Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство)" (вариант1)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа в соответствии с ФАОП 2023-2024
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Рисование (изобразительное искусство) 5 класс | 57.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИСИЛЬКУЛЬСКАЯ АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
Утверждаю
Директор КОУ
«Исилькульская школа-интернат»
____________ Ю.Ю. Колбасина
Приказ № _____ от ________ 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Рисование» (изобразительное искусство)
для учащихся 5 класса
на 2023-2024 уч. год
Составитель: учитель
Ю.А. Гренц ______________
Рабочая программа рассмотрена
на заседании МО старших классов
«______» _____________2023г.,
протокол № ___
Руководитель МО старших классов:
А. В. Третьякова ___________
Согласовано: заместитель директора
Н.Б. Дудко _________________
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» предназначена для учащихся 5 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
- Программа воспитания КОУ «Исилькульская школа - интернат».
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по рисованию (изобразительному искусству) для 5 класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» (I-IV и дополнительный классы) предметная область «Искусство» и ориентирована учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, «Изобразительное искусство» 5 класс. Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2021.
Цель рабочей программы – всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
- обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
- коррекция познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- коррекция ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении деятельностного, дифференцированного и индивидуального подхода, на основе широкого использования предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. При проведении уроков рисования (изобразительного искусства) предполагается использование следующих методов:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж;
- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, образцы аппликаций, рисунков, творческих работ, макеты, пооперационные карты, картины художников;
- предметно – практические – графические упражнения, конструирование, составление аппликации, работа в альбоме, составление композиции.
В рабочей программе для 5 класса по рисованию предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по рисованию в 5 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5-балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Результаты оценки достижений предметных результатов дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
В ходе реализации программы «Рисование» в 5 классе так же проводится диагностика всех групп базовых учебных действий, которая отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать вывод об эффективности проводимой в этом направлении работы. Она состоит из двух этапов (стартовый – сентябрь, итоговый – май).
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях в виде различных заданий с элементами тестирования.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение рисованию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано на практической и наглядной основе.
Рабочая программа в 5 классе по рисованию включает следующие разделы:
- Обучение композиционной деятельности.
- Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
- Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
- Обучение восприятию произведений искусства.
Обучение композиционной деятельности.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Закрепление понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок.
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства.
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
В процессе обучения рисованию учащиеся рисуют, составляют аппликацию, лепят, знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, образцы несложных рисунков, а также различные игрушки. Подбираемый к урокам материал доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечает их интересам. На каждом уроке предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи. Также на уроках рисования используется разнообразный игровой и графический материал, осуществляется работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание отведено совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Основной формой организации процесса обучения по предмету «Рисование» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Подбираемый к уроку материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.
Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения единых тематических уроков в образовательных областях: математика, язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» включается материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.
На данных уроках рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Рисование (изобразительное искусство)» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – Telegram) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
• ЯндексУчебник;
• ЯКласс;
• Российская электронная школа;
• ВК сообщество, «Наша начальная школа»;
• ВК сообщество, «В стране выученных уроков. Начальная школа»;
• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;
• ВК сообщество, Дети и родители;
• Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Весь учебный материал по предмету «Рисование» размещается на сайте
( https://nsportal.ru/user/1425611 ).
Продолжительность урока составляет 40 минут. С целью профилактики утомления на каждом уроке используются различные виды учебной деятельности от 5 до 7 видов. Продолжительность одного вида учебной деятельности составляет 7 – 10 минут.
На 20 минуте урока организуется проведение динамических пауз в виде, комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. На протяжении всего урока обеспечивается контроль за осанкой.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 30 минут.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в образовательную область «Искусство» обязательной части учебного плана для 5 классов. На предмет «Рисование» в 5 классе отведено 2 часа из основной части. Количество часов составляет в год 68 час (2 час в неделю) и регламентируется расписанием, годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа – интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
IV. Результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность к осмыслению картины мира, ее временно- пространственной организации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу обучения в 5 классе учащиеся должны знать и уметь:
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
− знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
VI. Программа обеспечивает достижение учащимися 5 класса базовых учебных действий.
1. Личностные учебные действия:
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию.
2. Коммуникативные учебные действия:
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
3. Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).
VII. Содержание учебного предмета.
Обучение композиционной деятельности.
Внешность людей (овал лица, форма губ, носа, глаз).
Модель фигуры человека.
Дорисовывание и срисовывание фигуры человека в разных положениях.
Иллюстрация к сказке «Маша и медведь».
