Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках с учетом физиологических особенностей школьников в рамках ФГОС»
статья по изобразительному искусству (изо)
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Согласно данным полученным специалистами практически здоровыми считают не более 10% современных школьников. Наиболее часто встречающиеся патологии: нарушения осанки и искривление позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_emtszdorovesberegayushchie_tehnologii_i_uchebnaya_deyatelnost_na_urokah_.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,
ул. Мира, 16
Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08
Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru
Доклад на тему:
«Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках с учетом физиологических особенностей школьников в рамках ФГОС»
Подготовила: Ершова Л.Н. учитель ИЗО, технологии
2023-2024 учебный год
«Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках с учетом физиологических особенностей школьников в рамках ФГОС»
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Согласно данным полученным специалистами практически здоровыми считают не более 10% современных школьников. Наиболее часто встречающиеся патологии: нарушения осанки и искривление позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Причинами нарушения здоровья учащихся являются:
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии;
- интенсивность образовательного процесса;
- технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся, приводящие к стрессовым ситуациям;
- невозможность учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Главная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, то есть чуткое и внимательное отношение к здоровью.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
- главный принцип «не навреди»;
- забота о здоровье учащихся то есть положительное влияние как на здоровье в целом, так и на эмоциональную сферу детей;
- непрерывность и преемственность;
- включение вопросов здоровья в содержание программ;
- единство физического, психического и духовного здоровья;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту обучающихся;
- приоритет позитивного влияния над негативным;
- ответственность учащихся за свое здоровье;
- контроль за результатами.
Решить проблему организации физической активности и профилактики гиподинамии мы можем на уроках физической культуры. Современные школьники часами просиживают над тетрадями и учебниками, нагрузки колоссальные плюс увлечение компьютерными играми, Интернетом. В результате на занятия физкультурой и спортом времени не остается. Это приводит к задержке роста и развития, снижается иммунитет.
Пути решения проблемы
- Не менее 3 уроков физической культуры в неделю
- Содержание уроков направлено на привитие детям интереса к физическим упражнениям, к движению.
- Обязательные паузы в течении учебного дня (физпаузы, физкультминутки).
- Занятия адаптивной физкультурой.
- Возможность заниматься во внеурочное время.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Большинство детей не знают норм работы за компьютером. Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с возрастанием объема учебной нагрузки, недостатком двигательной активности.
Укреплению здоровья учащихся в нашей школе уделяется большое внимание. На протяжении многих лет осуществляется строгий контроль за выполнением рекомендаций СанПиНа: требования к освещенности кабинета, требования к мебели, проветривание помещения, место и длительность применения ТСО.
На уроках информатики созданы условия для сохранения здоровья детей:
· динамическая организация урока: физкультминутка, глазная гимнастика, поза учащегося во время урока;
· психологический подход при проведении урока: учет индивидуальных особенностей, темперамента учащихся, дифференцированный подход в обучении;
· психологический климат урока: проявление доверительного подхода к ученикам, наличие на уроке эмоциональной разрядки, создание ситуации успеха;
· педагогические знания и умения: чередование различных видов деятельности, определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Здоровьесбережение не носит характер акций, разовых мероприятий, это постоянная системная работа.
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Что же нового привнесли ФГОС в решение проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся?
· новые смыслы образования: «от успешности школы (результаты ГИА, ЕГЭ) к успехам ребенка, развивающегося как личность»;
· построение образования на основе системно-деятельностного обучения, наполненного личностным смыслом;
· обозначены направления деятельности учителя, ОУ по формированию здорового и безопасного образа жизни.
Само понятие – деятельностный подход – позволяет по-новому взглянуть на динамическую организацию урока. Это прекрасно укладывается в понятие игровая технология на уроке. Для этого были разработаны двигательные, игровые задания, которые превосходно совмещаются с понятием «физминутка на уроке».
В своей практике использую нестандартные уроки: уроки - конкурсы, уроки-экскурсии, уроки- игры, уроки - соревнования, проектный метод.
Для того, чтобы сами школьники участвовали в процессе сохранения своего здоровья, вели и пропагандировали здоровый образ жизни, учащиеся 5 - 11 классов ежегодно выполняют:
· творческие работы, буклеты, презентации по теме «Здоровье», средствами графического редактора создают плакаты о здоровом образе жизни, рефераты на тему «Как сохранить здоровье»;
· создают проекты на темы: «Быть здоровым это модно», «Влияние компьютера на здоровье школьников»,
· участвуют в конкурсах «Позитив через объектив».
Совместно с учащимися были проведены мониторинги и исследовательские работы: «Интернет-зависимость. Безопасная деятельность в Интернете», «Совместимость понятий: компьютер и здоровье». Творческая группа ребят решила продолжить выполнение новых проектов: «Школа-территория здоровья» и «Наше здоровье - в наших руках!».
Проделанная работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии в условиях реализации ФГОС ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Используя игровую технологию, регулярно проводя физкультурные минутки, сохраняя и укрепляя здоровье детей, следую основному принципу ФГОС – деятельностному подходу в образовании.
В заключение хотелось бы привести слова Жана-Жака Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным - сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Список использованных источников
- Воротилкина. И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе. [Текст]//И. М. Воротилкина. - Начальная школа. – 2005. - №4. – С.72-76.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007,-303 с.
- Погребняк, Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№3.-С.26-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационных технологий в учебной деятельности на уроке английского языка»
Данный материал - это пояснительная записка, аннотация к мому уроку в 9 классе с использоавнием ИКТ, который стал призером конкурса инновационных продуктов...
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя»
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распростран...
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках с учетом физиологических особенностей школьников в рамках ФГОС»
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Согласно данным полученным специалистами п...
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя»
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение с...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Доклад с презентацией "Повышение мотивации к учебной деятельности на уроках немецкого языка"
Доклад с презентацией для учителей иностранного языка "Повышение мотивации к учебной деятельности на уроках немецкого языка"...
Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ...