Урок цветоведения. Цвет в искусстве: белый
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Гольтяева Наталья Сергеевна

Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства, а так же на занятиях дополнительного образования с обучающимися 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsvetovedeniya._tsvet_v_iskusstve_belyy.docx612.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок цветоведения. Цвет в искусстве: белый

Цели: познакомить учащихся с понятием цвета в живописи, рассмотреть белый цвет с точки зрения искусства, учить анализировать колорит живописного полотна и понимать его смысл. Учить видеть оттенки белого цвета, различать белый цвет по теплохолодности.

https://permartmuseum.ru/uploads/2020/06/21/R975-975_ad86c2c9d7d02cc3e2b893352b989538.jpg

 

Странных и новых ищу на страницах
Старых испытанных книг,
Грежу о белых исчезнувших птицах,
Чую оторванный миг.
Жизнью шумящей нестройно взволнован,
Шепотом, криком смущён,
Белой мечтой неподвижно прикован
К берегу поздних времён.
Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни – строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
Блекнут ланиты у дев златокудрых,
Зори не вечны, как сны.
Тёрны венчают смиренных и мудрых
Белым огнём Купины.
А. Блок. 1902

https://permartmuseum.ru/uploads/2020/06/22/R975-975_864d479d9603607bd6cf8046f199b1b2.jpg

Икона. Воскресение Христово с праздниками. XIX век. Из собрания Пермской художественной галереи

 

И се конь блед и сидящий
на нем, имя ему Смерть.
                       Откровение, Vl, 8

        Сегодня наш герой – цвет Белый. Самый сложный, поскольку вмещает длину волн всех цветов, но и самый простой, изначальный, природный; самый зеркальный – отражающий все другие цвета, но и самый насыщенный символами, самый противоречивый в их трактовке; один из самых древних, появляющийся еще в первобытном искусстве, и, в то же время, один из очень современных, поскольку именно в последнее время используется «в одиночку», без дополнения другими.

        Можно сказать, что работа с белым цветом при обучении художников предшествует «цветной» живописи. Сначала ученики работают в ахроматической гамме, изучая свет и тень, двигаясь от чистого белого листа к черному пятну.  Но белый не остаются вспомогательным, он дает возможность работать с множеством оттенков и нюансов.  И самый сложный в этом момент – изображение белого на белом: белые облака на зимнем небе, следы на белом снегу, белые одежды в белой комнате….

        В первобытном искусстве белый появляется в «компании» с красным и черным. И это связано не только с простотой добычи именно этих пигментов. Изначально они используются для придания рисунку на скалах или татуировке на теле образного, символического звучания. Значение белого цвета – чистота, благо, отсутствие неудач, жизнь и здоровье и встреча с духами предков. Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет притягивал добрых богов и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были те, которые посвящены рождению, инициации, браку и смерти. Именно белый защищал от сглаза и порчи. И использование его в ритуалах, связанных с похоронами тоже было логичным: он давал надежду на новую загробную жизнь.

https://permartmuseum.ru/uploads/2020/06/22/R975-975_0ceb28e6cecab480ee3a0ef355c678a2.jpg

В.В. Верещагин. Последний привал. 1877-1878.

         В Древнем Египте и Древнем Риме жрицы носили белый цвет как символ чистоты, а римляне носили белую тогу в качестве символа гражданства. У древних римлян было два слова для белого; albus, простой белый (источник слова albino) и кандидус, ярче белого. Человек, претендовавший на  государственную должность в Риме, носил белую тогу, пропитанную мелом, она называлась тогой-кандидой. Отсюда происходит слова «кандидат». Латинское слово candere означало блеск и яркость. С частицы этого слова начинались слова, обозначающие  свечу и откровенность.

        В средние века и в эпоху Возрождения белый единорог символизировал целомудрие. Белый использовался для изображения жертвоприношения, подчеркивая чистоту ягненка. Одежды белого цвета носили священники во время мессы, а при Папе Пии V он становится собственно  «папским».

        Белый цвет в христианской культуре становится цветом сияния, Преображения Христа. Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Евангелие от Марка 9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея 17:2).  Белым изображался так же голубь как символ Святого духа.

        В период Нового времени белый становится королевским цветом. Белая лилия, бывшая символом чистоты Марии в Благовещении, становится королевской лилией во Франции. А чуть позже белый входит в моду аристократов: пудренные парики, белые чулки в мужском костюме. Чуть позже, на рубеже XIX века, белые легкие платья в стиле ампир  становятся неотъемлемой принадлежностью  женского гардероба.

        Сложность работы с белым цветом занимала художников и в XIX веке. Белое на белом, ощущение света или тени художники передавали с помощью сочетания самых разных оттенков. И если в работе В.В. Верещагина «Последний привал» белый цвет снега становится серым, свинцовым, трагическим, то отсветы заходящего солнца в пейзаже Н.Н. Дубовского «Морозное утро» делают снег розовым, синим, даже оранжевым, но мы понимаем, что именно эти цвета передают ощущение зимней белизны.  Эти приемы развивались в живописи импрессионистов. Белый раскладывался на цвета спектра, отражения, тени становились  цветными, использовался принцип основных и дополнительных тонов.

        Именно ХХ век принес возможность писать чисто белым, оставлять его незамутненным и не смешивать с другими цветами. Белый (как и черный) становится изображением универсума, бесконечного пространства. Он является не фоном, но самим содержанием, не связанным с воспроизведением конкретных предметов. Начиная с Белого квадрата К. Малевича и произведений П. Мондриана,  белое на белом дает художникам возможность исследования «чистого действия». Как писал Малевич, «другие квадраты указывают путь, белый несет в себе белый мир. Он утверждает знак чистоты в творческой жизни человека».

