«Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности уроков изобразительного искусства в начальной школе".Часть 2
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Баженова Елена Александровна

Методические рекомендации для выполнения набросков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

II. Методика работы над выполнением набросков

2.1. Общие методические рекомендации при работе над набросками

Разработка наглядных пособий для уроков

Набросок — монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, чаще всего не зависящий от самого рисующего. При этом с целью ускорить работу используется минимальное количество графических средств.

Обобщенным следует считать такое реалистическое изображение предметного мира, когда сложная форма решается верной и выразительной передачей только ее основных, типических и характерных признаков без мелкой деталировки. Поэтому набросок часто определяется как «целое, увиденное без частностей».

При компоновке длительного учебного рисунка в начале работы всегда пользуются обобщенным изображением натуры, то есть, по сути дела, пользуются наброском. Удачно найденное в наброске размещение всей массы натуры может служить началом длительного учебного рисунка.

Зарисовка - более полное, чем набросок, но отнюдь не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок. Время работы над зарисовкой обычно определяет сам рисующий, что зависит от требований, которые он предъявляет к ее содержанию, а также от дальнейшего назначения зарисовки.

Зарисовка, исполняемая с натуры, является как бы продолжением наброска в сторону обогащения его деталями. Благодаря большей полноте передачи натуры зарисовка оказывается промежуточным видом между наброском и длительным рисунком. Другими словами, сделанный с неподвижной натуры набросок, продолженный в работе с той же натуры (если позволяет время и имеется в этом необходимость), может постепенно превратиться в зарисовку — в более богатое подробностями изображение, работа над которым, будучи в свою очередь продлена, переводит зарисовку в длительный рисунок, то есть продолжительное штудирование натуры.

Различие между наброском и зарисовкой заключается не столько во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется с начала до конца только с натуры; набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.

При обучении наброскам и зарисовкам в качестве натуры используются те же близкие по форме (или аналогичные по содержанию) объекты, что и при обучении длительному рисунку: 1) «мертвая» (неживая) натура, 2) растения, 3) животные, 4) человек.

Чтобы построить методику обучения краткосрочным рисункам, то есть определить последовательность и содержание учебных заданий, наметить пути их решения, надо разобраться в специфических особенностях исполнения разных набросков и в первую очередь установить, в чем заключается различие в способах исполнения краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок) и длительных рисунков.

Способы выполнения набросков

Начиная с начального этапа обучения, ученикам предлагается использовать различные способы выполнения набросков:

  1. Наброски, исполняемые от начала до конца непосредственно с натуры, отдельным наблюдением ее.
  2. Наброски, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры — по памяти).
  3. Наброски, исполняемые только по памяти, то есть через некоторый промежуток времени после наблюдения, на основе закрепившихся в сознании зрительных восприятий.
  4. Наброски по представлению («от себя»), связанные со способностью человека вызывать в сознании представления об отдельных ранее воспринятых предметах, живых объектах и явлениях окружающей действительности. 
  1. Наброски, исполняемые комплексным способом, то есть с применением всех вышеуказанных способов работы, включая и работу по представлению («от себя»).
  2. Наброски по воображению — первоначальное воплощение в обобщенном изображении какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета и т. п. (набросок-эскиз), которое выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

Использование данных способов выполнения набросков требует знание возрастных особенностей учащихся. Если способы (1-3) можно использовать, начиная с первого класса, то способы (3-6) можно использовать, начиная с третьего класса.

В первом классе ученики начинают выполнять наброски с простых по форме предметов: игрушек, овощей и фруктов, листьев деревьев, елочных игрушек.

Во втором классе ученикам предлагается выполнять наброски с натуры с чучел птиц, с фигуры человека, как в статичном положении, так и в движении, а также с цветов, веток деревьев. Наброски могут выполняться весь урок и часть урока. Например, при иллюстрировании сказки «Сивка-бурка», ученики вначале урока выполняют наброски с фигуры человека в движении, а затем приступают к выполнению иллюстрации.

