ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ НАУКИ
методическая разработка по химии по теме
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ХИМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola13_-_po_stranicam_rossiyskoy_himicheskoy_nauki.rar | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОРОНЕЖА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ХИМИЧЕСКОЙ НАУКИ
РАЗРАБОТАЛИ:
УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
Пригородова Н.В.
Капранова И.В.
- год
Содержание
- Введение.
- Пояснительная записка.
- Первые женщины-химики России.
- Выдающийся русский химик Н.Д.Зелинский.
- М.В. Ломоносов - великий сын русского народа.
- Уникальные разработки Воронежских ученых-химиков.
- Список литературы.
Введение
В соответствии с инициативой Международного союза теоретической и прикладной химии – ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry – IUPAC, поддержанной ЮНЕСКО, Организация Объединённых Наций объявила 2011-й год Международным годом химии (International Year of Chemistry, IYC). Идею его проведения, выдвинутую представителями Национального комитета российских химиков, поддержали ряд стран и международное химическое сообщество.
В резолюции говорится, что успехи фундаментальной химии в значительной мере определяют современный уровень понимания устройства материального мира, а химические технологии и процессы играют ключевую роль в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, обеспечение населения планеты чистой водой, пищей и энергией, сохранение окружающей природной среды. Предложенный ИЮПАК девиз Международного года химии «Химия – наша жизнь, наше будущее» подчёркивает важнейшую роль этой науки в обеспечении устойчивого развития человечества. Одна из целей Международного года химии – способствовать пониманию роли химии различными слоями общества и повышению интереса к химическим наукам у молодёжи. Предполагается, что лекции, выставки, сопровождаемые демонстрацией химических экспериментов, позволят наглядно объяснить, насколько важны химические исследования для создания новых видов энергии, развития средств связи и транспорта, медицины, сельского хозяйства и пищевой промышленности. Проведение Года химии даст возможность расширить международное сотрудничество химиков и их организаций, привлечь студентов и молодёжь к участию в научных конкурсах, встречах и конференциях, пробудить интерес к изучению химии у школьников.
В рамках Года химии будет отпразднован ряд юбилеев.
- В 2011 г. исполняется 100 лет первому международному объединению химиков.
- Будет отмечаться 100-летие со времени присуждения Марии Кюри Нобелевской премии по химии за открытие и исследование радия и полония, что даст повод рассмотреть роль женщин в науке.
- 6 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения Н.Д. Зелинского, выдающегося русского и советского химика-органика.
- Исполняется 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова, внёсшего выдающийся вклад в становление и развитие химической науки в России.
Великой Россию, помимо ее территории, природных ресурсов, державного потенциала и героической истории, делают масштабные личности. Право стать личностью приобретается не в попытках быть выше и значительнее окружающих, а умением, будучи в гуще событий повседневной жизни, увлечь за собой других, дать творческий импульс желанию поиска нового, более совершенного. Жизненный путь личности, как правило, своеобразен – в чем-то «неправилен», иногда чересчур экстравагантен, временами иррационален.
В судьбе таких людей преломились и радостные, и тяжелые периоды жизни общества.
Уходящие годы не отдаляют их имена, а, наоборот, заставляют с большим вниманием всматриваться в историю их жизни, сверяя свои дела и поступки со свершениями этих людей.
Трудно перечислить все отрасли промышленности, в которых находят применение идеи ученых-химиков.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При формировании познавательных интересов учащихся особое место принадлежит таким эффективным педагогическим средствам, как внеклассные занятия по предмету.
Внеклассная работа по химии – это продолжение учебно-воспитательного процесса,
начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии, что является основой для формирования профильных химико-биологических классов.
Одним из направлений внеклассной работы учителей химии с учениками является
подготовка и проведение предметных недель. В текущем учебном году предметная
неделя по химии была посвящена Международному Году химии. Во время подготовки была организована деятельность учащихся, в основном, профильных классов по поиску, отбору и оформлению материалов об основных событиях и юбилейных датах 2011 года, об ученых-химиках, чьи имена вошли в историю мировой и отечественной науки.
Представленные здесь материалы рассказывают о целях и задачах проведения
Международного года химии, об основных юбилейных датах этого года, о подготовке и
проведению внеклассных мероприятий, посвященных юбилейным датам, о научной
деятельности первых женщин- химиков России, Н.Д.Зелинского, М.В.Ломоносова, о научных достижениях ученых-химиков Воронежской технологической академии.
Цели представленной работы:
- познакомить учащихся с целями и задачами проведения Международного Года химии, с основными юбилейными датами этого года, жизнью и деятельностью первых женщин-химиков России, Н.Д.Зелинского, М.В.Ломоносова.
- научить использовать полученные знания на уроках;
- воспитывать стойкий позитивный интерес к химии;
- воспитывать чувство гордости за отечественную науку, за свою Родину и ее народ;
- помочь учащимся в выборе профессии по выбранному профилю;
- формировать навыки работы с научно-популярной литературой и материалами экскурсий.
Для достижения данных целей были сформулированы задачи:
- Организовать и провести экскурсию учащихся 10-11-х химико-
биологических групп и классов на химический факультет ВГТА;
- Ознакомиться с научной деятельностью первых российских женщин- химиков, ученого-химика Н.Д.Зелинского и М.В. Ломоносова.
- Познакомить с материалами предметной недели учащихся старших
классов.
- развивать творческие способности, навыки самостоятельной работы со справочной и автобиографической литературой, материалами экскурсий;
- осуществлять эстетическое воспитание учащихся при оформлении и представлении материалов поисковой и краеведческой работы.
Для достижения поставленных целей и задач была спланирована и организована работа учителей и учащихся по поисково-исследовательской деятельности, организована экскурсия учащихся профильного класса на химический факультет Воронежской технологической академии, материалы отчета о проведенной экскурсии в ВГТА представлены на информационном стенде кабинета, проведены встречи и беседы с выпускниками нашей школы, ныне студентами академии.
Планируемый результат - ознакомить учащихся и учителей, родителей с результатами работы во внеклассной деятельности, использовать на уроках, элективных и факультативных занятиях материалы предметной недели, посвященной Международному Году химии, повысить познавательный интерес учащихся к химии, её достижениям в целях их практического применения.
Первые женщины-химики России
Путь женщин в науку был чрезвычайно трудным, так как в России того времени двери высших учебных заведений перед женщинами были закрыты, что неизбежно вело к их профессиональной дискриминации, не позволяло им реализовать себя в ряде профессий, в том числе, в химии. Но уже во второй половине XIX в. в мировом сообществе наступает перелом в осознании обществом роли женщины в нем. В России, в частности, c 1870-х гг., используя различные пути, женщины смогли начать профессионально реализовываться в химической науке и образовании.
Так, в Московском университете в лаборатории В.В.Марковникова в 1870-80-ые гг. работали Ю.В.Лермонтова и Е.А. Фомина-Жуковская, чуть позже здесь же начала свою профессиональную деятельность в области химии ученица М.И.Коновалова по Высшим женским курсам - З.В.Кикина.
После революции 1917 г. было провозглашено равенство мужчин и женщин в доступе к образованию, в результате чего уже в 1920-х гг. доля женщин в высших учебных заведениях составила около 30% от общего числа студентов и в дальнейшем продолжала расти. Женщины получили право выступать с университетских кафедр, входить в управленческие структуры науки и высшего образования.
Мария Склодовская-Кюри (1867–1934).
В 2011 г. исполняется 100 лет с момента присуждения Нобелевской премии по химии Марии Склодовской-Кюри - первой женщине, ставшей Нобелевским лауреатом.
Признание достижений этой выдающейся женщины служит замечательным примером для молодежи, выбравшей химию для своей карьеры, и позволяет особо отметить вклад женщин в развитие химической науки.
Единственная женщина-химик, дважды удостоенная Нобелевской премии за работы в области физики (1903) и химии (1911)
Открытия, сделанные ею, положили начало новой эре в истории человечества – освоению неисчерпаемых запасов энергии, скрытых в ядрах атомов химических элементов.
Ни одна женщина-ученый не пользовалась такой популярностью, как Мария Кюри. Ей было присуждено 10 научных премий и 16 медалей. Она была почетным членом 106 академий, научных учреждений и обществ. В 1926 г. Мария Склодовская-Кюри избирается почетным членом Академии наук СССР. И притом она была так скромна, что А.Эйнштейн по этому поводу произнес памятные слова: «Мария Кюри из всех людей в мире единственный человек, не испорченный славой».
Анна Федоровна Волкова
Первой в мире женщиной, опубликовавшей исследования по химии, была Анна Федоровна Волкова (год рождения неизвестен, умерла в 1876 г., не дожив до сорока лет).
