Урок по теме "Портрет - зеркало души"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока : « Портрет-зеркало души»
Тема: « Портрет-зеркало души»
Тип: формирование новых знаний
Цели и задачи: Образовательная. Научить детей анализировать, передавать в рисунке строение головы человека и при построении правильно располагать на лице глаза, нос, брови, губы; учить видеть разнообразие человеческих лиц
Воспитательная. Эстетически воспитывать учащихся, развивать их художественный вкус.
Развивающая. Способствовать дальнейшему развитию графических навыков. Развивать творческое воображение.
Оборудование: таблица «Конструктивная форма частей лица», иллюстрации работ художников, раздаточный материал.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: доска, мел, бумага, графические материалы, четыре панели для портретной рамки (50/150)
Для учащихся: рисунки лица (крупным планом), образец рисунка учителя, альбомы, простые карандаши, ластики, краски, баночки.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Формулировка темы, постановка цели урока.
3. Актуализация знаний обучающихся (вопрос- ответ).
4. Изложение нового материала с помощью различных видов деятельности
5. Физминутка.
6. Распределение изображения на листе бумаги, выполнение чертежа для поэтапного рисования.
7. Практическое выполнение работы поэтапно вместе с учителем.
6. Подведение итогов, рефлексия, оценка, выставка работ учащихся.
Ход урока.
1. Организация начала урока. Проверка готовности рабочих мест.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что все вы готовы к уроку, у вас есть альбомы, карандаши, ну и головы на плечах. Головы, кстати, сегодня нам понадобятся. И не в переносном смысле, а в прямом.
II. Постановка цели урока:
Учитель: Итак, мальчишки и девчонки, сегодня мы с вами поговорим о …. Впрочем, тему нашего урока вы попробуйте назвать мне сами, после следующих подсказок.
подсказка – литературная: загадки. На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. Или Живет мой братец за горой
Не может встретиться со мной
Учитель: правильно, это глаза Между двух светил
Я в середке один
Учитель: совершенно верно, это нос Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю
Учитель: вы совершенно правы, это губы и зубы
Не сеют, не сажают
Сами вырастают
Учитель: совершенно верно, это волосы Учитель: Итак, я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока. Пожалуйста.
Обучающимся предлагается ответить.
Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о портрете.
Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока.
Также, мы познакомимся с историей возникновения и разнообразием портретов – и ваша задача – после услышанного и увиденного – создать свой портрет по впечатлению и с моей помощью. Попробуем научиться рисовать портрет человека, используя метод поэтапного рисования. Для этого нужно быть терпеливыми и активными.
- Ребята, как вы думаете, что такое портрет?
Обучающимся предлагается ответить.
Портрет (франц. рortrait) - направление изобразительного искусства, посвященное изображению определенного человека или группы людей - внешне сходное изображение человека, его нрав, внутреннее мироощущение, жизненный настрой.
Слово портрет переводится с французского, как «изображение всех черт» (записать в тетрадь).
Повторим знакомые жанры изобразительного искусства с помощью стихов:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется…(хором) Пейзаж!
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это…Натюрморт!
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется… Портрет!
История портрета Искусство портрета очень древнее. Оно насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте человек пытался передавать облик богов и мифических героев.
Гомер, поэт. Гиппократ, врач.
с помощью зтого жанра мо До наших времён дошли портреты императоров царей, вельмож, выдающихся философов,
знаменитых поэтов, писателей, художников и простых людей, живущих в разные времена и эпохи. Портреты бывают одиночными и групповыми. На одиночных портретах изображается один человек, а на групповых – группы людей. Художники рисуют сами себя, называя свои картины автопортретами.
3. Упражнение «Художник» (цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей).
Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5—2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.
Замечания:
Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.
Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.
Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»
Объяснение последовательности рисования.
1. Как рисовать портрет.(объяснение у доски учителем)
Рисовать можно начать с зарисовок отдельных частей лица. Попробуйте нарисовать отдельно нос, глаза, рот.
2. Рисование головы.
Голова имеет овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную. Эта форма называется – яйцо. Она симметричная. Линия (вертикальная) делит овал пополам.
Лицо делится на 3 части:
1- лоб, брови;
2- глаза, нос;
3- Рот, подбородок.
Затем причёски.
Волосы бывают разные по цвету: русые, каштановые, рыжие, чёрные;
Кудрявые, прямые, длинные, короткие.
Люди по разному укладывают волосы: делают стрижки, заплетают в косы, завязывают в хвосты, завивают.
Положение головы:
Когда лицо человека рисуется прямо, это называется анфас. Если лицо человека рисуется сбоку, это называется профиль.
6. Дидактические игры.
а. Собери портрет сказочных героев.(буратино, мальвина и т д.) б. Найди недостающие части лица(четыре рисунка на одном не прорисован нос, на другом рот и т д.)
в. Собери семейный портрет:(нарисовать папу, маму, бабушку и деда у них на головах нет причёсок , отдельно нарисовать волосы и потом собирать). Угадай сказочного героя по силуэту головы: .(буратино, чиполино и т д.)
7. Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа: передать в портрете сказочный образ любого времени года, дополнить портрет деталями и элементами, присущими тому или иному времени года. 10.Выставка готовых работ, выставление оценок, уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"
В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Урок ИЗО по теме "Портрет – зеркало души"
Урок изобразительного искусства по теме "Портрет – зеркало души"...
Портрет зеркало души урок по музыке 5 класс
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства...
Урок ситуационная задача "Глаза -Зеркало души"
Разработка урока, ситуационная задача "Глаза -зеркало души"...
Открытый урок по теме: В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»
анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы...