Химический кафетерий
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Рудик Виктория Станиславовна

Предлагаемая разработка позволяет в занимательной форме повторить тему "Кислоты" с учащимися 8 класса (УМК Н.С.Новошинской). Материал может быть использован как на внеклассном мероприятии, так и на уроке обобщающего повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskiy_kafeteriy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Химический кафетерий «Кислоты»

 (участвуют 5 команд)

Представление меню

        Учитель. Сегодня мы с вами повторим уже знакомый вам мир кислот в немного  необычной обстановке. Мы посетим химический кафетерий, где подаются блюда для усвоения знаний о кислотах. Итак, я хочу представить вам меню нашего кафетерия.

Меню

  1. Закуска.
  2. Первое блюдо. Понятийный тест.
  3. Химическое печенье.
  4. Пицца.
  5. Салат.
  6. Напитки.
  7. Десерт «Фантазия».
  8. Торт «Подарок».
  9. Фирменное блюдо.

  1. Закуска

        Учитель. Сейчас мы с вами повторим правила техники безопасности при обращении с кислотами, для того чтобы свободно и правильно вести себя в кафетерии.

        Учащимся демонстрируются опыты, которые ярко доказывают необходимость выполнения правил техники безопасности при работе с кислотами (можно использовать DVD “Электронные уроки»).

        Опыт №1. Действие концентрированной серной кислоты на ткань, древесину, сахар.

        Опыт №2. Действие концентрированной азотной кислоты на бумагу, кожу, шерсть.

        Учитель. Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Это яблочная кислота, лимонная кислота и аскорбиновая кислота.

2. Первое блюдо. Понятийный тест.

        Учитель. А сейчас вам на пробу предлагается первое блюдо – предложение с продолжением.

Учащиеся должны закончить предложения.

  1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из …
  2. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на …
  3. По количеству атомов водорода (по основности) кислоты делятся на …
  4. Основность ортофосфорной кислоты равна …
  5. Заряд аниона кислотного остатка серной кислоты равен …
  6. Кислота, которая соответствует оксиду кремния (IV) называется …
  7. В кислой среде метилоранж окрашивается …
  8. Основность соляной кислоты равна …
  9. При взаимодействии оксида серы (IV) с водой образуется…
  10.  Лакмус в кислой среде окрашивается …

  1. Химическое печенье.

Учащимся предлагается записать в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей.

Таблица 1

Формула кислоты

Na

Ca

Al

HNO3

H2S

H3BO3

Таблица 2

Формула кислоты

K

Mg

Fe (III)

HCl

H2SO4

H3PO4

Таблица 3

Формула кислоты

Li

Zn

Al

HBr

H2SO3

H3AsO4

Таблица 4

Формула кислоты

Cs

Cu (II)

Cr (III)

HI

H2CO3

H3BO3

Таблица 5

Формула кислоты

Na

Ba

Fe (III)

HF

H2SiO3

H3PO4

  1. Пицца.

Пользуясь электрохимическим рядом напряжений металлов» и опорной схемой «Химические свойства кислот», учащиеся должны написать уравнения возможных реакций предложенной кислоты.

Опорная схема «Химические свойства кислот» (на доске)

Кислота + металл (до водорода) = соль + водород

Кислота + основной (амфотерный) оксид = соль + вода

Кислота + основание = соль + вода

Кислота + соль слабой кислоты = соль + слабая кислота

Пицца №1

H2SO4: Ba(NO3)2, Fe2O3, Cu, H2SO3, Mg(OH)2, P2O5

Пицца №2

HCl: Zn, HNO3, FeO, AgNO3, SiO2, Ag

Пицца №3

HNO3: HCl, CuO, Fe(OH)3, Na2CO3, CO2, H2S

Пицца №4

H2SO4: Hg, CaCO3, S, NaOH, BaO, H3PO4

Пицца №5

HCl: K2O, Mg, P2O3, H2SO4, Al(OH)3, Pt

  1. Салат.

Учащимся предлагается химический диктант. Учитель называет кислоты, а учащиеся записывают их формулы.

  1. Соляная кислота.
  2. Метакремниевая кислота.
  3. Серная кислота.
  4. Плавиковая кислота.
  5. Азотная кислота.
  6. Угольная кислота.
  7. Сернистая кислота.
  8. Ортофосфорная кислота.
  9. Сероводородная кислота.
  10. Азотистая кислота.

  1. Напитки.

Для каждой команды готовится специальный напиток. Учащиеся должны отгадать, из каких веществ он приготовлен.

  1. «Молоко»

Рецепт: HCl+AgNO3

  1. «Крем-сода»

Рецепт: CaCO3+ HCl

  1. «Тахун»

Рецепт: CuO+ HCl

  1. «Нарзан»

Рецепт: Zn+ HCl

  1. «Клубничный сироп»

Рецепт: HCl+метилоранж

  1. Десерт «Фантазия».

Учащимся предлагается расшифровать неизвестные вещества, выполнить схему превращений, расставить коэффициенты и указать тип химических реакций.

Х----Х2О3----Х2(SO4)3

(X=Al)

  1. Торт «Подарок».

Учащимся предлагается решить задачу.

При взаимодействии цинка с соляной кислотой, выделилось 4,48 л газа. Вычислите массу цинка взятого для реакции.

  1. Фирменное блюдо.

Учащиеся должны ответить на вопросы, продемонстрировав свою эрудицию.

  1. Какая кислота широко используется в быту?
  2. Какая кислота разъедает стекло?
  3. Какие кислоты входят в состав «царской водки»?
  4. Какую кислоту добавляют в напитки для придания кислого вкуса?
  5. Какая кислота содержится в крапиве и муравьях?
  6. Какую кислоту используют для нейтрализации ожогов щелочью?
  7. Какие кислоты содержатся в кислотных дождях?
  8. Какая кислота содержится в желудочном соке?
  9. Какое вещество содержится в минеральной воде и вулканических газах?
  10.  Какая кислота образует бурый газ?

Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...