Проблемы обучения изобразительному искусству в современной школе
статья по изобразительному искусству (изо)

Шадрина Людмила Николаевна

Блок «Искусство» должен стать ведущим в образовании, влиять на методы и приемы работы учителя, помогать раскрывать эстетические аспекты разных учебных предметов. Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

  Проблемы обучения изобразительному искусству в современной  школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. По нашему мнению, ИЗО в школе — это не только основная художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого ведут к серьезному ущербу миропониманию, как материальному, так и духовной культуре. Поэтому воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса изо как школьного предмета и продолжаться во все времена пребывания учащегося в школе. Творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно и поисковая работа интеллекта. Если эмоции вяло участвуют в познании, то ученик не относит к себе полученную информацию, остается к ней равнодушным. Между тем педагогическая наука и практика очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль. Блок «Искусство» должен стать ведущим в образовании, влиять на методы и приемы работы учителя, помогать раскрывать эстетические аспекты разных учебных предметов. Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве и имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства. Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач. Осознанное овладение художественным творчеством, как и теоретическим, так и практическим, развивает у детей творческих способностей, мировоззрение, смекалку и логику мышления как никакой другой. Методика преподавания ИЗО в школе всегда была объектом повышенного внимания учителей, ученых методистов всех стран и народов. Это обусловлено многими причинами. «Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки творческой личности. Изобразительное искусство должно помочь учащимся найти ответы на волнующие сегодня вопросы: Каким должен быть современный человек? Какими художественными эстетическими ценностями живет современное общество? Нередко подход к эстетическому воспитанию средствами искусств носит созерцательный, а не активно-деятельный характер. Современные школьные программы в большей степени ориентированы на искусство как основные средство эстетического воспитания, не учитывая воспитательные возможности традиционной культуры, орнаментального творчества народов РФ». Сегодня очень важно увеличения часов по ИЗО в школах. Как обучать ИЗО учащихся, чтобы добиться осознанного и глубокого усвоения художественного образования, и эстетического воспитания, предусмотренного программой общеобразовательных школ, лицеев, гимназий? Этой проблеме посвящено много серьезных исследований — кандидатских и докторских диссертаций, монография книг. Эта тема многогранно и неисчерпаема. В рамках одной статьи, даже достаточно емкой, форме невозможно осветить эту проблему всесторонне.

Частая смена учебников по ИЗО, особенно их необдуманная критика в 1990-х гг. привела к понижению авторитета школьного учебника — главного источника знаний учащихся. Естественно, разноуровневые программы должны быть подкреплены различными учебниками по ИЗО. В разных учебниках имеются свои педагогические достоинства, свои системы задач, специфические методы доказательств, методические находки. Ныне учитель волен выбирать тот учебник, который представляется ему наиболее целесообразным. Сейчас имеется много учебников по изо для общеобразовательной школы. Выскажем несколько пожеланий по поводу методического построения учебника ИЗО для общеобразовательных школ. Итак, одной из основных фигур школьного образования является учитель. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания ИЗО в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям. В связи с этим необходима значительная модернизация художественных программ, изучаемых будущим учителем в пединституте и на художественных училищах и в общеобразовательных школах. Современные педвузовские и школьные программы по ИЗО, включающие в себя углубленное изучение таких ее разделов, как содержание ИЗО которые входит четыре вида занятий (рисование с натуры, тематические рисование, декоративное рисование и беседы об искусстве), позволяют в полной мере сформулировать у будущего учителя то багаж знаний, конкретных приемов и методов, которые необходимы в его практической деятельности. Итак, к чему же сводятся наши суждения о проблеме обучения ИЗО? Ныне как никогда школе нужна взвешенная, хорошо продуманная современная система художественного образования. Мы не сомневаемся, что такие разные экспериментальные и типовые программы уже созданы в масштабе РФ и РД. Основываясь на опыте многих учителей — практиков и методистов, и мы считаем, что при создании этой системы целесообразно учесть еще один аспект. Анализ результатов использования информационных технологий при изучении ИЗО позволяет говорить о том, что учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу, повышается их интеллектуальный и творческий логический уровень; подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным; стимулируется активность учащихся; ярче проявляется индивидуализация учебного процесса; появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока; появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени. При этом вырабатываются такие основные общеучебные навыки, как умение воспринимать и воспроизводить полученные знания; планирование и постановка целей; повторение и подготовка к проверочным и контрольным работам; ведение записей; самопознание и формирование мотива достижения цели; самооценка собственной работы.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) преподавание изобразительного искусства в школе должно основываться на культурологическом подходе.

Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик-учитель-общество-государство», вводят новые понятия. Задача каждого педагога - все эти «теоретические» положения превратить в современные уроки русского языка, математики, истории, изобразительного искусства. Для многих учебных дисциплин стандарты стали «новшествами», но учителя изобразительного искусства в силу специфики своего предмета и ранее работали в соответствии с теми требованиями, которые появились в новых стандартах. Урок изобразительного искусства никогда не существовал без деятельностного и личностного подхода. Рисунок, аппликация, макет и прочие результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда результат проектной деятельности. Знакомство с историей изобразительного искусства всегда представляло собой исследовательскую деятельность, и неразрывно было связано с музейной педагогикой. Работа с одаренными детьми и инклюзивная педагогика, внеурочная деятельность – это всегда было уделом учителя изобразительного искусства.

Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный.

Исследователи отмечают наличие определенных психологических особенностей восприятия у так называемого поколения Next – детей, выросших в эпоху компьютеров и глобальной Интернет-сети. Среди них: интеллектуальное равнодушие; неверие в традиционные ценности; недостаток отзывчивости и воспитанности; искушенность в технике и др. Ситуация усугубляется широкой доступностью виртуального пространства, которое является «коммуникатором с широким выбором культурных объектов и способов их использования».

И. Э. Кашекова отмечает, что «…понимание языка выразительности разных видов искусства и внушающей функции искусства даст учащимся возможность критично подходить к негативным явлениям современного массового искусства и рекламной продукции, разовьет эстетический вкус, привьет иммунитет против китча» . Анализ реалий визуального пространства как обязательная часть образовательной программы учебного предмета «Изобразительное искусство» призван помочь учащимся сориентироваться во множестве штампов и моделей современной масс- и медиа-продукции, формируя тем самым их визуальную культуру.

В связи с этим, при реализации содержания предмета «Изобразительное искусство» педагогам необходимо учитывать данную проблему современного общества.

Изменения в преподавании предмета «Изобразительное искусство» коснулись не только содержания художественного образования, но и конструирования урока. Известно, что при реализации ФГОС ООО одной из главных задач школы становится формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В ФГОС ООО определены следующие виды УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей осваивать культуру, участвовать в создании культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы, концепция и технологии обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Наблюдение из личного педагогического опыта. Рассуждения на тему проблем в преподавании изобразительного искусства. Онализ наиболее применяемых образовательных программ. некоторые концепции и методики...

Статья "Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе".

Изобразительное искусство никогда не относилось к основным школьным дисциплинам. Однако история этого предмета уходит в глубину веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобр...

Обучение изобразительному искусству, проблемы с которыми мы сталкиваемся

В статье раскрывается роль и значение предмета «изобразительное искусство» в ста­новлении мыслящей и творческой личности. Исторический экскурс раскрывает периоды развития изобразительн...

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...

Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...