Размер (величина) изображений большой – маленький, высокий – низкий.
Лепка иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
Лепка на плоскости – барельеф.
Животные, изображенные в скульптуре и на рисунках известных художников.
Кружка в хохломской росписи.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Натюрморт, виды натюрморта.
Натюрморт из двух предметов.
Букет в вазе и оранжевый апельсин.
Мама готовит обед на кухне.
Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки).
Богородская игрушка.
Хохломская роспись.
Животные в скульптуре (собака).
Игра – итог. «Народное искусство.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Наблюдение за признаками уходящего лета.
Рисование с натуры веточки дерева с листьями (дуб, клен).
Окраска листьев.
Зарисовка карандашом – деревья.
Деревенский пейзаж.
Городской пейзаж.
Горный пейзаж.
Открытка.
Музеи мира.
Обучение восприятию произведений искусства.
Художники пейзажисты.
Художники портретисты.
Виды портрета. Разное положение портретируемого.
Как построена книга.
Профессия художник – иллюстратор.
Виды скульптуры.
Плакат. Зачем он нужен.
Что такое музей.
VII. 1. Тематическое планирование.
№ П.п. | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Обучение композиционной деятельности. | 22 ч. |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | 17 ч. |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | 17 ч. |
4. | Обучение восприятию произведений искусства. | 12 ч. |
Итого: | 68 ч. | |
VI. Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование»
5 класс
1 четверть (17 ч.)
(2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дидактическая цель урока | Основные виды деятельности | Кол- во часов | Дата | |
планируемая | фактическая | |||||
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | ||||||
1. 2. | Наблюдение за признаками уходящего лета. | Развивать умения обучающихся наблюдать за объектами с целью последующего правдивого изображения их формы и цвета | Участвовать в беседе Различать деревья по листьям Наблюдать изменения цвета на листьях. Отгадывание загадки. Рассмотреть коллекции засушенных листьев. Сравнивать осенних листьев по форме и цвету. Составить план работы. Выполнение пальчиковой гимнастики. Выполнение динамической паузы. Повторение правил работы с кистью и красками. | 2ч | 01.09 06.09 | |
3. 4. | Рисование с натуры веточки деревьев с листьями (дуб, клен). | Учить правильно передавать форму листьев и ветки. | Анализировать объект, Определять форму листа. Называть особенности листьев от разных деревьев. Определять цвет листа Следовать поэтапному рисованию. Выполнить динамическую паузу Учится рисовать с натуры, соблюдая размет и форму | 2ч | 08.09 13.09 | |
5. 6. | Окраска листьев. | Закрепить умения работать акварельными красками по сырой бумаге; | Рассмотреть палитру смешения цветов. Вспомнить технику работы по мокрому листу. Определить какие цвета у осенних листьев. Выполнить динамическую паузу. Составить план работы. Закрепить знания смешивания оттенков. Раскрасить листья дуба, клена. | 2ч | 15.09 20.09 | |
Обучение восприятию произведений искусства. | ||||||
7. | Художники - пейзажисты | расширить знания школьников об этом жанре изобразительного искусства | Узнать новых пейзажистов и их работы. Участвовать в беседе. Рассмотреть картины известных художников Шишкин, Васнецов. Анализировать картины. Выделять цвета, повторяющиеся детали. Учится различать виды пейзажа. Сделать набросок картины «Мишки в лесу» Учится рисовать основные формы без мелкой прорисовки. | 1 ч. | 22.09 | |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | ||||||
8. | Зарисовка карандашом - деревья | Научить рисовать деревья с соблюдением размеров и формы | Участвовать в беседе. Анализировать представленную таблицу поэтапного рисования. Определять форму и размер деревьев. Участвовать в динамической паузе Учиться рисовать дерево (береза, елка), соблюдая пропорции. Соблюдать размер деревьев и рисунка. | 1ч. | 27.09 | |
9. 10. | Деревенский пейзаж. | Научить отличать вид пейзажа – деревенский от других. | Участвовать в беседе. Познакомится с пейзажистами работающие в этом направлении. Анализировать картины известных художников. Учится называть передний и задний план в картине. Называть основные предметы и цвета. Рисовать элементы деревенского пейзажа. | 2ч | 29.09 04.10 | |
11. 12. | Городской пейзаж | Учить отличать вид пейзажа – городской пейзаж от других. | Участвовать в беседе. Анализировать картины. Выявить чем городской пейзаж отличается от других. Познакомится с пейзажистами работающие в этом направлении. Учится определять и называть передний и задний план на картине. Учится передавать тень и объем при помощи смешивания красок. Познакомится с понятием перспектива. Рисовать элементы городского пейзажа. | 2ч | 06.10 11.10 | |
13. 14. | Горный пейзаж | Учить отличать вид пейзажа – горный пейзаж от других. | Участвовать в беседе. Анализировать картины. Познакомится с пейзажистами работающие в этом направлении. Учится определять передний и задний план картины. Познакомится с новой техникой рисования горного пейзажа при помощи обрывания листа картона неровным краем. Рисовать элементы горного пейзажа. | 2 ч. | 13.10 18.10 | |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | ||||||
15. | Натюрморт. Виды натюрморта | Расширять представления детей о видах натюрморта в живописи и их названиях. | Участвовать в беседе Учится определять виды натюрморта. Анализировать картины с изображением натюрморта. Применять на практике ранее полученные знания о размерах и форме предметов на картине (передний и задний план) | 1ч | 20.10 | |
16. 17. | Натюрморт из 2 предметов (кувшин и стакан) | Актуализировать знания и умения полученные ранее. | Определять форму размер и цвет. Учится располагать предметы на листе в соответствие с расположением натуры на столе. Познакомить с расположением и направлением тени на предмете и поверхности. Закрашивать рисунок в соответствии с цветом. Смешивать цвета для прорисовки теневого пятна на предмете. | 2ч | 25.10 27.10 | |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование» 5 класс 2 четверть (16 ч.) (2 часа в неделю) | ||||||
1. 2. | Букет в вазе и оранжевый апельсин | Закрепить умения в изображении элементов натюрморта. | Называть составляющие натюрморта. Выполнять задания по образцу Различать первый и второй план. Определять тень от предметов. | 2ч | 08.11 10.11 | |
3. 4. 5. | «Мама готовит обед на кухне» | Показать, что натюрморт может быть во круг нас, в любом месте. | Участвовать в беседе Рисовать комнату с мамой у стола Определять овощи, посуду которые нужны для приготовления обеда Учится располагать овощи и посуду на столе Составлять рассказ по нарисованной картине. | 3ч | 15.11 17.11 22.11 | |
6. 7. | Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки) | Учить различать сосуды по форме. | Участвовать в беседе. Определять части сосудов по картинке. Учится рисовать при помощи вспомогательных линий. Учится работать линейкой. Учится различать сосуды по их форме Рисовать соблюдая размеры форму сосуда. | 2ч | 24.11 29.11 | |
Обучение восприятию произведений искусства. | ||||||
8. | Художники - портретисты | Познакомить с работами известных художников – портретистов. | Участвовать в беседе Познакомится с работами известных портретистов. Учится разбивать лицо, тело человека на части для более легкого рисования. Изучать мимику, пластику человека, передаваемую портретистами. Анализировать картины, находить особенности жанра. | 1 ч. | 01.12 | |
9. | Виды портрета. Разное расположение портретируемого. | Познакомить с видами портрета. | Участвовать в беседе. Участвовать в детальном разборе расположения тела человека на портрете. Познакомится с новыми словами (фронтальное, профильное). Анализировать рисунки детей. Рисовать портрет вид сзади. | 1ч | 06.12 | |
Обучение композиционной деятельности. |
10. 11. 12. | Внешность людей (овал лица, форма губ, носа, глаз). | Учить рисовать черты лица человека. | Участвовать в беседе. Отгадывать загадки. Рассматривать в зеркало свои черты лица. Находить симметричные линии лица. Учится чертить вспомогательные линии соблюдая размеры и пропорции будущего лица. Учится рисовать нос, губы, глаза с помощью вспомогательных линий. Рисовать лицо человека. | 3 ч. | 08.12 13.12 15.12 | |
13. 14. 15. | Модель фигуры человека | Изучить строение тела человека, сделать модель из картона. | Изучать строение тела человека. Знакомится с расположением конечностей человека в разных позах. Вспомнить рисование человека в 4 классе. Определить основные места для сгибания конечностей в суставах. Рисовать, вырезать части тела из картона. Собрать фигуру из вырезанных частей при помощи проволоки. | 3ч | 20.12 22.12 27.12 | |
16. | Дорисовывание и срисовывание фигуры человека в разных положениях (фронтальном и профильном) | Закрепить знания и умения по теме «Портрет» | Участвовать в беседе. Отгадывать загадки. Анализировать полученные ранее знания. Вспомнить что такое положение тела в пространстве. Познакомится с понятием «фронтальное» и «профильное». Дорисовать и срисовать фигуру человека в разном ее расположении (фронтальном и профильном) | 1ч | 29.12 | |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование» 5 класс 3 четверть (20 ч.) (2 часа в неделю) | ||||||
1. | Дорисовывание и срисовывание фигуры человека в разных положениях (фронтальном и профильном) | Закрепить знания и умения по теме «Портрет» | Участвовать в беседе. Отгадывать загадки. Анализировать полученные ранее знания. Вспомнить что такое положение тела в пространстве. Познакомится с понятием «фронтальное» и «профильное». | 1 ч. | 10.01 | |
Обучение восприятию произведений искусства. | ||||||
2. 3. | Как построена книга? | Познакомить со строением книги. | Участвовать в беседе. Отгадывать загадки. Изучать строение книги. Познакомить с понятием «переплет». Рассмотреть иллюстрации в книге. Узнать, чем связана иллюстрация и текст к которой она нарисована. Нарисовать иллюстрацию к определенному отрывку сказки. | 2 ч | 12.01 17.01 | |
Обучение восприятию произведений искусства. | ||||||
4. 5. | Профессия художник – иллюстратор. | Познакомить с профессией художник – иллюстратор. | Участвуют в беседе. Узнают кто такой художник - иллюстратор. Рассмотривают подробный план по составлению рассказа. Придумают небольшой рассказ и нарисовать к нему иллюстрации. Работают в парах. | 2 ч | 19.01 24.01 | |
Обучение композиционной деятельности. | ||||||
6. 7. 8. | Иллюстрации к сказке «Маша и медведь». | Создать книжку с иллюстрациями. | Участвуют в беседе. Отгадывают загадки. Читают сказку «Маша и медведь». Подробный разбор сказки. Выбирают фрагмент сказки для рисования иллюстрации. Работают в парах. Рисуют карандашный фрагмент Разукрашивают рисунок. Собирают отдельные части в одну книгу. | 3 ч | 26.01 31.01 02.02 | |
9. 10. | Размер (величина) изображений: большой – меленький, высокий – низкий. | Формировать умение различать размер передаваемой композиции. | Участвовать в беседе Различать величину в рисовании картины. Рисовать елки разной величины, на разном расстоянии. Создание композиции. | 2ч | 07.02 09.02 | |
11. 12. | Лепка иллюстрация к сказке «Маша и медведь». | Научить различать размер медведя, девочки и корзинки. | Участвовать в беседе. Подбирать цвет для персонажа сказки. Учится лепить фигурки соблюдая пропорцию и размеры. Составлять композицию из слепленых фигурок. | 2ч | 14.02 16.02 | |
Обучение восприятию произведений искусства. | ||||||
13. 14. | Виды скульптуры. | Познакомится с видами скульптуры: круглые (объёмные) и рельефы (скульптурные изображения на плоскости). | Участвуют в беседе. Вспоминают кто такой скульптор и чем он занимается. Рассматривают различные виды скульптур. Учатся различать виды скульптуры Находят из нескольких предметов скульптуру. Работают в группе. Рисуют скульптуру простым карандашом. Работают придерживаясь плана. | 2ч | 21.02 28.02 |
Обучение композиционной деятельности. | ||||||
15. 16. | Лепка на плоскости – барельеф. | Познакомится с видом скульптуры – барельеф. | Участвуют в беседе. Вспоминают технику безопасности работы с пластилином. Знакомится с новым словом – «барельеф» Работают в парах Рисуют набросок карандашом для дальнейшего создания барильефа. Работать с пластилином для создания барельефа. | 2ч | 01.03 06.03 | |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | ||||||
17. | Животные в скульптуре (Собака) | Учить создавать фигурку собаки соблюдая пропорции тела животного. | Участвуют в беседе. Отгадывают загадки. Подробно разбирают строение тела собаки (конечности, тело, голова) Создают рассказ о собаке как лучшем друге. Лепят фигурку собаки из пластилина. | 1ч | 13.03 | |
Обучение композиционной деятельности. | ||||||
18. 19. 20. | Животные изображенные в скульптурах и на рисунках известных художников. | Познакомить с работами В.Ватагина | Участвуют в беседе. Рассматривают животных, попавших в красную книгу. Знакомятся с работами В. Ватагина. Рисуют животного из красной книги – белый медведь (эскиз). Лепят белого медведя из пластилина. | 3ч | 15.03 20.03 22.03 | |
Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование» 5 класс 4 четверть (13 ч.) (2 часа в неделю) | ||||||
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | ||||||
