Мастер-класс "Народная кукла "Конь""
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мастер-класс «Народная игрушка «Конь»» может быть использован при изучении темы в предметной области «Изобразительное искусство» «Ты-сам себе мастер. Кукла» 5 класс, 4 четверть, как внеклассное мероприятие на предметной неделе, как творческая работа детей на вечерней занятости летом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx97.25 КБ
Файл mk_kon_1_1_1.pptx2.97 МБ
Файл obraz_konya_v_narodnyh_remeslah_1_1_1.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Народная игрушка «Конь»»

Выполнила

Гладилина Светлана Геннадьевна

учитель изобразительного искусства

МАОУ СОШ №22, г. Балаково

Контактный телефон:  8-917 02 78 623

Эл.адрес :Gladilina.cvetlana@yandex/ru

2023


Проблема и актуальность мастер-класса

Современный рынок детских игрушек изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей изделиями. В последние два года среди детей особой популярностью пользуется синий монстр Хагги Вагги- персонаж хоррор игры. Причем продаются монстрики за немаленькие деньги. Сейчас почти ни один магазин игрушек, киоск, павильон в переходе или метро не обходятся без Хагги Вагги и Кисси Мисси. А так ли  они безобидны?

Своим мнением на этот счет поделилась преподаватель кафедры психологии образования и развития личности Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Нина Козырева:

– Детям свойственно подражать друг другу: если у одного есть такая кукла, то и другим хочется ею обзавестись. С одной стороны, игрушка вроде безобидная: мягкая, плюшевая, на руках есть липучки для имитации обнимашек. Но когда смотришь на этот рот с двумя рядами острых зубов, задумываешься, а так ли уж она на самом деле безобидна. Помните, как у Самуила Маршака в «Сказке о глупом мышонке» мама-мышь, укладывая мышонка спать, привела к нему кошку, потому что у нее был самый приятный голосок, и к чему все это в итоге привело? Игрушка, конечно, не укусит, но устрашающий внешний вид щекочет нервную систему. Некоторые считают, что таким безопасным способом дети обыгрывают свои страхи подобно тому, как взрослые смотрят фильмы ужасов, чтобы преодолеть фобии. Но не нужно забывать о психогигиене. Если ребенок начинает увлекаться такими игрушками, это откладывает отпечаток на его психике: стираются границы добра и зла. Под видом толерантности размываются ценности. Поэтому я бы не рекомендовала родителям покупать ребенку Хагги Вагги. (1)

Игрушка – это образ, в соответствии с которым ребенок идентифицирует себя, а также образ цели – к чему он будет стремиться. 

«С игрушками, которые каждый раз становятся все безумнее, ребенок обычно отыгрывает конкретные сценарии, которые может использовать в дальнейшей жизни. В игре дети понимают, как будут вести себя в будущем, и выбирают для себя определенную роль. Какую ребенок выберет роль для себя, если играет с монстром и моделирует в игре его поведение?

Если ребенок играет с плюшевым мишкой – он учится проявлять любовь и заботу, это развивает в нем определенные черты характера. Какие черты характера может развить игра за персонажа Хаги Ваги, ожившего и поедающего работников фабрики игрушек?» – задается вопросом нейрокоуч Наталья Мануйлова.(2)

Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Мастер-класс «Конь»- это небольшой шаг в изучении народной игрушки.


Тема мастер- класса «Народная игрушка «Конь»»

Вид мастер-класса: познавательный, творческий.

Участники: обучающиеся 10-12 лет, родители.        

Цель мастер-класса:

— формирование  интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

-познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

-пробудить интерес обучающихся к русской народной культуре;

-прививать уважение к традициям и истории своей Родины, к истокам народного творчества;

-расширить знания в области декоративно прикладного искусства;

-развивать творческие способности обучающихся;

- научить выполнять народную куклу «Конь»;        

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитание интереса к русской культуре, народному творчеству;

Предметные:

- изготовление куклы – игрушки Конь;

Метапредметные:

- развитие познавательного интереса у обучающихся;

- развитие мелкой моторики рук.

Ресурсное обеспечение: Сценарий мастер-класса, презентация «Образ коня в народном творчестве», материалы и оборудование для изготовления куклы «Конь», презентация «Мастер-класс «Кукла Конь».

Место мастер-класса

Мастер-класс «Народная игрушка «Конь»» может быть использован при изучении темы в предметной области «Изобразительное искусство» «Ты-сам себе мастер. Кукла» 5 класс, 4 четверть, как внеклассное мероприятие на предметной неделе, как творческая работа детей на вечерней занятости летом.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Введение. Экскурс «Образ коня в русских ремеслах».

3. Основная часть занятия.

Практическая часть. Мастер-класс кукла-оберег «Солнечный конь».

4. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов. Обсуждение и выставка выполненных творческих работ.


Ход мероприятия

I Постановка темы и цели.

Демонстрация презентации «Образ коня в народном творчестве»

Тема нашего разговора «Русские игрушки».

