».

Идет самостоятельная работа по решению расчетных задач. Учащиеся выполняют это задание по вариантам в тетрадях. После окончания работы по одному ученику из каждого варианта (по желанию) выходят к доске и записывают решение своей задачи. Класс проверяет. В случае если задача решена правильно, ученик получает жетон. Если задача выполнена неверно, класс исправляет.

1-й вариант

Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160 грамм оксида меди?

                                                              2-й вариант

Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.

Учитель подводит итоги урока (каждый ученик сдает жетоны учителю), выставляет оценки за работу.

Ученики, набравшие два или более жетонов, получают оценку «5»; один жетон — «4»

Учитель. Уважаемые пассажиры атомохода «Ломоносов», наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это плавание. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы захотели отправиться в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по теме "Первоначальные химические понятия"

Обобщающий урок по теме "Первоначальные химические понятия", проводится в 8 классе по завершению данной темы....

Контрольный тест по химии 8 класса по теме "Первоначальные химические понятия.Атомы химических элементов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов". Данный тест предназначен для учащихся, изучающих химию по программе О.С.Габриеля...

Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия"

Урок химии в 8 классе, после изучения "Первоначальных химических понятий". Форма: игра-путешествие....

Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия» Атомоход «Ломоносов»

Урок химии в 8 классе. Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия. Атомоход «Ломоносов» (методическое сопровождение к презентации)...

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...

урок - обощение по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" Физика на кухне - за чашкой чая

Районный конкурс «Фестиваль методических идей». Медиаурок Обобщение, повторение по теме  «Первоначальное состояние строение вещества»Физика на кухне – за ч...