Кристаллические решётки
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Разработка урока в 8 классе с сообщениями учащихся и презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kristallicheskie_reshyotki_8_kl.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Кристаллические решётки»

Задачи. Обучающие. Изучить новое понятие «кристаллические решётки», их типы, их взаимосвязь с видами химической связи и влиянием на физические свойства веществ; дать понятие о законе постоянства состава веществ.

              Развивающие. Продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

             Воспитательные. Совершенствовать умение работать в парах, расширять кругозор.

Форма работы.  Частично-поисковая работа в парах

Методы и приёмы. Демонстрационный опыт, самостоятельная работа.

Оборудование. Модели кристаллических решёток, таблица, схема, вещества и реактивы, лупы, чаша с кристаллами, репродукции картин, книги.

ХОД УРОКА

Эпиграф.   «В мире этом – я знаю –

                      нет счёта сокровищам,

                     Но весьма поучительно

                     для очей заглянуть

                     повнимательнее в нутро

                     вещам, прямо в нутро вещей».

                                                                   Л. Мартынов

I. Организационный момент

- Каково настроение на начало урока?

- Хочу, чтобы вы поприветствовали меня по - химически, т.е.: я называю каждому из вас химический элемент, а вы выходите к доске и записываете его символ. (Калий, барий, фосфор, сера, натрий, хлор, кислород, углерод, водород)

II. Актуализация знаний учащихся

- Скажите, пожалуйста, чаще всего химические элементы существуют в каком виде?

- А если есть соединение, значит между атомами элементов в этом соединении существует какая-то связь. Существует?

- Какие виды химической связи вам известны? ( На доску – листы с записями)

- Давайте проверим, на сколько хорошо вы их помните

   ( Тест «Виды химической связи»)

Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей. 

-  Выберите правильный ответ:

1.        В молекуле Н2 тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

2.        В молекуле НС1 тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

3.        В молекуле NaCl тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

4.        В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

5.        В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

6. В образовании ионной связи принимают участие :

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

7. В металлах возникает связь: а) ионная, б) ковалентная неполярная, в) металлическая

Итог выполнения работы - взаимопроверка по парам

III. Новый материал

( Чтение эпиграфа на доске)

-Да множество вещей окружает нас, и все они имеют разное внутреннее строение.

- Очень часто, сами того не замечая, мы встречаемся и с веществами-кристаллами. Кристаллы окружают нас повсюду. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, создаём приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в науке и технике, едим кристаллы, находим кристаллы в живых организмах, выходим на просторы космических дорог с помощью кристаллов…

- Так что же такое кристаллы?

- Ответ на этот вопрос и есть тема нашего сегодняшнего урока. Задачи его: понять, что такое кристаллическое и аморфное состояние твёрдых веществ, познакомиться с типами кристаллических решёток.

- Какие агрегатные состояния веществ вам известны?

Схема 1

В Е Щ Е С Т В А

Газы

(азот, кислород, сероводород)

Жидкости  (вода,  спирт, ацетон)

Твёрдые  тела

аморфные

(жевательная  резинка, пластмассы, пластилин, воск, шоколад, стекло, канифоль, битум)

кристаллические

(металл, уголь, NaCl)

- Посмотрите на вещества на ваших столах и распределите их на две группы.

- Какие вещества вы отнесли в 1-ю группу? (пластилин, мука,  пластмасса)

- Это аморфные вещества. У них нет постоянной температуры плавления, наблюдается текучесть, нет кристаллической решётки.

- Какие вещества отнесли ко 2-й группе? (соль, сахар, графит)

- Это кристаллические вещества. Для них характерны чёткие температуры плавления, симметрия, чёткие правильные формы.

- Применение находят и аморфные, и кристаллические вещества. Мир веществ велик и разнообразен. Они обладают самыми разными свойствами. Различают физические и химические свойства веществ. Какие свойства мы отнесём к физическим?

- Давайте используя эти свойства дадим характеристику веществам: О2, Н2О, NaCl, С графит. Результаты занесём в таблицу.

Таблица 1

Физические

свойства

Вещества

О2

Н2 О

NaCl

С

Агрегатное

состояние

газ

жидкость

твёрдое

твёрдое

плотность

1,429(г/л)

1,000

2,165

2,265

цвет

бесцветный

Бесцвет.