- Ребята, поговорить об игрушках предложили вы. Почему вас интересует эта тема?

(Мы любим игрушки и хотели бы узнать о них что-то новое)

Хотя вы уже ученики, но игрушки вам по прежнему еще нужны, они - часть вашей жизни.

Разгадав загадку, вы узнаете, с какой куклой - игрушкой мы сегодня познакомимся.

Загадка

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,        

А первый на селе работник

(Конь) (Слайд №2)

Образ коня в славянской культуре занимает особое место.

II Рассказ об игрушках

Кони в традиции славян – непременные участники сказок, былин, легенд, они - покорители пространства и времени, способные совершать путешествия не только по небесам «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Этот сказочный персонаж – олицетворение мудрости, добра и природных сил, он не столько верный слуга, сколько надежный друг и добрый советчик, как знаменитый Сивко-Бурко или конь Ильи Муромца, который обладал силой и мощью как сам богатырь. А сказочные золотые скакуны находят живую и мертвую воду, выносят из самых немыслимых опасностей, включая возвращение с того света, а иногда и затаптывают врага копытами.(Слайд №3)

По мнению исследователей, уже у древних скотоводов бронзового века, зародилось поверье, что конь связан с движением Солнца и с его дневным путём.

Утром Солнце выезжает на колеснице, влекомой чудными златогривыми конями. Вечером Солнце продолжает свой путь под землей, по воде.

Слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как «конь», «жеребец», «коняга» имеют древнеславянское происхождение.

Культ коня появился достаточно давно. В археологических раскопках могильников I тысячелетия н.э. найдены фигурки, изображающие коня.

Коню приписывают только добрые качества в народной символике, потому наверно он так популярен.

Переднюю часть челнов украшали деревянные лошадиные головы, ставили их и на крыши домов. (Слайд №4)

Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

Конь в русских ремёслах

В разных видах народного искусства, будь то глиняная игрушка, резьба по дереву, вышивка или роспись — можно найти образ коня или лошадки.

Изображение всадника или просто коня — одно из основных в русской народной вышивке. На полотенцах, рушниках и подзорах, на занавесках и одежде. Особенно часто мы их встречаем в вышивке, где красные или рыжие солнечные скакуны находятся по обе стороны то от Богини Макошь, то от Рожаницы, то от Мирового Древа. (Слайд №5)

Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».

В каргопольской и дымковской игрушке есть двуглавый конь — олицетворение дня и ночи, единства двух миров. (Слайд №6)

В дымке коник так же очень любим в разных видах. Это и тройка, и коники на карусельке, и всадник, и одинокая лошадка.

В резной деревянной игрушке можно привести примеры гороховецкой, богородской, нижегородской, городецкой. (Слайд № 7)Ярко раскрашенные или наоборот, просто деревянные, большие и маленькие. На колёсиках и качалки. Совсем маленькие детишки, едва научившись самостоятельной ходьбе, начинали осваивать каталку-лошадку. Изготавливались они в одном экземпляре для конкретного ребенка, чтобы он играл подобной фигуркой и был ею защищен.(Слайд №8)

В абашевской, хлудневской игрушках всадник изображается неразделимым с конём, тело как бы вырастает из спины коня, даже ног нет.(Слайд №9)

Образ коня - один из любимых и древнейших в русском народном искусстве. Он повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках. Мезенские народные художники украшали предметы быта и домашнюю утварь фигурками коней. Мезенские кони, олени и лоси совершенно необычны. Красные, тонконогие, изящные, с тонкими «паучьими», волнисто изогнутыми ножками, с летящими чёрными хвостами и гривами, расписные кони совсем не похожи на мезенских лошадок, которых крестьяне видели в своей реальной жизни.(Слайд №10)

В палехской миниатюре тщательно прописаны  лошади в составе троек и батальных сценах. Русская тройка, всегда занимавшая важное место в традиционном народном искусстве, быстро стала едва ли не самым распространенным мотивом и в палехской лаковой миниатюре. (Слайд №11). Стоит отметить, что для живописцев, стоявших у истоков этого народного промысла, тройка была не только традиционным мотивом, но и частью быта, хорошо знакомой и любимой с самого детства: редкая свадьба или народные гуляния обходились без нарядной, украшенной праздничными лентами и бубенцами тройки. Вспоминали о тройках с ямщиками и тогда, когда нужно было отправиться на подряды в другие города. Так что нет ничего удивительного в том, что изображения традиционных русских запряжек стали мелькать на шкатулках, подносах, панно, самоварах и прочих предметах быта, превратившись в один из самых ярких и узнаваемых палехских образов.

Среди игрушек, созданных для детей нашими предками, не встречалось никчемных безделиц.

В старину крестьяне своими руками мастерили для детей игрушки. Для мальчишек обязательно вырезали из дерева коня. Конь был главным кормильцем в семье, и поэтому ребенок с детства должен был учиться обращаться с конем и уметь ухаживать за ним. Игрушка с изображением коня была неотъемлемым спутником маленького мальчика. 

