« В гостях у кислот.»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_kislot_.8_klass..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МИХНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Открытый урок по химии -учитель  -Филимоновой С.А.

8 класс.   « В гостях у кислот.»

Тип урока: Обобщение. Объяснение нового материала.

Вид урока: Урок – путешествие.

Цель урока: Повторить определение кислот, состав, классификацию, общие свойства, привести в систему полученные знания о кислотах.

Основные задачи    

урока:                     -  Проверить качество усвоения учащимися таких понятий как: кислота, классификация, номенклатура. Развить умение учащихся логически мыслить, находить решения нестандартных заданий. Продолжить формирование наблюдать, анализировать, делать выводы, переходить к общего к частному и наоборот, на новых примерах обогатить знания о кислотах.

Реактивы и оборудование: р-р серной кислоты, универсальный индикатор лакмус, цинк, оксид меди (II), гидроксид натрия, мел, р-р карбоната натрия, р-р сульфата меди (II) , спиртовка, стаканчик под мусор, спички,  пробирки, штатив для пробирок, демонстрационные карточки.

Ход урока.

  1. Введение  в урок. Разъяснение целей и задач урока.

Определение кислот. Чем интересны кислоты. Нужны ли они в природе , человеку в быту и производстве. Постановка проблемы, переход к основной части урока.

  1. основная часть. Объяснение нового материала.
  2. Закрепление.
  3. Итоги урока.
  4. Домашнее задание.

Основная часть урока.

1. Кислоты вокруг нас (рассказ учителя с элементами беседы).

Вопросы для беседы:

а) встречались ли вы где-нибудь с кислотами, кроме уроков химии?

б) дождевая вода (ежегодно 100 млн.тонн азотной кислоты);

в) кислоты в нашей пище (фрукты, овощи и т.п.);

г) кислоты в природе (муравьи, крапива, т.п.);

д) функция кислот в природе ( разрушение горных пород и создание почв, лишайники выделяют кислоты и т.п.);

ж) роль соляной кислоты в организме человека;

з) общее значение кислот.

2. В гостях у кислот.

Чтобы попасть в дом, необходимо помнить «лица» хозяев, их имена и фамилии. Нам окажут помощь «волшебные карточки». ( карточки с названием кислот, кислотных остатков с зарядами).

а) что общего у всех кислот? – наличие атомов водорода.

б) чем отличаются данные кислоты? Демонстрация кислот:       H2CO3 – H2SiO3

                                                                                                             H2SO4 – H3PO4

                                                                                                              H2S – H2SO4

                                                                                                              HCI – HNO3

Один и тот же элемент может образовывать несколько кислот.

в) Определить состав и заряд кислотных остатков следующих кислот:

Проецируем на экран

HPO3 – метафосфорная            - PO3

HCIO4 – хлорная                        - CIO4

HMnO4 – марганцовая              - MnO4

H3SbO4 – сурьмяная                  - SbO4 

H2MnO4 – марганцовистая        - MnO4

HCIO3 – хлорноватая                 - CIO3

H3AsO3 – мышьяковая               - AsO3

H3BO3 – борная                             - BO3

г) Мы попали в комнату, где много гостей. Необходимо найти хозяев и выделить их. (выписать формулы кислот).

H2SO4, MgCI2, Ca (OH)2, CuSO4, H2O, HCI, Fe2O3, NaOH, HF, AI (NO3)3, H2CO3, MgO, H2S, Fe (OH)3, ZnCI2, H3AsO4, H2MnO4, NaCI.

д) Кислоты – большие затейники и решили поиграть с вами в игру « Третий лишний» (логическая цепочка)

1. BaO, HNO3, HCI      3. Na2CO3, H2SO3, H2S

2. H2SO4, HI, H2O       4. HF, KCI, H3PO4

ж) Интересно какие вещества с какими дружат? (Химических свойств кислот столько , сколько пальцев на руке).

Эксперимент,

5 пробирок с одинаковым объемом кислот (главная хозяйка р-р серной кислоты)

Игра в невидимки:

а) 2 пробирки с прозрачными р-ми. Как узнать , есть ли здесь кислота?

б) отношение к металлам (ряд напряжений металлов)

в) реакция с основными оксидами

г) реакция с основаниями

д) реакция с солями

Вывод: кислоты – химически активные вещества.

з)  Чтобы вы не скучали кислоты придумали игру УГАДАЙ . Необходимо назвать номера практически возможных реакций / задание на доске записывается заранее/

AI + HCI->                                     Ag + H3PO4 ->

Cu + H2SO4 ->                              AI2O3 + H2SO4 ->

Fe2O3 + HCI ->                             P2O5 + HNO3 ->

CuO + H2SO4 ->                           Na + HNO3 ->

и) А теперь игра « Мои друзья». Могут ли одновременно находиться в растворе?

NaOH   и KOH

NaOH и  HNO3

Сa (OH)2  и  HCI

Ba(OH)2 и Li OH

k) Один рассеянный человек писал уравнения реакций и потерял свои записи, остались в памяти только продукты реакции : помогите восстановить записи

(проецируется на экран)

  1. ? +? -> K2SO4 + ?
  2. ? + ? -> AI2 (SO4)3 + ?
  3. Zn + ? ->  ? + H2
  4. MgO + ? -> MgCI2 + ?

3. Время летит незаметно и, надо прощаться с хозяевами. Однако, вы не сможете уйти, пока не попрощаетесь с ними, т.е не ответите на их влпросы…

I.С какой тройкой веществ взаимодействует соляная кислота:

  1. Сa,  H2, BaO
  2. Zn, H2O, BaSO4
  3. AI2O3, H2SO4, Cu
  4. MgO, Na2CO3, Fe

II. С какой тройкой металлов взаимодействует серная кислота:

  1. Na, Ba, Ag
  2. Zn, AI, Mg
  3. K, Ca, Au
  4. Pb, Cr, Cu

III. Какие пары веществ могут взаимодействовать друг с другом:

  1. HCI  - Fe2O3
  2. H2SO4 – SiO2
  3. K2O – H3PO4
  4. Mg – AI2O3

IV. А теперь вопрос из страны “Сообразили”. Все ли вещества в правой части можно получить , если использовать вещества из левой части?

Zn                                                      NaCI

                                                             H2

NaOH                    HCI                     ZnCI2           

                                                            H2O

CaO                                                    CaCI2

                                                           HgCI2

Hg

Закончился визит к кислотам. Вы узнали много нового и интересного, но при дальнейшем изучении химии вы узнаете о них еще больше . А сегодня мы прощаемся с ними , а дома вспомните, что вы узнали о них на сегодняшнем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....

Задачи на тему: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Получение и применение кислот"

Данные задачи подходят для обобщени по темам написанным выше....