- Нет сведений о том, как ей удалось получить химическое образование. Но ее вклад в химию не назовешь скромным.
- С 1869 г. она работала в химической лаборатории Петербургского Лесного института у известного химика и агронома А.Н.Энгельгардта.
- В 1870-е годы она была одним из крупнейших специалистов в области получения толуолсульфокислот.
- Под руководством Д.И.Менделеева вела практические занятия со слушательницами Владимирских женских курсов (С.-Петербург).
- За выдающиеся исследования в области химии была принята в члены Русского химического общества, редактировала журнал этого общества, в котором опубликовала около 20 статей.
- В 1876 г. на Всемирной промышленной выставке в Лондоне экспонировались препараты, синтезированные русскими учеными. Среди них были вещества, полученные Волковой.
Юлия Всеволодовна Лермонтова (1847–1919)
Выполнила ряд работ по просьбе Д.И.Менделеева, переводила его труды на французский и немецкий языки. В звании доктора химии она вернулась в Россию, где работала вместе с В.В.Марковниковым в Москве, а затем с А.М.Бутлеровым в Петербурге.
Наиболее значительные труды Лермонтовой относятся к органической химии. Исследования Лермонтовой способствовали возникновению первых русских нефтегазовых заводов. Ее работы используются до сих пор, например для синтеза высокооктановых углеводородов.
С 1875 г. имя Лермонтовой официально занесено в список членов Русского химического общества.
1869-1874 г.–химическое образование Юлия Лермонтова получила
в Германии, В результате чего ей была присуждена «докторская степень с высшей похвалой»
1874 г.- 28-летний доктор возвращается в Москву. В честь Лермонтовой сам Д.И.Менделеев устроил торжественный ужин. Здесь она познакомилась с А.В.Бутлеровым, который пригласил ее работать в своей лаборатории Петербургского университета.
1880-1888 г. – в составе химико- технической группы занимается исследованиями кавказской нефти.
Исследования Ю.В.Лермонтовой способствовали появлению первых нефтегазовых заводов в России.
1889 г.- Лермонтова оставляет химию и энергично занимается сельским хозяйством в своем фамильном имении. Она увлеченно и результативно занималась семеноводством, удобрениями, сыроварением.
Лермонтова прожила долгую жизнь, не дожив несколько дней до 73 лет.
Закончился жизненный путь замечательного человека, наделенного не
только талантом ученого, но и талантом верного друга.
Вера Евстафьевна Богдановская (1866–1896).
- 1883 г. – В.Е.Богдановская-слушательница высших женских курсов в Петербурге, где читали лекции известные ученые-химики: А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев и др.
- 1889 –1872 г. – работала в Женевском университете в лаборатории немецкого химика К.Гребе, проводя исследования в области химии кетонных соединений.
- 1892 г.-защитила докторскую диссертацию в Женевском университете. Её работы были опубликованы в Европе.
- По возвращении в Россию она занималась преподавательской деятельностью, написала «Начальный учебник химии» - первый учебник, автором которого стала женщина.
- Принимала участие в подготовке посмертного издания книги А.М.Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии».
- 1895 г. - В. Богдановская выходит замуж и уезжает на Ижевский завод в Вятскую губернию. Там она устроила небольшую лабораторию, где хотела осуществить мечту своей юности: получить фрсфорный аналог синильной кислоты НСР. Трагедия случилась 25 апреля 1896 г.
В.Е.Богдановская пыталась провести реакцию между белым фосфором и синильной кислоты .
Ампула с этими двумя веществами взорвалась и поранила её руку. Началось отравление крови, и через четыре часа после взрыва Богдановская скончалась.
В первую годовщину её смерти в химической лаборатории Высших женских курсов был устроен вечер её памяти. В этом году вышло первое издание её «Начального учебника химии».
Вера Ильинична Глебова (1885-1935)
С именем Глебовой – выдающегося ученого-химика связано очень многое: создание радиевой и редкометаллической отраслей промышленности в России; разработка методов порошковой металлургии, создание производства твердых сплавов; основание журнала «Редкие металлы»; победа ученых-микробиологов над страшной болезнью – оспой…
- 1905-1911 г. – учеба в Швейцарии, в Лозаннском университете, получает звание химика-аналитика.
- 1913 г. – защитила докторскую диссертацию.
