ЛЕКЦИЯ №28 ЧАСТЬ С2 ЕГЭ для 11 класса
материал (химия, 11 класс) по теме
Лекция №28 по теме "Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Задание С2. Изменения в КИМ 2012 года"
для учащихся 11 классов. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция №28
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Задание С2. Изменения в КИМ 2012 года.
План:
- Общая характеристика заданий и основные рекомендации к их выполнению.
- Ценность частей С1,С2,С3,С4,С5.
- Задание С2. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Изменения в КИМ 2012 года.
- Минимум знаний при выполнении Части С.
- Примеры тестовых заданий и рекомендации к их выполнению.
Часть С теста ЕГЭ по химии
-ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Эта часть теста ЕГЭ по химии на профильном уровне про веряет умения и навыки выпускников средних школ на сле дующем содержании.
С1- Реакции окислительно-восстановительные.
С2-Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
С3-Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов органических соединений.
С4- Расчеты массы (объема, количества вещества) про дуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси или дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества).
С5- Нахождение молекулярной формулы вещества.
-Ценность частей С1,С2,С3,С4,С5.
Каждый тест содержит 5 заданий части С. Верное выполне ние заданий С1— 3 балла, С2 -4 балла, С3-5 баллов, С4- 4 балла, С5- 3 балла. Максималь но количество баллов, которые может набрать экзаменующий ся при условии успешного выполнения части С, составляет 19 баллов из максимально возможных 65 за всю работу.
Задания части С бывают четырех типов.
- Задание С2. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ
ЧАСТЬ С ИЗМЕНЕНИЯ В КИМ 2012 года - С2 !!!
Задание С2, проверяющее знание генетической взаимосвязи неорганических веществ различных классов, предложено в двух форматах. В одних вариантах КИМ оно будет предложено в прежнем формате, а в других в новом, когда условие задания представляет собой описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемый должен будет отразить посредством уравнений соответствующих реакций.
Например: КИМ 2012 года
С2.1. (прежний формат) – 4 балла. Даны вещества: оксид азота (IV), медь, раствор гидроксида калия и концентрированная серная кислота. Напишите уравнения четырех возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, неискажающие смысла) | Баллы |
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА: Написаны четыре уравнения возможных реакций между указанными веществами:
2)2NO2 + 4 Cu=t N2+4CuO 3) 2KOH+ H2SO4 (конц) = K2SO4 + 2 H2O 4) Cu + 2H2SO4 (конц) = Cu SO4 + SO2↑ + 2 H2O | |
Правильно записаны 4 уравнения возможных реакций | 4 |
Правильно записаны 3 уравнения реакций | 3 |
Правильно записаны 2 уравнения реакций | 2 |
Правильно записано 1 уравнение реакции | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ | 4 |
С2.2.(В новом формате) – 4 балла. Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.
Решение:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, неискажающие смысла) | Баллы |
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА: Написаны четыре уравнения описанных реакций: 1)2Fe+6 H2SO4 →t Fe2(SO4)3 + 3 SO2+ 6 H2O 2) Fe2(SO4)3 + 6NaOH=2Fe(OH)3 + 3 Na2SO4 3) 2Fe(OH) 3 →t Fe2O3 + 3 H2O 4) Fe2O3 + Fe = 3 FeO | |
Правильно записаны 4 уравнения возможных реакций | 4 |
Правильно записаны 3 уравнения реакций | 3 |
Правильно записаны 2 уравнения реакций | 2 |
Правильно записано 1 уравнение реакции | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ | 4 |
-Обязательный минимум знаний.
В задании С в наборе из четырех веществ, как правило, встречаются типичные окислители и восстановители. В этом случае как минимум одна, как максимум — все четыре реак ции представляют собой ОВР.
Типичные окислители и восстановители в порядке ослаб ления окислительных и восстановительных свойств пере числены в таблице 1
Таблица 1
Группа окислителей | Группа восстановителей |
Галогены в высших положитель ных степенях окисления | Металлы — простые вещества (нулевая степень окисления) |
Галогены в промежуточных положительных степенях окис ления | Неметаллы в низшей отрица тельной степени окисления |
Халькогены и другие неметаллы в положительных степенях окисления («Халькогены» это элементы VI группы, главной подгруппы. Означает – «рождающие воду») | Металлы в промежуточной поло жительной степени окисления |
Неметаллы — простые вещества (нулевая степень окисления) | Неметаллы в промежуточной отрицательной степени окисления |
Неметаллы в промежуточных отрицательных степенях окис ления | «Благородные» металлы |
Металлы в высших положитель ных степенях окисления | Неметаллы — простые вещества |
Металлы в промежуточных поло жительных степенях окисления | Неметаллы в промежуточной по ложительной степени окисления |
Для написания реакций между окислителем и восстано вителем необходимо:
1. предположить, до какого возможного значения повы сится степень окисления атома-восстановителя и в каком продукте реакции он будет ее проявлять;
2. предположить, до какого возможного значения пони зится степень окисления атома-окислителя и в каком про дукте реакции он будет ее проявлять.
Например, даны четыре вещества: оксид азота (IV), иодоводород, раствор гидроксида калия, кислород.
Первая реакция, не являющаяся ОВР, «лежит на поверх ности» — взаимодействие щелочи (раствор КОН) с иодоводородом, проявляющим кислотные свойства: КОН + Н1 = К1 + Н20.
Среди перечисленных веществ два ярко выраженных окислителя — кислород и оксид азота (IV), один сильный восстановитель — иодоводород.
Предполагаем возможные ОВР.
Кислород — иодоводород. Понижение степени окисления кислорода вероятнее всего до значения -2. Судя по набору элементов, продуктом восстановления будет вода. Иод в сте пени окисления —1 будет повышать степень окисления, веро ятнее всего, до О. Продукт окисления — иод: 4HI + 02 = 2I2 + 2Н20.
Оксид азота (IV)— иодоводород. Иод в степени окисле ния -1 будет повышать степень окисления, вероятнее всего, до О. Понижение степени окисления азота теоретически воз можно до значений от +3 до -3. Наименее вероятны -2 и -1. Сложность задания С2 как раз и заключается в том, чтобы выбрать верный продукт восстановления. Практически ок сид азота (IV) восстанавливается газообразным иодоводоро-дом до оксида азота (II), т. е. верным является уравнение: N02 + 2HI = NO + I2 + Н20.
Последнее уравнение также относится к ОВР и отражает особые свойства оксида азота (IV). Поскольку атом азота в N02 находится в промежуточной степени окисления +4, ок сид способен к реакции диспропорционирования в растворе щелочи:
2N02 + 2NaOH = NaN02 + NaN03 + Н20.
Реакция диспропорционирования – процесс самоокисления-самовосстановления.
- Примеры тестовых заданий и рекомендации к их выполнению
ЗАДАНИЕ 1. Даны четыре вещества: оксид серы (VI), вода, концентриро ванная серная кислота и иодид натрия. Напишите четыре уравне ния реакций между этими веществами.
Как минимум, одно из уравнений под силу написать лю бому выпускнику:
so3 + h2o = h2so4.
Второе уравнение отражает реакцию получения дисерной кислоты из серной (аналогия с дихромовой и хромовой кис лотами):
so3 + h2so4 = h2s2o7.
Два других уравнения основаны на окислительно-восста новительных свойствах приведенных веществ. Концентри рованная серная кислота и оксид серы (VI) проявляют силь ные окислительные свойства, они способны реагировать с сильным восстановителем иодидом натрия:
8NaI + 9H2S04 = H2S + 4I2 + 8NaHS04 + 4H20;
2NaI + 2SOs = I2 + S02 + Na2S04.
ЗАДАНИЕ 2. Даны водные растворы: гексагидроксоалюмината натрия, хлорида алюминия, сероводорода и гидроксида калия. Напишите четыре уравнения реакций между этими веществами.
Как минимум, два уравнения под силу написать любому выпускнику:
2КОН + H2S = K2S + 2Н20
(или КОН + H2S = KHS + Н20);
ЗКОН + А1С13 = Al(OH)3↓ + 3KC1.
Два других уравнения отражают свойства комплексной
соли гексагидроксоалюмината натрия, которая разлагается
в кислой среде и при добавлении солей алюминия.
Na3[Al(OH)6] + 3H2S = Al(OH)3↓ + 3NaHS + 3H20;
Na3[Al(OH)6] + A1C13 = 2Al(0H)3 ↓+ 3NaCl.
ЗАДАНИЕ 3. Даны четыре вещества: углерод, концентрированная азот ная кислота, оксид железа (II) и медь. Напишите четыре уравнения реакций между этими веществами.
Одно из уравнений написать достаточно просто — взаи модействие азотной кислоты с медью. Си + 4HN03(KOHЦ) = Cu(N03)2 + 2N02↑ + 2H20.
Углерод — достаточно сильный восстановитель, он спосо бен восстанавливать железо из оксида железа (II) и азотную кислоту:
C + FeO = Fe + CO↑
С + 4HN03(KOHЦ) = C02↑ + 4N02↑ + 2H20.
Взаимодействие оксида железа (II) с азотной кислотой представляет собой не обменную, а окислительно-восстано вительную реакцию:
FeO + 4HN03 = Fe(NO3)3 + N02 ↑+ 2Н20.