белый

чёрный

Tпл , С

-218,8

0

+801

-

Tкип, С

-182,97

+100

+1465

+3700

Растворимость

в воде

Малораств.

-

Раств.

Нераств.

электропроводность

Неэлектр.

слабая

проводник

Провод.

Тип химической

связи

Ков. непол.

Ков. пол.

ионная

Атом.

- По физическим свойствам веществ можно определить их строение

Схема 2 на доске

Строение атома        химическая связь        кристаллическая решётка       свойства вещества

- Что же такое кристаллическая решётка? Как вы это понимаете?

- А теперь прочтите определение в учебнике на с. 79.

- Различают 4 типа кристаллических решёток

Схема 3 на доске

 

КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ  РЕШЁТКИ

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

ИОННЫЕ

АТОМНЫЕ

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ

В  узлах  или O ионы, или атомы, а в промежутках – электроны (металлы)

В  узлах  чередуются О и О; это  соединения  с  ионной  связью (оксиды, соли)

 

В  узлах – атомы, ковалентно  связанные  друг  с  другом (простые  вещества – неметаллы)

 

В  узлах – молекулы; такие  решётки  образуют  соединения  неполярного (О2, Cl2) и  полярного (Н2О, НCl)  типов

 

 

Высокие tпл   и  твёрдость, металлический  блеск, электропроводность

 

Высокие  твёрдость  и  тугоплавкость, малая  летучесть

 

Высокие  tпл прочность  и  твёрдость, нерастворимость  в  жидкостях

 

Малая  твёрдость, низкие tпл,,нерастворимость  в  воде,  не  проводят  ток, летучи

- Какие кристаллические решётки у О2, Н2О, NaCl, С?

Демонстрация кристаллических решёток:NaCl, Сграфит, Mg, СО2

Физминутка

Изобразить какую-либо кристаллическую решётку.

- Обратите внимание на типы кристаллических решёток простых веществ в зависимости от их положения в периодической системе (с. 79 учебника)

- Вещества с молекулярным строением подчиняются закону постоянства состава вещества; вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения. Закон был открыт Ж.Л. Прустом.

- Прочтите его формулировку на с. 81.

- Например, возьмём вещество СО2 . Что это за вещество?

- Простое или сложное?

- Почему? Из каких химических элементов состоит?

- Какую кристаллическую решётку имеет? (молек.)

- Чему равна его молярная масса?

- Молярный объём?

- Число молекул?

- Это справедливо и для других подобных молекул, а вот для веществ с ионным строением выполняется не всегда.

IV. Закрепление

Работа в парах.

- Кремний имеет атомную кристаллическую решётку. Каковы его физические свойства?

- Какой тип кристаллической решётки у Na2 SO4 ? (ионная)

- Оксид углерода (IV) имеет низкую температуру плавления, а кварц SiO3  - очень высокую (1725). Какие кристаллические решётки они должны иметь? (молек. и атом.)

- Давайте вернёмся к нашей схеме и рассмотрим вещество магний.

- Вещество при комнатной температуре находится в жидком агрегатном состоянии, легко летуче, растворимо в воде. Какой тип кристаллической решётки характерен для этого вещества? (молек.)

- Вещество при комнатной температуре находится в твёрдом состоянии, нелетучее, тугоплавкое, хорошо растворимо в воде. (ион.)

V. Обобщение, итог

- Мы заглянули в нутро вещей, не правда ли?

1. В заключение хочется упомянуть драгоценные камни: алмаз, сапфир, изумруд, александрит, аметист, жемчуг, опал и др. Драгоценным камням издавна приписывали целебные свойства. Считали, что кристалл аметиста предохраняет от пьянства и навевает счастливые сны. Изумруд спасает от бурь. Алмаз бережет от болезней. Топаз приносит счастье в ноябре, а гранат - в январе. (Жамбутаев Д.)

(Чтение отрывка из книги)

- Все вы знакомы с Хозяйкой медной горы из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка». «Под землей у нее палаты каменные, а стены — из дорогих самоцветов. Деревья в горе каменные, каменные листья и сучки постукивают. На кустах зеленые колокольца малахитовые, и в каждом - сурьмяная звездочка».

(Краткие сообщения учащихся и показ репродукций)

2. Драгоценные камни служили мерой богатств князей и императоров. Иноземные послы, побывавшие в XVII в. в России, писали, что ими овладел «тихий ужас» при виде роскошных нарядов царской семьи, сплошь унизанных драгоценными камнями.