1. 2. | Богородские игрушки . | Учить лепить игрушки соблюдая особенности Богородской игрушки. | Участвуют в беседе. Знакомятся с Богородской игрушкой и ее историей. Изучают особенности цвета и формы. Знакомятся с новым материалом – солёное тесто. Лепят игрушку из соленого теста. Дают высохнуть поделке. Раскрашивают соблюдая цвет. | 2ч | 03.04 05.04 | |
Хохломская роспись | Закрепить знания о хохломской росписи. | Участвуют в беседе. Рассматривают основные элементы и отличительные особенности хохломской росписи. Находят в элементах симметрию. Определяют основные цвета и оттенки для работы. Тренируются в рисование элементов в альбомах. Вырезают форму тарелки из черной бумаги. Рисуют базовые элементы хохломской росписи | 2 ч. | 10.04 12.04 | ||
Обучение композиционной деятельности. | ||||||
3. 4. | Кружка в хохломской росписи | Учить располагать повторяющийся рисунок. | Рисуют кружку соблюдая размер, форму, пропорции. Располагают повторяющийся рисунок Раскрашивают кружку в соответствии особенности росписи. | 2 ч. | 17.04 19.04 | |
Обучение восприятию произведений искусства. | ||||||
5. 6. | Плакат. Зачем он нужен? | Познакомить с искусством - плакат. | Участвуют в беседе Работают в парах. Знакомятся со смысловой нагрузкой плаката. Знакомятся с некоторыми художниками. Создают проект плаката Рисуют плакат «Миру Мир» | 2ч | 24.04 26.04 | |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | ||||||
7. 8. | Открытка. | Познакомить с видом искусства – открыткой. | Участвуют в беседе. Знакомятся с открыткой (маленькой картинкой). Рассматривают старые и современные открытки. Работают в группе. Создают эскиз картинки на открытку. Рисуют картинку формата открытки. | 2ч | 03.05 08.05 | |
Обучение восприятию произведений искусства. | ||||||
9. 10. | Что такое музей. | Посетить виртуальный музей «Третьяковская галерея». | Участвуют в беседе. Знакомятся с видами музеев. Посещают виртуальный музей. Рассматривают известные картины и рамы в которых они находятся. Определяют размер рамы для работы. Создают раму для картины из пластилина. Выбирают картину из альбома для выставки. Оформляют картину в раму. | 2ч | 10.05 15.05 | |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. | ||||||
11. 12. | Картины музеев мира. | Познакомится с работой музеев | Участвуют в беседе. Знакомятся с самыми известными картинами. Работают по плану. Находят в передний и задний план в картинах. Делают набросок картины. Рисуют картину похожую на выставочную. | 2 ч | 17.05 22.05 | |
13. | Игра – итог. «Народное искусство. | Повторить пройденный материал. | Участвуют в беседе. Отгадывают загадки. Работают в группах. Рисуют. Лепят. Делают выставку. | 1ч | 24.05 |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Освоение учебного предмета «Рисование» в 1 классе предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска;
- наборы геометрических фигур;
- демонстрационные карточки «Мир животных»;
- демонстрационные карточки «Животные»;
- демонстрационные карточки «Птицы»;
- демонстрационные карточки «Птицы домашние»;
- демонстрационные карточки «Овощи»;
- демонстрационные карточки «Насекомые»;
- демонстрационные карточки «Ягоды лесные»;
- демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;
- демонстрационные карточки «Фрукты»;
- демонстрационные карточки «Цветы»;
Технические средства обучения
- компьютер;
- ноутбук ICL RAYbook (nb2946);
- многофункциональное устройство;
- мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
- интерактивная доска;
- интерактивный комплекс;
- документ-камера;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изобразительному искусству.
Модели и натуры
- гербарии;
- муляжи;
- репродукции картин.
Учебно – практическое оборудование
- альбомы;
- тетради в клетку;
- простые и цветные карандаши, акварельные краски;
- ластик;
- шаблоны геометрических фигур;
- шаблоны предметов (яблоко, огурец, груша и т.д.).
Для реализации программного содержания используются следующие
учебные пособия:
Учебно – методическая литература:
1. Программы для 5-7 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Автор: М.Ю.Рау. Под редакцией И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 2011.
2. Емельянова Т. Энциклопедия рисования.
3. С.Корнилова, А.Галанов. Уроки изобразительного искусства (для детей 5-9 лет). Айрис-пресс рольф, Москва, 2000.
Литература для учащихся.
1.«Изобразительное искусство», 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство)" (вариант1)
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» для учащихся 5 класса на 2023 – 2024 учебный год.Основная ц...