Урок по теме "Портрет - зеркало души"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

План-конспект урока с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx56.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : « Портрет-зеркало души»

Тема:  « Портрет-зеркало души»
Тип:  формирование новых знаний
Цели и задачи: Образовательная. Научить детей анализировать, передавать в рисунке строение головы человека и при построении правильно располагать на лице глаза, нос, брови, губы; учить видеть разнообразие человеческих лиц

 Воспитательная. Эстетически воспитывать учащихся, развивать их художественный вкус.

Развивающая. Способствовать дальнейшему развитию графических навыков. Развивать творческое воображение.

Оборудование: таблица «Конструктивная форма частей лица», иллюстрации работ художников, раздаточный материал.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя:  доска, мел, бумага, графические материалы, четыре панели для портретной рамки (50/150)
Для учащихся: рисунки лица (крупным планом), образец рисунка учителя, альбомы, простые карандаши, ластики, краски, баночки.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Формулировка темы, постановка цели урока.
3. Актуализация знаний обучающихся (вопрос- ответ).
4. Изложение нового материала с помощью различных видов деятельности

5. Физминутка.
6. Распределение изображения на листе бумаги, выполнение чертежа для поэтапного рисования.

7. Практическое выполнение работы поэтапно вместе с учителем.

6. Подведение итогов, рефлексия, оценка, выставка работ учащихся.


Ход  урока.
1. Организация  начала  урока. Проверка готовности рабочих мест.
 
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что все вы готовы к уроку, у вас есть альбомы, карандаши, ну и головы на плечах. Головы, кстати, сегодня нам понадобятся. И не в переносном смысле, а в прямом. 
II. Постановка цели урока: 
Учитель: Итак, мальчишки и девчонки, сегодня мы с вами поговорим о …. Впрочем, тему нашего урока вы попробуйте назвать мне сами, после следующих подсказок.

подсказка – литературная: загадки. На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. Или Живет мой братец за горой

Не может встретиться со мной

Учитель: правильно, это глаза                                                                                         Между двух светил

Я в середке один

Учитель: совершенно верно, это нос                                                                  Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью этим зверям отдаю

Учитель: вы совершенно правы, это губы и зубы

Не сеют, не сажают

Сами вырастают

Учитель: совершенно верно, это волосы                                                                  Учитель: Итак, я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока. Пожалуйста.

Обучающимся предлагается ответить.

Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о портрете.

Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока.

Также, мы познакомимся с историей возникновения и разнообразием портретов – и ваша задача – после услышанного и увиденного – создать свой портрет по впечатлению и с моей помощью. Попробуем научиться рисовать портрет человека, используя метод поэтапного рисования. Для этого нужно быть терпеливыми и активными.

- Ребята, как вы думаете, что такое портрет?

Обучающимся предлагается ответить.

Портрет (франц. рortrait) - направление изобразительного искусства, посвященное изображению определенного человека или группы людей - внешне сходное изображение человека, его нрав, внутреннее мироощущение, жизненный настрой.


Слово портрет переводится с французского, как «изображение всех черт» (записать в тетрадь).

Повторим знакомые жанры изобразительного искусства с помощью стихов:

     Если видишь на картине

     Нарисована река,

     Или ель и белый иней,

     Или сад и облака,

     Или снежная равнина,

     Или поле и шалаш –

     Обязательно картина

     Называется…(хором) Пейзаж!

     

     Если видишь на картине

     Чашку кофе на столе,

     Или морс в большом графине,

     Или розу в хрустале,

     Или бронзовую вазу,

     Или грушу, или торт,

     Или все предметы сразу –

     Знай, что это…Натюрморт!

   

      Если видишь, что с картины

      Смотрит кто-нибудь на нас,

      Или принц в плаще старинном,

      Или в робе верхолаз,

      Летчик или балерина,

      Или Колька – твой сосед,

      Обязательно картина

      Называется… Портрет!

                                      История портрета                                                                    Искусство портрета очень древнее. Оно насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте человек пытался передавать облик богов и мифических героев.
hello_html_m764cd2fa.jpgГомер, поэт. hello_html_22976963.jpg Гиппократ, врач.                                                                         

       hello_html_m771e69b5.jpg                                                                              hello_html_m789f1b2a.jpgс помощью зтого жанра мо До наших времён дошли портреты императоров царей, вельмож, выдающихся философов,

знаменитых поэтов, писателей, художников и простых людей, живущих в разные времена и эпохи. Портреты бывают одиночными и групповыми. На одиночных портретах изображается один человек, а на групповых – группы людей. Художники рисуют сами себя, называя свои картины автопортретами.

3. Упражнение «Художник» (цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей).

Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5—2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

Замечания:

Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.

Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.

Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»

 Объяснение последовательности рисования.

1. Как рисовать портрет.(объяснение у доски учителем)

Рисовать можно начать с зарисовок отдельных частей лица. Попробуйте нарисовать отдельно нос, глаза, рот. 

2. Рисование головы.

Голова имеет овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную. Эта форма называется – яйцо. Она симметричная. Линия (вертикальная) делит овал пополам.

Лицо делится на 3 части:

1- лоб, брови;

2- глаза, нос;

3- Рот, подбородок.

Затем причёски.

Волосы бывают разные по цвету: русые, каштановые, рыжие, чёрные;

Кудрявые, прямые, длинные, короткие.

Люди по разному укладывают волосы: делают стрижки, заплетают в косы, завязывают в хвосты, завивают.

 Положение головы:

Когда лицо человека рисуется прямо, это называется анфас. Если лицо человека рисуется сбоку, это называется профиль.

6. Дидактические игры.

а. Собери портрет сказочных героев.(буратино, мальвина и т д.) б. Найди недостающие части лица(четыре рисунка на одном не прорисован нос, на другом рот и т д.)

в. Собери семейный портрет:(нарисовать папу, маму, бабушку и деда у них на головах нет причёсок , отдельно нарисовать волосы и потом собирать). Угадай сказочного героя по силуэту головы: .(буратино, чиполино и т д.)

7. Физкультминутка.

 8. Самостоятельная работа: передать в портрете сказочный образ любого времени года, дополнить портрет деталями и элементами, присущими тому или иному времени года. 10.Выставка готовых работ, выставление оценок, уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок ИЗО по теме "Портрет – зеркало души"

Урок изобразительного искусства по теме "Портрет – зеркало души"...

Портрет зеркало души урок по музыке 5 класс

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства...

Урок ситуационная задача "Глаза -Зеркало души"

Разработка урока, ситуационная задача "Глаза -зеркало души"...

Открытый урок по теме: В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»

анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы...