Урок "Углерод"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Методическая разработка на тему "Углерод" предназначена для проведения урока в 9 классе. Она включает план урока, презентацию, сопровождающую рассказ учителя, а также дополнительный материал к уроку и тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglerod.zip | 2.98 МБ |
urok_uglerod.doc | 55 КБ |
Подписи к слайдам:
Из меня состоит все живое:Я - графит, антрацит и алмаз.Я на улице, в школе и в полеЯ в деревьях и в каждом из вас.
Carboneum-рождающий уголь
Положение в периодической системе и строение атома.
1. Характеристика по ПСХЭ.а) неметаллб) IV группа, главная подгруппав) II период ,2рядг) степени окисления -4,0,+2,+4д) оксиды- СО( не образует кислот)- угарный газ СО2 ( кислотообразующий) – углекислый газе) кислота H2CO3- угольнаяё) СН4 - метан
Аллотропия углерода
-алмаз-графит- карбин-фуллерены- графен
алмаз
графит
АлмазПрозрачный кристаллическийТугоплавкийОчень твердыйНе проводит электрический токВысокая светоотражаемость
ГрафитТемно-серый кристалическийТугоплавкийМягкийПроводит электрический токМеталлический блеск
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТВЕРДОСТЬ МИНЕРАЛОВ по шкале Мооса
Применение алмазов.
Применение графита.
электроды
нагреватели
электроды
В каких изделиях использован графит, а в каких алмаз?
Авторы открытия карбина.В.В.Коршак, А.М.Сладков, Ю.П.Кудрявцев, В.И.Касаточкин
Официальное признание сделанного открытия затянулось: заявка на способ получения карбина была зарегистрирована как открытие с приоритетом от 4 ноября 1960 г. лишь 7 декабря 1971 г.
Карбин.
Фуллерены
1985 год - Ричард Смэлли, Роберт Керл и Гарольд Крото открыли фуллерены. Впервые сумели измерить объект размером 1 нм.1996 год Нобелевская премия.
ФУЛЛЕРЕНЫ (С50-С60).
создания органических солнечных батарей химических лазеров "молекулярных компьютеров»материалов с высокотемпературной сверхпроводимостью.
ДВАДЦАТИЭТАЖНЫЙ ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ КУПОЛ из стали и пластмасс на всемирной выставке в Монреале (1967).
Количества материала весом всего несколько граммов достаточно для того, чтобы покрыть футбольное поле
Аморфный углерод(мелкокристаллический графит)
Сажа
Кокс
Древесный уголь
Активированный уголь
Обработка паром
Что вы знаете об активированном угле?
АДСОРБЦИЯ – способность твердого вещества поглощать газы и растворенные вещества.
Зелинский Николай Дмитриевич
Химические свойства.
С0
С+4
С-4
восстановитель
окислитель
C+2H2→CH4 ( метан)
Как изменяется степень окисления углерода в этих реакциях? Какие свойства проявляет углерод?
3C+4Al→Al4C3 (карбид алюминия)
Al4C3 + 12H2O → 4Al(OH)3 + 3CH4↑CaC2 – карбид кальцияCaC2 + 2H2O → Ca(OH)2 + C2H2↑
Карбиды
(ацетилен)
C+O2→CO2
Как изменяется степень окисления углерода в этих реакциях?Как называются продукты этих реакций?
2C+O2→2CO
ЗАДАЧА.
Известно, что легковой автомобиль загрязняет воздух выбросами, на каждые 10 км пути с его выхлопами в атмосферу попадает 7 моль угарного газа. Определите массу и объем соответствующие этому количеству.
Уголь.
Нефть.
Спасибо!!!
Из меня состоит все живое:Я - графит, антрацит и алмаз.Я на улице, в школе и в полеЯ в деревьях и в каждом из вас.
Предварительный просмотр:
Урок на тему: Углерод. (9 класс).
Тип урока: урок-объяснение нового материалла.
Задачи урока:
Образовательные
- Закрепить теоретические навыки, полученные в 8 классе. Повторить аллотропию. Дать понятие об аморфном углероде, фуллеренах, явлении адсорбции. Разобрать химические свойства углерода.
- Уметь применять теоретические знания. Контролировать и корректировать умения извлекать информацию при наблюдении за химическим опытом
- Продолжать формирование умений и навыков по составлению уравнений реакций.
Развивающие
- Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в ходе объяснения, логически излагать свои мысли.
Воспитывающие
- Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе этих представлений.
Методы: беседа по проблемным вопросам, демонстрационный опыт, самостоятельная работа, частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование: компьютер, проектор, раствор перманганата калия, химические стаканы, фильтры, воронки, активированный уголь, шаростержневые модели кристаллических решеток алмаза и графита, презентация «Углерод».
План урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Организационный момент. Постановка дифференцированного домашнего задания. ( 2 мин) | Приветствие. Объяснение выполнения домашнего задания. | Готовятся к уроку. Записывают домашнее задание. |
2.Подготовка к тестовому опросу. (1 мин). | Объяснение оформления тестового задания. | Слушают. |
3.Тестовый опрос. (3 мин). | Наблюдение за процессом выполнения работы. | Отвечают на тест. |
4. Самооценка и взаимопроверка теста. ( 3 мин). | Объяснение принципа самооценки и взаимопроверки | Проверяют тест, ставят оценки. |
5.Анализ результатов теста.(1 мин) | Анализирует результаты выполнения теста и готовность класса к дальнейшей работе. | Отвечают на вопросы. |
6.Объяснение нового материала, с проведением демонстрационного эксперимента. ( 15 мин) | Объясняет новый материал. Проводит эксперимент. Спрашивает, создавая ситуации мыслительной активности. | Слушают, записывают, отвечают на вопросы. |
7.Демонстрация видеофильма. (3 мин) | Просмотр. | Просмотр. |
8.Анализ видеосюжета. ( 2мин) | Задает вопросы, уточняет детали в случае неправильного ответа. | Отвечают, задают вопросы, если что непонятно. |
9. Решение задачи.( 4 мин) | Контролирует процесс решения задачи, помогает в случае затруднения. | Один учащийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях. |
10.Тестовый контроль. Самооценка.(3 мин) | Учитель нацеливает на правильную самооценку. | Оценивают себя и работу товарищей. |
11. Обобщение. Рассказ о угле и нефти. Круговорот углерода в природе.(5 мин) | Анализирует выполнение теста и делает обобщение по материалу урока. | Слушают, отвечают на вопросы. |
12.Резервные задания | Сделать письменно теоретические задания. | Выполняют задания. |
Дополнительный материал к уроку.
Алмаз.
Само слово алмаз на санскрите означало «тот, который не разбивается».
В 1476 году во время сражения солдаты Людовика XI ворвались в пустую палатку бургундского герцога Карла Смелого и увидели множество бриллиантов (ограненных алмазов). Невежественные вояки решили проверить их подлинность, и начали крушить их молотком. Видя как бриллианты превращаются в порошок, солдаты приняли их за фальшивки.
Впервые искусственные алмазы были получены в 1953г. в Швеции. Синтезируют алмазы из графита при температуре 1200-2000oС и давлении 1000-5000 МПа без доступа воздуха. Ежегодно в мире синтезируют около 40тонн мелкокристаллических алмазов.
Химическая атака.
22 апреля 1915 в 17 часов со стороны немецких позиций севернее бельгийского города Ипра на фронте 6-8 км между пунктами Бакштуте и Лангенмарк появился серо-зеленый туман, накрывший через несколько минут опорные пункты французских войск. Всего в течении 5 минут немцы выпустили из баллонов примерно 180 тонн хлора. Эффект был потрясающим. В результате газовой атаки было поражено 15 тысяч человек, из которых 5 тысяч погибли в течение следующих 1-2 суток. Именно это химическое нападение принято считать началом химической войны ХХ века.
Фуллерены.
Фуллерены – аллотропная модификация углерода – были открыты в 1985г. учеными Ричардом Смоли и Робертом Керлом (США) и Гарольдом Крото (Великобритания).
За это открытие в 1996г. они были награждены Нобелевской премией. Первооткрыватели назвали новую модификацию фуллереном в честь американского архитектора Ричарда Фуллера, который разработал конструкцию куполообразной крыши из пяти- и шестиугольников, наподобие футбольного мяча («геодезический купол»). Следы фуллеренов были выделены из очень редкого минерала шунгита, встречающегося в Сибири.
Тест №1. Выберите правильный ответ.
1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома углерода соответствует:
1)…2S22P2; 2)… 2S22P1; 3)… 2S22P4.
2. Аллотропия – это:
1) условный заряд атомов химического элемента;
2) способность атомов химического элемента образовывать несколько простых веществ;
3) определенный вид атомов.
3. Причины аллотропии:
1) строение кристаллических решеток и число атомов в молекулах;
2) число атомов в молекулах и цвет веществ;
3) строение кристаллических решеток и агрегатное состояние.
4. Аллотропными модификациями углерода являются:
1) кристаллическая и пластическая;
2) алмаз и графит;
3) красная и белая.
5. В каком агрегатном состоянии углерод встречается в природе:
1) в твердом;
2) в газообразном;
3) в жидком.
Таблица ответов.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ ответа | |||||
самооценка | |||||
оценка |
Тест № 2. Выберите правильный ответ.
1. Углерод в химических реакциях может быть:
1) только окислителем;
2) только восстановителем;
3) окислителем и восстановителем.
2. Степень окисления углерода в угарном газе равна:
1) -2 2) +4 3) +2
3. Адсорбция – это:
1) способность поглощать вещества;
2) распадаться на ионы;
3) несмачиваемость.
4. Соединение Al4C3 называется:
а) карбонат алюминия;
б) нитрид алюминия;
в) карбид алюминия.
5. Сухой лед – это твердый
1) СО2; 2) СО; 3) СН4
Таблица ответов.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ ответа | |||||
оценка |