- 1915 г. – она едет на фронт, где ведет занятия по медицинской подготовке.
- 1920 г. – В.И.Глебову назначают заведующей Отделом новых производств химической промышленности ВСНХ. Изучает работы Марии и Пьера Кюри.
- 1921 г.- по предложению Глебовой на Урале создается опытное производство - радиевый завод.
- 1922 г. – в России создается Бюро по исследованию и применению редких металлов, которое разработало технологию получения вольфрама и молибдена из их руд.
- 1925 г. – Глебову назначают руководителем радиевой отрасли при Главхимпроме.
- 1931-1934 г. – первый директор НИИ редкометаллической промышленности.
Выдающийся русский химик Н.Д.Зелинский.
К 150-летию Николая Дмитриевича Зелинского (1861 – 1953)
- «Мне было 10 лет, когда я пробовал добывать хлор, действуя
соляной кислотой на перекись марганца», рассказывал Н.Д.Зелинский.
- 1880- 1884 г. – учеба в Новороссийском университете в Одессе.
С первого курса Зелинский посвятил себя органической химии.
- С 1890 г. Зелинский читает студентам курс лекций «Избранные главы из органической химии».
- 1891 г.- защита докторской диссертации.
- «… Я вступил в стены Московского университета не без некоторого волнения, тем более что мне пришлось занять кафедру профессора Марковникова…»
- Н.Д.Зелинский вместе с В.А.Казанским получили очень высокий выход бензола из ацетилена, пропуская последний над активированным углем при высокой температуре.
- 1934 г. – по инициативе Н.Д. Зелинского был создан институт органической химии.
- 1915 г. Н.Д.Зелинский с учениками создает противогаз.
Первая мировая война. В сражении на Ипре (1915 г., Франция) немцы применяют боевые отравляющие газы. Пять тысяч погибших. На русском фронте газовые атаки с лета 1915-го следовали одна за другой.
Что заставило Н.Д. Зелинского заниматься «противогазной» проблемой?
Не из-за денег: от вознаграждения за спасение людей он принципиально отказывался. Тут другое… Было желание порядочного человека помочь своей стране в трудный момент. Плюс - интерес ученого. А кроме того… Когда-то молодой химик Зелинский отравился, работая с производными хлора. Еле выжил. Зелинский побывал жертвой газовой войны за много лет до ее начала.
М.В. Ломоносов - великий сын русского народа.
К 300 – летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова
(19.XI.1711—15.IV.1765) — русский ученый-энциклопедист, академик Петербургской АН с 1745 г. Род. в д. Денисовке (ныне с. Ломоносово) вблизи Холмогор (бывшей Архангельской губ.), в семье рыбака-помора. Рано научился читать и в 14 лет дошел до таких книг, как «Арифметика» Магницкого и «Славянская грамматика» Смотрицкого.
- Детские годы Ломоносова протекли в обычных условиях жизни детей поморов: до 10 лет он оставался дома, а с этого времени отец стал брать его с собою каждый год на промысел, чтобы с малых лет приучить сына к этому делу. Вместе с отцом он также нередко бывал и жил у родных в Архангельске, где встречал, конечно, немало интересного и поучительного. На промысел Ломоносов ходил до 19 лет и за это время многое видел на Белом и Ледовитом морях. Нельзя не удивляться внимательности, с какою он наблюдал все проявления северной природы, обычаи и образ жизни тамошних жителей, животных, и точности, с какой запоминал все виденное; впоследствии Ломоносов нередко пользовался этими юношескими наблюдениями в своих ученых трудах.
- 1731 -1735 г. - образование получил в Славяно-греко-латинской академии при Заиконоспасском монастыре;
- 1735 г. – в числе лучших учеников был отправлен в Петербург для продолжения образования;
- 1736 г.- был командирован в Германию для подготовки к научной деятельности,
- 1741 г. - вернулся в Россию и был назначен адъюнктом Академии наук,
- 1741 г.- М.В. Ломоносов в научном труде «Элементы математической химии» впервые представляет химию в виде науки, объединяющей в себе задачи изучения химических явлений и процессов;
- 1742 г.- опубликован научный труд Ломоносова «Основные положения молекулярно-кинетической теории теплоты», в которой он показал, что теплота – это не особая жидкость, как считалось ранее, а результат движения частиц (корпускул)
- 1745 г. – защитил диссертацию по теме: « О металлическом блеске» и стал профессором химии и членом Академии наук;
- 1749 г.- по проекту Ломоносова была построена первая в России научно-исследовательская химическая лаборатория;
- 1749 г.- М.В.Ломоносов исследовал явления растворения металлов в кислотах и солей в воде.
