Гидролиз солей
методическая разработка (химия, 11 класс) по теме
Разработка урока «Гидролиз солей» предназначена для учащихся 11 классов, занимающихся по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» (2008 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidroliz_soley.docx | 449.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Гидролиз солей»
(11 класс, О.С.Габриелян, базовый уровень)
Тема: Гидролиз солей.
Опыт!
Скажи, чем гордишься ты?
Что ты такое?
Ты - плод ошибок и слез,
Силам потраченным счет.
Всюду: «Что нового?» - слышишь.
Да вдумайся в старое прежде!
В нем для себя найдешь ты нового много!
А. Майков
Цель: способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз солей».
Задачи:
- научить учащихся определять характер среды растворов со лей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
- научить учеников пользоваться опорными знаниями, со ставлять конспект урока;
- углубить их знание свойств солей, понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека;
- вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;
- закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочным материалом, дополни тельной литературой.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Оборудование: учебник О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Ба зовый уровень» (2008 год), таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенол- фталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), карбоната натрия, хлорида натрия; образцы сульфата алюминия, нитрата меди (II), хлорида алюминия, карбоната калия, силиката натрия, нитрата калия, сульфата натрия..
Ход урока:
I. Актуализация опорных знаний.
Работа с терминами. Решение кроссворда.
1. Результат взаимодействия воды с молекулами растворенного вещества.
2. Электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
3. Процесс распада электролитов на ионы.
4. Автор теории электролитической диссоциации.
5. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и гидроксид-анионы.
6. Вещества, которые в растворах распадаются на ионы.
7. Отрицательно заряженный ион.
8. Роль воды при взаимодействии алюминия с водой.
9. Степень диссоциации каких электролитов стремится к единице?
10. Гомогенная система, состоящая из молекул воды и частиц растворенного вещества.
11. Растворимые основания.
12. Электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка.
Проверяется правильность решения кроссворда. Самооценка и оценка учащихся: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки и более – «3».Правильно решив кроссворд, мы с вами определили тему сегодняшнего урока – «Гидролиз солей».
II. Изучение новой темы.
Постановка проблемы.
Демонстрационный опыт. Даны 3 пробирки с растворами AlCl3, K2CO3, NaCl. Водные растворы этих солей имеют разные значения pH и показывают различную реакцию среды – кислую, щелочную, нейтральную. Чем можно объяснить различные среды водных растворов солей? Ведь они не содержат в своем составе ионы H+ и OH-, которые определяют среду раствора.
Учащиеся выдвигают различные гипотезы. Учитель подводит их к формулировке, которая наиболее полно отражает это влияние, предлагает сделать проект по теме «Гидролиз солей».
Проблема: Чем можно объяснить различные среды растворов солей ?
Гипотеза: в водных растворах соли подвергаются гидролизу. Окраска раствора зависит от силы исходной кислоты и исходного основания.
Объект исследования: процесс гидролиза солей.
Гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой.
Предмет исследования: факторы, влияющие на окраску раствора солей.
Учитель напоминает учащимся об организации деятельности над проектом:
- формирование групп, выбор координатора группы;
- распределение обязанностей между членами команды;
- работа над проектом по данному заданию (исследование);
- представление результатов работы;
- подведение итогов.
Операционно-исполнительский этап.
Учитель: сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая выполнит собственное исследование согласно инструкциям, которые находятся на столах.
Инструкция группе 1.
Цель: установить причину кислой реакции среды раствора FeCl3.
Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете?
Проанализируйте состав соли.
Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?
Напишите полное и сокращенное ионное уравнение гидролиза.
Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.
Планируемый результат: соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Раствор такой соли имеет кислую среду, так как имеет избыток ионов Н+ - pH<7. Среду определяет тот, кто сильнее. В реакцию гидролиза вступает тот, кто слабее.
Уравнение гидролиза: FeCl3 + НОН ↔ НС1 + FeOHCl2
Fe3+ + З С1- + НОН ↔ Н+ + С1- + FeOH2+ + 2С1
Fe3+ + НОН ↔ FeOH2+ + Н+ , рН<7, [Н+] > [ОН-].
Инструкция группе 2.
Цель: установить причину кислой реакции среды раствора Na2SO3.
Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проанализируйте состав соли.
Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?
Напишите полное и сокращенное ионное уравнение гидролиза.
Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.
Планируемый результат: соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Раствор такой соли имеет щелочную среду, так как имеет избыток ионов ОН- - рН >7. Среду определяет тот, кто сильнее. В реакцию гидролиза вступает тот, кто слабее.
Уравнение гидролиза: Na2CO3 + НОН ↔ NaOH + NaHCO3
2Na+ + СO32- + НОН↔ Na+ + ОН- + Na+ + HCO3-
СO32- + НОН ↔ ОН- + НСO3 - , рН>7 [Н+]<[ОН-]
Инструкция группе 3.
Цель: установить причину нейтральной среды раствора NaCl.
Ход работы: поместите в пробирку раствор данной вам соли, добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проанализируйте состав соли.
Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?
Напишите полное и сокращенное ионное уравнение гидролиза.
Среди солей на демонстрационном столе выберите соли, соответствующие вашим условиям.
Планируемый результат: соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Раствор такой соли имеет нейтральную среду, так как Н+ = ОН- - рН=7 . Такие соли гидролизу не подвергаются.
Уравнение гидролиза: NaCl + НОН ↔ NaOH + НС1
Na+ + С1- + НОН ↔ Na+ + ОН- + Н+ + С1-
НОН ↔ ОН- + Н+ , рН = 7, [Н+]=[ОН-]
Инструкция группе 4.
Обратитесь за помощью к тексту учебника на странице 150.
Проанализируйте состав соли.
Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Определите: а) каким основанием и какой кислотой образована данная соль?; б) сильным или слабым электролитом являются эти основания и кислоты?
Выпишите уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия.
Сделайте вывод.
Планируемый результат: соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа: Fe2(CO3)3 + ЗНОН → 2Fe (ОН)3↓+ ЗСO2↑
Рефлексивно-оценочный этап.
Участники проекта оформляют результаты своей работы на отдельных листах и взвешивают на доске. Основные выводы оформляются в виде таблицы.
Таблица 1.
Гидролиз солей.
Соль | Гидролиз | Среда | |
Катион | Анион | ||
Сильное основание | Слабая кислота | По аниону «-» | Щелочная (рН>7) |
Слабое основание | Сильная кислота | По катиону «+» | Кислая (рН<7) |
Слабое основание | Слабая кислота | По аниону «-» и по катиону «+» | Нейтральная, кислая или щелочная |
Сильное основание | Сильная кислота | - | Нейтральная (рН=7) |
Учитель. Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?
Значение гидролиза в природе и в практической деятельности (выступления учащихся).
Химический диктант.
- В чистой воде рН=7.
- Раствор соляной кислоты – слабый электролит.
- Карбонат натрия образована сильным основанием и слабой кислотой.
- Хлорид алюминия образована слабым основанием и сильной кислотой.
- Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.
- Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.
- Водный раствор солиAl2(SO4)3 имеет рН<7.
- Соль KNO3подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
- Раствор соли Na2SiO3при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
- Раствор соли K2SO3при действии фенолфталеина остается бесцветным.
Учащиеся обмениваются заполненными бланками, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: «5» - 9-10 правильных ответов, «4» - 7-8 правильных ответов, «3» - 5-6 правильных ответов.
На доске открывается шаблон с правильными ответами.
- да, - нет.
Выставление оценок.
Домашнее задание: § 18, упражнение 7 (а – I вариант, б – II вариант), упражнение 8.
Подобрать примеры случаев гидролиза из курса органической химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Гидролиз солей"
Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...
Презентация: " Гидролиз солей"
В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей с использованием виртуальной лаборатории....
Презентация: " Гидролиз солей"
В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей с использованием виртуальной лаборатории....
Гидролиз солей. 11 класс.
Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...
Гидролиз солей
Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент. Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...
Тест "Гидролиз солей. Среда водных растворов:кислая, нейтральная, щелочная" ЕГЭ РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ. 11 класс
Тест для учащихся 11 класса для подготовке к ЕГЭ. РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ....
ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»
Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...