В третьем классе ученики начинают выполнять наброски с натуры и по памяти с чучел животных, птиц, с фигуры человека, а также с деревьев, цветов, овощей.

Многие наброски ученики рисуют без предварительного рисунка, сразу кистью.

Также школьники начинают выполнять наброски по представлению. Наброски выполняются перед иллюстрированием сказок, басен, декоративным рисованием.

Сказка: «Петушок-золотой гребешок» А.С.Пушкина, басня Крылова «Волк и Журавль», рисование на тему: «В сказочном подводном мире», декоративное рисование орнамента из насекомых и др.

В четвертом классе задания по выполнению набросков усложняются, ученики рассуют с натуры, по памяти и представлению, а также по воображению.

Наброски выполняются с макета домика, с грузовых игрушечных машин, с овощей и фруктов, с чучел животных и птиц, с фигуры человека и группы людей.

Наброски способствуют рисованию иллюстраций сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», басни Крылова «Ворона и лиса», русской народной сказки «По щучьему велению» и др.

При выполнении набросков ученики сразу сталкиваются с рядом трудностей, во-первых, при переходах на более сложный по содержанию натурный материал, во-вторых, при освоении нового способа работы над наброском, в-третьих, при решении некоторых отдельных заданий.

Ввиду того, что в начале обучения наиболее трудным для учащихся оказывается овладение основным в работе над краткосрочными рисунками — методом наблюдения, анализа и обобщения, методические замечания следует начать с разъяснения этого вопроса. Очень важно, чтобы в самом начале обучения краткосрочным рисункам преподаватель в краткой, доступной форме и на конкретных примерах раскрыл и объяснил учащимся, что значит «обобщать» и «обобщенное реалистическое изображение», что является главным, существенно нужным для обобщенного реалистического изображения.

Содержание беседы заключается в следующем:

Главное — это то, что составляет самую суть предмета, основу его внешней видимой формы, иначе говоря — ее строение (конструкция). Сущность предмета скрыта под его внешней формой, и ее нельзя увидеть. Поэтому, чтобы правильно и правдиво изобразить воспринимаемую форму, прежде всего надо в ней разобраться, понять ее строение.

Вначале учащихся особенно затрудняет одновременность наблюдения и анализа, необходимых, чтобы исполнить набросок в заданный жесткий, короткий срок.

Чтобы облегчить учащимся освоение метода анализа и обобщения, рекомендуется предложить несколько вопросов, направляющих ход анализа, которые можно мысленно ставить себе в процессе исполнения зарисовок и набросков в указанном порядке:

1.Что это или кто это?

2.Какое строение формы или как это устроено? (Конструкция.)

3.На какие аналогичные знакомые предметы это похоже, и что у них имеется одинакового? (Типическое.)

4.Чем это отличается от аналогичных предметов? (Характерное.)

5.Что здесь случайное (и поэтому лишнее), что можно отбросить без ущерба общепонятности и убедительности изображения? (Отбор.)

Из ответов на эти вопросы и намечается какой-то общий вывод (итог), который требуется (как можно скорее, чтобы не забыть) отобразить на бумаге.

Выполнение набросков на разные темы

Наброски овощей и фруктов

Наброски овощей и фруктов необходимо выполнять уже с первого класса. Учащимся можно предложить сделать наброски сразу акварельными красками без предварительного рисунка, предложив разные по форме и цвету овощи или фрукты, например помидор и морковь. Но сначала учителю надо вместе с детьми охарактеризовать форму и цвет данных предметов, желательно показать приемы выполнения набросков кистью, показать наглядно, как надо работать. Один из предметов можно выполнить вместе с учащимися, а второй предложить выполнить самостоятельно. Главное чтобы ученики подобрали цвет изображаемых предметов, уловили форму овощей.

При показе на доске нужно сказать, что помидор имеет форму круга, а морковь - вытянутого треугольника.