ЗАДАНИЕ 4. Даны четыре вещества: хром, концентрированный раствор гидроксида натрия, соляная кислота, сера. Напишите четыре урав нения реакций между этими веществами.
Одно из уравнений, как говорится, «лежит на поверхно сти»:
NaOH + НС1 = NaCl + Н20.
Хром — это металл, расположенный в ряду стандартных электродных потенциалов до водорода, поэтому способен взаимодействовать с соляной кислотой с выделением водоро да. В качестве второго продукта реакции образуется хлорид хрома (II), а не хлорид хрома (III) (аналогично взаимодейст вию железа с соляной кислотой).
Сг + 2НС1 = СгС12 + Н2.
При нагревании хром (металл) реагирует с серой (неме талл):
Сг + S = CrS (или Cr2S3).
Несмотря на то, что хром образует амфотерные оксид и гидроксид, сам металл (в отличие от, например, алюминия, цинка, бериллия) со щелочами не реагирует.
Четвертым записывается уравнение реакции диспропорционирования между серой и щелочью:
4S + 6NaOH(KOHЦ) = Na2S203 + 2Na2S + 3H20.
ЗАДАНИЕ 5. Даны четыре вещества: оксид кремния (IV), хлор, фтороводо-родная кислота, концентрированный раствор гидроксида натрия. Напишите четыре уравнения реакций между этими веществами.
Одно «спасительное» уравнение напишет, пожалуй, каж дый выпускник:
NaOH + HF = NaF + Н20.
Концентрированный раствор щелочи реагирует и с окси дом кремния (IV), проявляющим кислотные свойства: 2NaOH + Si02 = Na2Si03 + H20.
Возможно написание уравнения данной реакции с обра зованием метасиликата натрия:
4NaOH + Si02 = Na4Si04 + 2H20.
Следует иметь в виду, что одно любое из приведенных уравнений даст экзаменуемому только 1 балл. Совершенно аналогично 1 балл принесет любое из уравнений реакций между хлором и щелочью при нагревании или комнатной температуре:
6NaOH(гop) + ЗС12 = 5NaCl + NaClO3 + 3H20,
или 2NaOH(xoлl) + С12 = NaCl + NaCIO + Н20.
Четвертым должно быть уравнение реакции между пла виковой кислотой и оксидом кремния (IV):
Si02 + 6HF = H2[SiF6] + 2H20.
Следует иметь в виду, что фторид кремния (IV) образует ся только при взаимодействии оксида кремния (IV) с газооб разным фтороводородом при нагревании. В растворе же про дуктом реакции является гексафторсиликат (IV) водорода.
HF- плавиковая кислота или фтороводород.
Обратить внимание на понятия: Реакция диспропорционирования, комплексная соль, халькогены, окислитель, восстановитель.
Источники:
Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии: Пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
Габриелян О.С. Химия/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Материалы сайта ФИПИ: Демоверсия 2012 года Задание С2.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Даны четыре вещества: дихромат натрия, концентри рованная серная кислота, фторид калия, гидроксид лития. Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.
2. Даны водные растворы сульфида калия, сероводорода, хлорида алюминия и хлора. Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.
3. Даны четыре вещества: оксид азота (IV), раствор гидроксида натрия, белый фосфор, водород. Напишите уравне ния четырех возможных реакций между этими веществами.
4. Даны четыре вещества: разбавленная азотная кислота, раствор гидроксида натрия, алюминий, вода. Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веще ствами.
5. Даны водные растворы: сероводорода, брома, гидро ксида натрия, хлорной кислоты. Напишите уравнения четы рех возможных реакций между этими веществами.
Решите задания к лекции.
(есть еще отдельно задания ЧАСТЬ С2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"
Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/29/picture-37863.jpg)
лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол.19в.
лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19в....
Лекция по теме: "История развития ЭВМ. Классы ЭВМ"
Данный материал может быть использован для организации лекции у учащихся по профессии "Операторы ЭВМ"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136935-1351967361.jpg)
Учебные лекции по географии России (8-9 классы)
Учебные лекции по географии России (8-9 кл.) подробно раскрывают темы курса. Они необходимы учителю в работе, особенно начинающему педагогу....
Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».
Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности»....
Население – калейдоскоп народов. Лекции и практические работы для 10 классов
В лекциях рассказывается об основных особенностях и закономерностях изменения численности, размещения, воспроизводства и урбанизации населения. Практические работы составлены на базе учебника Максаков...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1050640-1534874824.jpg)
Песенки для 1 класса. Часть 1,2; 2 класса. Часть 1.
Учебно-методическое пособие по сольфеджио для домашних занятий. https://nsportal.ru/user/1050640/video...