Picture background

https://permartmuseum.ru/uploads/2020/06/22/R975-975_41222ecae1d223b14c5ab8da8a41fd20.jpg

В.Г. Вейсберг. Обнаженная. 1975. Из собрания Пермской художественной галереи

         Эта тема «Белого на белом», белого в квадрате, была важной для Владимира Вейсберга, работа которого так  же есть в коллекции Пермской галереи. Художник стремился к созданию «невидимой живописи», как определял эти поиски он сам. При этом художник практически не использовал белый пигмент. Его живопись соткана из тончайших сочетаний сложных полутонов:белый Вейсберга состоит из множества едва различимых разноцветных частиц. «Белая картина, состоящая из белых предметов, появляется в самом конце работы, — говорил он своей ученице Ксении Муратовой, — картина должна стать белой, если все, именно все ее цвета сойдутся “в паз”, и не в одной точке, не в одном предмете, а по всей поверхности холста, разведенные, враждующие, контрастные по отношению друг к другу, — они вместе в самом конце работы нерасторжимо образуют контрапункт, разрешение, гармонический аккорд — в “белом”».

Решение художников ограничить себя одним белым цветом и диапазоном белых оттенков  открывает богатую и разностороннюю форму исследования. Это привлекает внимание  к различным техникам, материалам, текстурам, поверхностям, структурам и формам и подчеркивает восприимчивость белого к свету и тени. Сквозь призму белого цвета художники исследуют философские, духовные и религиозные стороны белого, которые в некоторых культурах могут предполагать созерцание, пустоту или бесконечное пространство. Представленный таким образом, белый цвет становится самостоятельным и обретает иной смысл.

        А что же в дизайне, моде, предпочтениях? Дизайнеры уверяют, что белый цвет был актуальным и стильным в любые времена. Так в начале ХХ века европейские и американские дизайнеры использовали его для того, чтобы подчеркнуть успешность, изысканность и аристократический образ жизни хозяев интерьера. В 60–х годах прошлого века дизайнеры стали использовать белый цвет в новом качестве – он становится символом уюта, рациональности, естественности и лаконичности. Сегодня использование в «чистом виде» этого цвета в интерьере происходит довольно редко. Но, благодаря разнообразию тонов и в сочетании с фоном из различных оттенков, он придает интерьеру ощущение яркости, свежести, визуально расширяет границы пространства в помещении, наполняет его светом и воздухом, а также объединяет все его детали в единое целое.

        Что касается моды, то из обязательного предмета гардероба белый перекочевал в свадебные салоны. Однако не стоит забывать о белой мужской рубашке, которая сегодня стала неотъемлемым предметом женского наряда.  И, хотя белый считается базовым оттенком любой модной коллекции, он, как никакой другой, способен подчеркнуть недостатки фигуры, поэтому носить его нужно осторожно. Чтобы избежать этого, разбавляйте белый цвет в одежде яркими принтами или аксессуарами, украшениями. Белая одежда всегда смотрится торжественно и нарядно, в ней вы всегда будете привлекать к себе внимание. А в плохую погоду этот цвет обязательно поднимет вам настроение и подарит хорошие эмоции.

        Что же касается психологии восприятия цвета, то, по знаменитому тесту М. Люшера, «белый цвет – разрешение, бегство и освобождение, белый – это чистая доска, разрешение проблем и новое начало». Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение; это полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. он заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики: «изоляция, скука, чопорность, разочарование, отрешенность».

Что до предпочтений, то белый выбирают «своим» цветом люди принципиально честные. Скорее всего, для них солгать – это пойти против себя. Они с готовностью откликаются на просьбы о помощи и поддержке. В то же время, стремятся к успеху и любят общественное признание. Мечтательны и отзывчивы. Они не боятся эпатировать публику и, кажется, даже подпитываются эмоциями от произведенного эффекта. Как рыбе вода им необходимо восхищение окружающих.

        Исходя из насыщенной и мощной символики белого цвета, существует множество устоявшихся выражений, обычаев и фактов, которые, будучи актуальными в течение долгого времени, остаются таковыми и сегодня. Всем известны выражения «Белая гвардия», «Белый дом», «Белый стих», «Белый танец», которые имеют различные, совершенно конкретные значения, но все они связаны с основными трактовками значения белого цвета. Он играет роль универсального языка, понятного всем народам во все времена, объединяя все самые сильные и положительные значения и символы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цвет в искусстве.Основы цветоведения"

Знакомство на уроке с основами цветоведения. Практическая работа....

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Цветоведение. Цвет и здоровье."

Цели и задачи урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Цветоведение. Цвет и здоровье": • Вспомнить основные и составные цвета, цветовой круг, тёплые и холодные цвета, цветовой контра...

Урок цветоведения. Цвет в искусстве: желтый

Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства, а так же на занятиях дополнительного образования с обучающимися 5-7 классов...

Урок цветоведения. Цвет в искусстве: синий

Данный материал о теории цвета можно использовать на уроках Изобразителььного искусства и занятиях дополнительного образования....

Урок цветоведения. Цвет в искусстве: зеленый

Данный материал о теории цвета можно использовать на уроках Изобразителььного искусства и занятиях дополнительного образования....

Урок цветоведения. Цвет в искусстве: красный

Данный материал о теории цвета можно использовать на уроках Изобразителььного искусства и занятиях дополнительного образования....

Урок цветоведения. Цвет в искусстве: черный

Данный материал может быть использован учителем изобразительного искуства или педагогом дополнительного образования на занятиях рисования....