Статья "ИЗОтерапия"
статья по изобразительному искусству (изо)
Методики изотерапии, одной из которых является проективный рисунок, который может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОТЕРАПИЯ
Рисование - это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечту и надежды. Это не отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражения отношения к ней.
Методики изотерапии, одной из которых является проективный рисунок, который может использоваться как в индивидуальной форме , так и в групповой работе.
Для рисования можно использовать такие разные техники. Живопись пальцевая, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки стек и т. д), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый палец в свой цвет ( в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге , проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков палец, фаланг, ладоней. Данный приём активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Обычно интегрированные занятия подобного рода проводятся сразу двумя педагогами: воспитателем и педагогом психологом. Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо , размывают пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина Если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны оно дает возможность в социально приемлемой форме « выплеснуть» агрессию, агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону. Первый способ является более простым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй - со старшими дошкольниками. Печатанье – техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно - прикладному рисованию предлагается печатанье листьями. Настоящий лист дерева, или любого другого растения намазывают красками и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм деревянного конструктора, надетых на карандаш. Отпечатывание – нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатанья, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возрасте детям показывают разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносится цветовое пятно, затем накладывается чистый лист бумаги - получается отпечаток. Ребенок, начиная подрисовывать детали, этим предает отпечатку определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги и даже на газетной бумаге, налаживая на нее трафареты. Лист раскрывают и дорисовывают к отпечаткам какие- либо элементы, создавая сказочные образы. Данная техника очень часто используется на комбинированных занятиях по рисованию, развитию речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания. В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые методы и приемы работы с детьми. Так же рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображение получается таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели перед началом « живописи по сырому» бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет ( через минуты 2-3) тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются сливаясь друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности изображения. Рисование мылом. Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой, губкой, кусочком поролона наносят краску, при этом нужно следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку или другой материал к листочку , иначе след от мыла исчезнет. Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут. Рисование щеткой осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают зубную щетку в краске и, проводя по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Рисование свечой: тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне. При создании одной работы могут сочетаться несколько техник. Кроме того дети могут создавать коллективное произведение - например в рамках создания творческого или творческо-воспитательского ( родительского) проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах коллажи, созданные в совместном творчестве. Коллаж – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж, в исполнении детей – это сочетание аппликации, рисования, конструирование из бумаги, а также рисование красками, мелками, карандашами, фломастерами, маркерами.