Самые древние воплощения образа коня выполняли из травы, сена, лыка, ткани.(Слайд №12)

А я предлагаю сделать народную куклу-закрутку « Конь».

(Слайд №13)

III Физкультминутка

Подготовим пальчики для работы. Сделаем гимнастику.(6)

https://sun9-38.userapi.com/c540103/v540103654/30cf5/b65zFzO_Ilk.jpg

IV Практическая работа

Изготовление народной куклы Конь.

Ребята, очень важно при работе соблюдать правила техники безопасности.

1. Работать с ножницами начинай только по команде учителя

2. Не используй ножницы не по назначению (заточка карандашей, просверливание отверстий и т. д.)

3.Не играй с ножницами

4.На столе не оставляй ножницы раскрытыми

5.Ножницы клади на стол кольцами к себе

6.Передавай ножницы кольцами вперед с закрытыми лезвиями

7.Во время работы с ножницами будь предельно внимателен, не отвлекайся

V Рефлексия

Ребята, мы поговорили о народной игрушке и смастерили замечательную игрушку.

Скажите, пожалуйста, как нужно относиться к игрушкам? (Не бросать, не ломать, ремонтировать, убирать на место, дружно играть с товарищами).

Ребята, вам было интересно? Кому из вас понравился наш разговор? Что вам понравилось больше всего?

Полюбить Россию можно тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустить трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте творениям простого русского народа. Для того, чтобы полюбить, нужно все это видеть и знать.

Мы сегодня много узнали о русских игрушках, о работе русских умельцев и, надеюсь, вы ещё больше будете гордиться тем, что живёте в великой стране – России!

Спасибо за внимание!

Дополнительный материал

Пословицы и поговорки о конях.

Без спотычки и конь не пробежит.

Был конь, да изъездился

Выше меры и конь не скачет.

Конь о четырех ногах да спотыкается.

Кто в кони пошел, тот и воду вози.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

Старый конь борозды не испортит.

Конь – не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Сытому коню и овраг нипочем, и гора – ровная дорога.


Библиографический список использованной литературы.

  1. https://mel.fm/zhizn/razbor/9280147-kto-takiye-khaggi-vaggi-da-eto-o-nem-deti-govoryat
  2. https://www.gazeta.ru/

3.http://www.stihi.ru/2013/11/29/5036

4.http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html

5.https://totalhub.ru/id71/wall-2959582_Veselaya_zaryadka_dlya_PALChIKOV/

Пальчиковая гимнастика

6. https://advour.ru/puzzles/zagadki-pro-losadej-s-otvetami.html

Загадки для детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная кукла – закрутка Презентацию выполнила учитель изобразительного искусства Гладилина Светлана Геннадьевна МАОУ СОШ №22 г. Балаково 2023 г Конь мастер -класс

Слайд 3

Подготовим пальчики физкультминутка

Слайд 4

Материалы для куклы закрутки конь Для туловища ткань 22* 14 см Для ног 15*12 см Для гривы 15*12 см см Для туловища и хвоста 22*14 Пряжа

Слайд 5

1. Скрутить ткань для передних ног трубочкой 2. Перевязать ниткой на расстоянии 1 см от срезов. Завязать узлы

Слайд 6

3. Сложить веером ткань для гривы

Слайд 7

4. Сложить трубочку передних ног пополам 5. Вложить ВЕЕР-гриву 6. перевязать голову коня тройным узлом крест на крест

Слайд 8

7. Сложить ткань для туловища и хвоста веером 8 . Сложенной веером тканью обернуть туловище коня

Слайд 9

9. Перевязать туловище ниткой

Слайд 10

10. Скрутить трубочкой ткань для задних ног 11. перевязать ноги ниткой на расстоянии 1 см от срезов

Слайд 11

12. Обернуть деталью ног туловище 13. Перевязать задние ноги ниткой

Слайд 12

Проявив фантазию. Можно сделать коня с гривой и хвостом из ниток. И перевязать голову и туловище коня тройным обережным крестовым узлом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ коня в русских ремеслах Презентацию выполнила у читель изобразительного искусства Гладилина Светлана Геннадьевна МАОУ СОШ №22 г. Балаково 2023 г

Слайд 3

Образ коня в славянской мифологии

Слайд 4

Конь- охлупень . Кон. XIX в. Заостровъе , и Шенкурский уезд Архангельская губ

Слайд 5

Образ коня в вышивке

Слайд 6

Образ коня в игрушке Каргопольская Дымковская

Слайд 7

Образ коня в игрушке Гороховецкая Филимоновская

Слайд 8

Образ коня в игрушке Городецкая Богордская

Слайд 9

Образ коня в игрушке Абашевская Хлудневская

Слайд 10

Образ коня в народных промыслах Мезенская роспись

Слайд 11

Образ коня в народных промыслах Палехская миниатюра

Слайд 12

Народная игровая кукла Из ниток Из соломы Из бересты Из лыка

Слайд 13

Народная кукла «Конь »