Химия 8 класс "Кислоты, их классификация и свойства"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок в 8 классе по теме "Кислоты, их классификаци и свойства" не просто носит обяснительный характер, но и предлагает учащимся быть юными исследователями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.87 КБ |
prezentaciya.ppt | 2.33 МБ |
dom.zadanie.doc | 29.5 КБ |
instrukciya_k_opytu.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №13»
Курс ОРКСЭ
Модуль « Основы православной культуры »
Тема урока: « Икона»
Исполнитель:
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №13»
г. Новомосковска
Пантюшева Ирина Николаевна
Тула 2012г.
Тема урока: « Икона»
«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.
Это праздник глазам моим».
Иоанн Дамаскин
Цели урока:
- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,
- познакомить с историей развития древнерусской иконописи;
- познакомить с особым «языком » иконы;
- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
Ход урока
- Организация класса.
- Постановка темы и целей урока.
Отгадайте кроссворд. (Слайд 2)
Слово, которое вы получите по вертикале, и будет темой нашего сегодняшнего урока.
- Священная книга христиан. (Библия)
- Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
- Как называется обращение к Богу? (Молитва)
- Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
- Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)
У кого из вас дома есть иконы?
Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.
А кто изображается на иконах?
Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.
Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону.
- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных изображениях? (Слайд 3)
(икона, портрет, фотография)
- Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью?
- Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной?
(ответы детей)
Попробуем разобраться подробнее.
- История русской иконописи.
- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.
- А что такое икона?
В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:
« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 4)
Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 5)
Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие.
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. В Киево-Печерской Лавре подвизался известный иконописец преп. Алипий. Их жития свидетельствуют о трепетном и благоговейном почитании святых образов. (Слайд 6)
- Отличия иконы от картины.
Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?
Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.
Вопрос: Что такое картина?
Изображение предметов, людей, событий.
Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (Слайд 7). И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.
Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.
Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.
- Какие бывают иконы.
Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.
Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 8)
Праздничные иконы
Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.
Образы святых
Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
- Работа с учебником.
- Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)
Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)
Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)
Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.
В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.
- Как называли человека, который писал иконы?
- Где вы можете встретить иконы?
- С какой же целью пишется икона?
Домашнее задание (дифференцированное)
- Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».
- Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».
Литература.
- Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7.
- Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005.
- Евич И.В. Христианское искусство. Иконы, фрески. // Начальная школа. – 2010. - № 8.
- Кураев А. Икона // Я – сам! Я – сама! – 1996. - № 6
- Кураев А. Основы православной культуры. М., 2010
- Русская икона. Специальный выпуск.// ИД «Первое сентября». Искусство.- 2009.- №5.
- Священник Михаил Малеев.Юным о русской иконописи.М., Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве., 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание по теме:
« Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидатом наук
- Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции,
для следующих реакций:
- гидроксид калия + серная кислота;
- карбонат калия + азотная кислота;
- Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
- капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку;
- отметьте цвет лакмусовой бумажки;
- зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;
- сделайте вывод о том, почему лимон кислый?
Профессором
- Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:
1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- ---- Ba3(PO4)2 ; 2) Zn2+ + S2- --- ZnS ;
составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций
- Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
- опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;
- пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;
- зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;
- какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?
Почему? Письменно сделайте вывод ;
- определите формулу этого вещества;
- составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.
Академиком
- В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.
1) С + кислота ---- соль + кислота;
2) Д + кислота ---- соль + вода;
3) А + кислота ---- соль + вода + газ;
- Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.
Предварительный просмотр:
Инструкция
Меры безопасности при работе с кислотами
- Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами.
- Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.
- При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
- При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
- После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место.
- При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону товарищей.
При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты
необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.
Карточки – инструкции.
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»
Лабораторный опыт
« Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)»
Порядок выполнения работы
- В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
- К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
- Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»
Лабораторный опыт
« Взаимодействие кислот с солями»
Порядок выполнения работы
- В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?
- Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»
Лабораторный опыт
« Взаимодействие кислот с металлами»
Порядок выполнения работы
- В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту. Что вы наблюдаете?
- Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»
Лабораторный опыт
« Взаимодействие кислот с основными оксидами»
Порядок выполнения работы
1.В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?
2.Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии по теме "Основания: номенклатура, классификация, физические свойства"
Урок химии по теме "Основания" поможет учащимся рассмотреть вопросы названий оснований по номенклатуре, определению классификации оснований по кислотности, растворимости, силе. Из презентации можно уз...
Урок химии в 8 класее по теме "Кислоты, их классификация и свойства"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме "Кислоты, их классификация и свойства" На изучение данной темы планируется 2 часа. Этот урок - первый час темы. К уроку прилагается пр...
Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"
В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....
презентация к уроку химии "Кислоты, их классификация и свойства"
презентация к уроку химии: "Кислоты, их классификация и свойства"...
урок в рамках ФГОС по химии, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"
Технологическая карта урока по химии 8 класс, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"....
Урок по химии: Соли, их классификация и свойства
Разработка составлена в виде технологической карты...
Конспект урока по химии, "Кислоты, их классификация и свойства", 8 класс.
Конспект урока по химии "Кислоты, их классификация и своства", 8 класс....