Во втором классе учащимся можно усложнить задачу. Предложить выполнить наброски с натуры и передать объем изображаемых предметов. Учителю надо показать, как с помощью одного цвета, но разного по тону можно выполнить наброски овощей и фруктов. Учитель способом заливки покрывает форму выбранного предмета, затем более темным цветом (можно добавить в основной цвет предмета коричневый цвет) по форме предмета наносит тень. Необходимо сказать детям, что наброски выполняются быстро и не надо зацикливаться на аккуратности.

В третьем и четвертом классах необходимо сокращать количество времени на наброски. В данные возрастные периоды можно предлагать учащимся выполнить наброски фломастерами или шариковыми ручками с передачей объема малыми средствами выразительности. Для выполнения набросков можно использовать небольшие листы бумаги.

Наброски животных и птиц

Многообразный животный мир - это существенная часть окружающей нас природы, с которой тесно связана жизнь человека. Изображения тех или иных животных и птиц встречаются на продолжении всей программы по изобразительному искусству.

Дети любят животных, охотно их рисуют. Но педагоги знают насколько трудно учащимся передать характерную форму, окраску, движение животных. И главным источником накопления таких знаний и навыков являются наброски с натуры. Наряду с такой практической работой полезно ознакомить учеников с анатомическими особенностями животных и птиц. Внешний вид того или иного животного, пластика его тела, его двигательные функции зависят от строения скелета, мускулатуры, внешнего покрова, пропорций частей тела. Размеры скелета, его отдельных частей определяют величину тела, пропорциональные соотношения туловища, конечностей, головы. Поэтому важно при выполнении набросков вывешивать наглядные пособия с изображением скелета изображаемого животного. Также очень важно чтобы педагог сам прекрасно владел техниками выполнения набросков. Иногда очень важно показать на доске способы рисования животных в движении. Например, если учащиеся во втором классе делали наброски с чучела гуся, которые им должны пригодиться на следующем уроке при иллюстрировании сказки «Гуси-Лебеди», а им необходимо передать птиц в полете, у учащихся возникает проблемная ситуация, как же это сделать. Учителю надо сразу показать на доске последовательность выполнения набросков летящих птиц, взяв за основу набросок в статическом положении.

Пластическая красота животных наиболее полно и выразительно раскрывается в динамике, которая в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Так, например, процесс ходьбы или бега состоит из ряда последовательно чередующихся элементов (поочередное выдвижение ног, моменты опоры, свободный шаг и т. д.). В данном случае урок необходимо оснастить наглядными динамическими пособиями, которые представляют собой отдельные части тела, вырезанные из тонкого картона, скрепленные между собой зажимами, все части тела могут двигаться или сшить мягкую игрушку, вставив во внутрь каркас из проволоки. Такие пособия позволят наглядно продемонстрировать каждую фазу движения животных.

В начальной школе желательно выполнять наброски с животных и птиц, совершающих несложные, относительно медленные движения.

В наброске важно передать общие очертания тела животного, его главные пропорции и движение. Для этой цели подойдет профиль животного, хорошо читаются особенности его силуэта, легко угадываются основные детали, пластика, пропорции. Учителю можно объяснить геометральный метод рисования набросков, когда с помощью различных геометрических фигур строится основная форма тела животного, и выявляются пропорции фигуры животных и птиц. И только после этого передавать общие очертания тела животного. В начальной школе важно чтобы учащиеся научились передавать основные пропорции животных и птиц, пытались передавать фактуру перьев и шерсти животных.

Много интересного и своеобразного можно увидеть, рассматривая и рисуя насекомых. Желательно, чтобы у учителя имелся наглядный раздаточный материал. И только тогда перед учащимися откроется целый мир интересных форм, богатство цвета, обилие привлекательных подробностей.

Рисование животных и птиц содействует формированию наблюдательности, настойчивости в достижении поставленных целей, воспитывает трудолюбие, любовь к окружающей среде. Красота и своеобразие животного мира дают богатый материал для рисования иллюстраций, тематического рисования. В качестве наглядных пособий рекомендуется показывать замечательные наброски известных художников.