   На голове царицы Ирины Годуновой была корона, «как стена с зубцами», разделенная на 12 башенок, искусно выделанных из рубинов, топазов, алмазов и «скатных жемчугов», кругом корона была унизана огромными аметистами и сапфирами.   (Альтергодт.О.)  

ПОКАЗ РЕПРОДУКЦИИ

3. Известно, что шляпа князя Потемкина Таврического так была усеяна бриллиантами и из-за этого столь тяжела, что владелец не мог носить ее на голове; адъютант нес шляпу в руках за князем.  

 На одном из платьев императрицы Елизаветы было нашито столько драгоценных камней, что она, не выдержав их тяжести, упала на балу в обморок. Впрочем, еще раньше с супругой царя Александра Михайловича случилось более досадное происшествие: ей пришлось прервать обряд венчания, чтобы снять с себя усыпанный самоцветами наряд. (Сердюков В.)

4.Самые большие в мире алмазы известны каждый под своим названием: «Орлов», «Шах», «Конкур», «Регент» и др.

Кристаллы необходимы - в часах, эхолотах, микрофонах; алмаз - «работник» (в подшипниках, стеклорезах  и др.). (Кошелев С.)

ПОКАЗ РЕПРУДУКЦИИ

- «Камень сейчас в руках человека - не забава и роскошь, а прекрасный материал, которому мы сумели вернуть его место, материал, среди которого прекраснее и веселее жить. Он не будет "драгоценным камнем " — его время прошло: это будет самоцвет, дающий красоту жизни. ...В нем человек будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы, к которым может прикоснуться только горящим огнем вдохновения художник», — писал  академик А.Е.Ферсман.

IV. Домашнее задание   «Выращивание кристаллов»

- Кристаллы можно вырастить даже в бытовых условиях. Попробуйте выполнить творческое домашнее задание по выращиванию кристаллов. Инструкция по выполнению этого задания у вас на партах.

- Параграф 22.

- Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что урок для всех был интересен. Благодарю вас за работу.

Оборудование и реактивы. Чистые стаканы, картон, карандаш, нитки; вода, соль (NaCl, или CuS04, или KN03.)

Ход работы

Первый способ. Приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. Для этого в горячую воду насыпьте порциями соль и перемешивайте до растворения. Как только соль перестанет растворяться, раствор насыщен. Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и грузом (пуговичка, например). Через 2-3 дня груз должен обрасти кристалликами.

Второй способ. Банку с насыщенным раствором закройте картоном и подождите, пока при медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке, несколько самых привлекательных укрепите на нитке, привяжите к карандашу и опустите в насыщенный раствор, освобожденный от других кристаллов. Кристаллы могут расти 2-3 недели

Литература.

Энциклопедия «Эрудит»

Энциклопедия «Я познаю мир»

Сайт www.alhimik.ru

Сайт www.1september.ru

Поисковик yandex.ru

Книга «Всё о камнях и минералах»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме "Кристаллические решётки веществ"

Тестирование для проверки знаний учащихся и подготовке по теме "Кристаллические решётки веществ"...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема: "Кристаллические решётки".

Вид урока: урок изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный с элементами самостоятельной работыФорма урока:  урок проблемно-поисковый.Цели урока: изучить типы кристаллических ре...

План-конспект урока химии по теме : "Кристаллические решётки" 8 класс

Разработанный урок по теме "Кристаллические решётки" предназначен для учащихся 8х классов общеобразовательных учреждений. Обучеющей целью является формирование понятия о кристаллическом и ам...

Интерактивный плакат «Кристаллические решётки»

Интерактивный тренажер "Кристаллические решётки" создан с помощью сервиса для создания форм Яндекс.Формы (28.03.2022):Ссылка на тренажер, созданный с помощью Яндекс.Формы: https://form...

Самостоятельная работа по теме «Химическая связь. Кристаллические решётки». 8 класс.

Самостоятельная работа для 8 класса. «Химическая связь. Кристаллические решётки»....

Атом, химическая связь, кристаллические решётки (самостоятельная работа, 11 класс)

Самостоятельная работа по химии для обучающихся 11 класса (базовый уровень) по темам: атом, химическая связь, кристаллические решётки....