- 1752 г.- Ломоносов закончил первую мозаичную картину. Ломоносовым было создано более 40 мозаичных картин;
- 1760 – сформулировал закон сохранения массы вещества и дал ему образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько отнимаю на бодрствование»;
- 1761 г.- открыл существование атмосферы на Венере;
- В 1753 М.В.Ломоносов построил фабрику по изготовлению стеклянных изделий и окрашенных стекол;
- 1755 г. – по инициативе Ломоносова был организован Московский университет, носящий ныне его имя.
- 1755 г. – М.В. Ломоносов завершил работу над своей «Российской Грамматикой», в которой дал столь необходимые для всякого письменного языка правила русского правописания и грамматики.
Заслуга Ломоносова перед всем русским народом является неоценимой, и мы все и теперь продолжаем пользоваться плодами его трудов.
Уникальные разработки Воронежских ученых-химиков.
8 февраля отмечается День российской науки. После того, как Президент России объявил курс на развитие инноваций и нанотехнологий, наука получила новый толчок для своего развития. Воронежские ученые-химики тоже в этом преуспели. Некоторые их разработки поистине уникальны.
Группой ученых под руководством Татьяны Анатольевны Кучменко, доктора наук, профессора технологической академии, разработан «электронный нос» - прибор для распознавания в воздухе вредных примесей. Учащиеся 11-го профильного класса побывали на экскурсии в технологическую академию, посмотрели лекционные аудитории и лаборатории химического факультета, познакомились с работой этого прибора. «Подключив прибор к компьютеру, мы можем посмотреть концентрацию того или иного вещества», - рассказывает Татьяна Анатольевна. Область применения таких приборов - это разработка способов и количественной оценки степени выраженности запаха, аромата; оценки присутствия синтетических ароматизаторов или токсичных веществ; оценки уровня загрязненности воздушных выбросов производства, воздуха рабочей зоны помещения и т.д.
В ВГУ под руководством В.Иевлева, доктора наук, профессора, академика РАН, занимаются разработками в области материаловедения, в частности, биосовместимых материалов для медицинских целей - керамических аналогов костных тканей, которые могут использоваться для различных видов протезирования. Отечественные материалы в разы дешевле импортных.
С работой «электронного носа» познакомились учащиеся 11 «Б» класса, побывав на экскурсии в технологическую академию в сентябре 2010 года.
Профессор Воронежского государственного университета избран действительным членом Российской академии наук. Валентин Иевлев – выпускник ВГУ, профессор, заведующий кафедрой материаловедения и индустрии наносистем Центра инновационных образовательных программ. Как стало известно ИА «Воронеж-Медиа» из сообщения руководителя пресс-службы ВГУ Людмилы Кудиновой, Валентин Михайлович долгие годы ведет активную педагогическую и научную работу, является основателем научной школы, занимающейся исследованиями, связанными с нанотехнологиями.
С 2008 года в соответствии с проблематикой, которая входит в сферу научных интересов Валентина Михайловича Иевлева, в университете впервые открыт прием на направление химического факультета «Химия, физика и механика материалов» на места, финансируемые из федерального бюджета.
По мнению коллег, большое доверие, которого удостоен В.М.Иевлев со стороны академического сообщества и Министерства образования и науки, наглядно свидетельствует о вкладе, сделанным этим ученым в развитие современной науки.
Иевлев Валентин Михайлович (р. 1938), учёный в области электроники, член-корреспондент РАН (1991). Основные труды по созданию элементной базы приборов микроэлектроники, получению кристаллических плёночных материалов, разработке структур внутреннего раздела границ в плёночных системах. Женат, имеет дочь.
Литература:
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии, - М.:5 за знания, 2006.
- Мельников В.П., Трифонов Д.Н. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. 17-19 вв.: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября»,1999.
- Блохина О.Г. Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября»,2001.
- Курганский С.М. Внеклассная работа по химии, - М.:5 за знания, 2006.
- АиФ-Черноземье №6, 2011 год, статья Воронежские Ньютоны. Кто двигает науку в столице Черноземья.
- Ресурсы ИНТЕРНЕТ http://www.alhimikov.net/laureat/laureat.html.