                                                            

Наброски пейзажа

Большое место в тематике зарисовок, выполняемых учениками на уроках рисования, занимают элементы пейзажа и пейзажи в разное время года.

Уже в первом классе учащимся предлагается сделать зарисовки листьев и веток деревьев разных пород.

Наброски простых  пейзажных сюжетов, цветов, растений, отдельных деревьев - все это входит в программу.

Работа над набросками пейзажа осуществляется в соответствии с общепринятыми методическими принципами в такой последовательности: решается композиция изображения, определяются и намечаются на бумаге большие отношения (земля – небо); прорисовываются важные части пейзажа  с учетом положения линии горизонта, явлений воздушной и линейной перспективы; уточняются отдельные элементы, детали, отчетливо характеризующие пространственные планы.

Очень важно процесс рисования отдельных элементов пейзажа. Для его оживления порой добавляют в рисунок облака, летящих птиц, отдельно стоящие деревья, кусты, фигурки людей или зверей.

С помощью этих деталей можно значительным образом изменить композицию, придать ей выразительность. Пасущееся на лугу стадо коров, скачущие по дороге кони, парящие в небе орлы могут стать необходимым акцентом в пейзаже.

Большой интерес при обучении технике наброска представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архитектурными сооружениями передают очарование русской старины. Эти наброски можно выполнить палочкой и тушью с учетом тональных отношений в четвертом классе.

Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицы города полны движения. Быстрые наброски фломастером фиксируют его.

В первом и во втором классах учащимся в основном предлагается делать наброски элементов пейзажа, такая работа проводится с познавательной целью. Такие наброски могут пригодиться для иллюстраций или для рисования картины на определенную тему.

Выполняя набросок листа какого-либо дерева или кустарника, следует показать и объяснит учащимся, что сначала надо наметить его обобщенную форму с соблюдением характерных видовых особенностей и пропорции частей. Листья могут напоминать своими очертаниями окружность, овал, треугольник, ромб и другие геометрические фигуры. Это необходимо учитывать при рисовании листьев, мысленно вписывая их в соответствующие геометрические формы, что поможет быстрее и обобщеннее выразить силуэт листа. Наметив легкими линиями форму листа надо наметить его размеры и очертания, затем определить ось с отходящими от нее прожилками. При этом следует обращать внимание на степень выраженности симметрии правой и левой частей листа.

Цветы тоже имеют разнообразную форму – шарообразную, конусообразную, округло-плоскую и др. Лепестки цветов бывают раздельными, сросшимися, расположенными многослойно. Все это надо учитывать при объяснении последовательности работы над рисованием цветов.

При изображении ветки какого-либо дерева или кустарника необходимо, прежде всего, правильно наметить ее общую конфигурацию, постепенно переходя к характеристике отдельных частей с учетом размеров и местоположения более мелких ответвлений с листьями или иголками хвои. Важно уловить присущие каждому конкретному растению закономерности строения веток и листьев. Иногда бывает полезно соединить легкими вспомогательными линиями выступающие крайние точки ветки, что помогает более цельно охарактеризовать ее форму, обобщенный силуэт. Следует сравнить длину и ширину ветки. В нескольких местах целесообразно прорисовать ее детали. «Умение уловить рисунок листа, изгиб ветвей, особенности строения данного дерева, данного куста совершенно необходимо для пейзажистов».

Уже с первого класса учащимся предлагается выполнять наброски деревьев разных пород.

При выполнении наброска дерева, прежде всего надо наметить размеры будущего дерева, затем определить очертания дерева, конфигурацию его главных частей с учетом их пропорций и особенностей. В процессе рисования важно выявить конструкцию дерева, образно говоря его скелет (ствол с основными ветвями). Затем намечают более мелкие детали, внимательно прорисовывая форму ствола. Важно чтобы дети знали отличительные особенности разных пород деревьев. Для этого необходимо показывать разные наглядные пособия, включая демонстрационные фильмы. Очень важно проводить экскурсии с объяснением отличительных особенностей пород деревьев.

Не следует стремиться к детальной проработке листьев. Для начала желательно вообще не прорисовывать массу листьев кроны, важно чтобы учащиеся научились передавать пропорции разных пород деревьев, особенности направления ветвей (рис.51). Если необходимо передать крону листьев, то надо научить детей выделять большие группы листьев и лишь кое-где на переднем плане проводить уточнение отдельных листьев. Важно чтобы учащиеся умели передавать фактуру коры дерева.

Рисование пейзажа приобщает к природе, к прекрасному, обогащает впечатлениями, знаниями. Различные наброски с элементами пейзажа помогут в дальнейшей творческой работе учеников, в составлении композиций и набросков с архитектурными элементами .                                                                

Наброски фигуры человека

Изображение человека является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность всегда определяли общественное, социально – историческое значение произведений изобразительного искусства. Не случайно в-первых же рисунках детей человек занимает ведущее место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и идущие с воздушными шариками дети, и матрос с крейсера «Аврора», и любимые сказочные герои.

Свои впечатления, представления о них дети образно передают в рисунках.

Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом. Это объясняется тем, что, с одной стороны, у детей еще недостаточно жизненных наблюдений, в том числе и над фигурой человека, ее пропорциями, движениями, а с другой – человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изображать.

Вот почему важное значение приобретает целенаправленное обучение детей рисованию фигуры человека, в том числе и выполнению набросков.

Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает рисование фигуры человека с 1 класса в тематических рисунках, со 2 класса – с натуры, по памяти и представлению. В 3 классе ученики выполняют наброски с группы людей, как с натуры, так и по памяти и представлению.

В краткосрочных или длительных рисунках важно передать пластику тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты, движение, в качестве наглядных пособий желательно показывать наброски художников, выполненных разными способами .

Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом. Можно представить, что голова-это шар, шея-цилиндр, грудная клетка-бочонок, руки и ноги - тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела и движения человека во многом определяет скелет человека. Поэтому важно познакомить учеников со строением скелета человека.

Последовательность работы над длительным наброскам стоящей фигуры надо начинать с определения размера фигуры, легкой линией надо наметить верхнюю и нижнюю границы изображения, затем наметить осевую линию и определить пропорции фигуры человека, определить размер головы, линию плечевого пояса, талии, таза, колен. Можно вписать фигуру модели в какую-нибудь геометрическую фигуру и с помощью геометрических фигур прорисовать отдельные части тела. Педагог должен проверить, как учащиеся справляются с заданием, выявить какие у них возникают затруднения, помочь ученикам. После этого показать, как необходимо намечать контур модели, учитывая характерные особенности натуры. Желательно чтобы учитель проговаривал в слух свои действия и анализировал особенности модели. Затем прорисовать детали. Важно предупредить учеников, что не важно показывать карманы на одежде, прорисовывать глаза, достаточно только наметить положения глаз, носа, губ линией или точками.

Эффективным видом заданий по наброскам, содействующим развития наблюдательности, быстроты восприятия, формированию творческих способностей, являются наброски фигуры человека в движении. Такие наброски побуждают учеников максимально активизировать наблюдательность, внимание, зрительную память.

Следует отметить, что не все объекты действительности, изображаемые в композиции учащегося, можно рисовать в классных условиях. К таким объектам относятся деревья, дома, различные виды транспорта. Поэтому желательно в теплые осенние и весенние дни вместе с учениками выходить за пределы школы – или на пришкольный участок, или на расположенный рядом парк – и выполнять наброски. Перед занятием учитель должен заранее наметить место, куда они пойдут, объяснить учащимся, какие объекты надо рисовать. Такая предварительная подготовка будет залогом успеха занятий на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитнес технологии как средство повышение эффективности занятий физической культурой в начальной школе.

В данной работе содержатся основные определения и возможности применения фитнес технологий в начальной школе....

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 1

Презентация. Начало ."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 2 .

Презентация.Продолжение."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности уроков изобразительного искусства в начальной школе".

Материал "История развития рисования набросков" предназначен педагогам  для дополнительного образования по изобразительному искусству и для учителей МХК....