Голова человека:пропорции и построение лица. Рисунок.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Технологическая карта ИЗО-занятия "Голова человека: пропорции и построение лица" знакомит учащихся старших классов с основными правилами построения головы и лица человека. Изображение человека является самым сложным и ответственным художественным действием. Портрет - самый индивидуалистичный и требовательный жанр изобразительного искусства.
Содержание занятия знакомит старшеклассников с канонической - и значит общепринятой и наиболее часто используемой схемой и последовательностью изображения лица. По мере выполнения этапов построения получится линейный рисунок головы человека с лёгкой тональной проработкой. Работа по представлению, произвольная, но с соблюдением пропорций классической схемы, известной с античных времён.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся изображать лицо человека. Рисунок | 836.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ГОЛОВА ЧЕЛОВЕКА: ПРОПОРЦИИ»
Тема урока: «Голова человека: пропорции»
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Цель урока: изображение головы человека: пропорции и схема построения
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: простые карандаши, плотный лист формата А3, ластик.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Рисунок. Изображение головы человека. Каноническая схема. Положения головы «анфас», «три четверти», «профиль». Пропорции. Единица измерений пропорций. Построение. Принцип работы «от общего к частному». Последовательность. Габаритные размеры. Метод «засечек». | научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы. | научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы. | - имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Действия учителя по организации деятельности учащихся Формы организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Орга-низа-ционный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению нового материала. Сообщение темы урока: - знакомство с последовательностью выполнения рисунка лица и головы взрослого человека с использованием линейно – конструктивных построений Знакомство с условиями изобразительной темы | Проверяет готовность к уроку. Обращает внимание на наличие необходимых материалов и инструментов для выполнения задания. -- Изображение человека является самым сложным и ответственным художественным действием. Портрет – самый индивидуалистичный и требовательный жанр изобразительного искусства. Сегодня мы познакомимся с канонической – значит общепринятой и наиболее используемой схемой изображения лица. И по мере её выполнения у нас получится линейный рисунок головы человека по представлению, произвольный, но с соблюдением пропорций «канонической» схемы. Про рисунок, шутя, можно сказать, что это - «рабочая лошадка» изобразительного искусства. Он обучает эффективным способам отбирать из всего видимого только главное, необходимое для грамотного построения лица человека. И поэтому в нашей работе по изображению лица вам предстоит познакомиться с особой, очень важной, «новой ролью» линии. Линия – главное выразительное средство рисунка. Уверена, для вас это не новость. А вот с конструктивной функцией линии в построении изображения головы и лица человека вам ещё предстоит познакомиться. Это так называемые линии построения. На этом занятии они особенно важны. Давайте посмотрим «как они работают» в изобразительной практике. Демонстрация портретных изображений в положении головы человека («анфас», «три четверти» и в «профиль») выполненных в графической технике. На части изображений чётко видны линии построения (графические работы приведены ниже). Сегодня мы начнём построение схематичного изображения условного лица и головы абстрактного взрослого человека. Поэтапная, пошаговая последовательность поможет нам сделать рисунок понятнее, чётче и грамотнее. Мы изобразим голову человека вместе с шеей, приняв нижний край рисунка условно как линию плеч. Более всего нас интересует лицо человека, поэтому подробности изображения шеи и плеч мы опустим. Сразу договоримся, что наш будущий изображаемый объект будет женского рода, достаточно взрослый, т.к. женские черты лица, как правило, тоньше, изящнее, и требуют большего внимания и у начинающих художников, и у мастеров. В конце у нас получится линейный рисунок, с небольшой по площади лёгкой штриховкой. Традиционно призываю стараться выполнять рисунок, лёгким нажимом карандаша, оберегая белизну бумаги, время и цельность будущего изображения. Работа будет выполняться поэтапно, шаг за шагом по принципу объяснение-показ-практика. Фронтальная форма организации деятельности | Готовят рабочее место, раскладывая в удобном для работы порядке необходимые материалы и инструменты. Рассматривают репродукции, фотографии, слайды портретов различных жанров изобразительного искусства, образцы графических работ, на которых показаны схематичные изображения разных типов лица человека, его деталей, а также разные этапы выполнения рисунка в построении изображения головы человека. Используются личные работы педагога в жанре портрета живописные и графические. Слушают, отвечают на вопросы учителя.
| Формирование представления о предстоящей работе. Повторение понятий из пройденного материала с предыдущих занятий Формирование представления об особенностях и последовательности ведения работы карандашом и красками. | Создание творческой атмосферы и желания сделать красивую, но грамотную работу. Знакомство с правилами последовательного ведения тематической работы . Акцент внимания на полное и последовательное выполнение рекомендаций учителя. Знакомство с принципом ведения работы над композицией от «общего к частному» |
2 | Изуче-ние нового материала | - Классические принципы построения рисунка головы и лица человека. - Схема. Пропорциональные соотношения частей и целого лица человека. - Поэтапное построение головы человека в положении головы «анфас» и «профиль» в технике рисунка. - Конструктивно - функциональные свойства линии в построении форм головы и лица.
| Уже во времена Античности художники подметили некоторые общие закономерности в расположении черт лиц различных людей. И на основании этих наблюдений они создали ясную, логичную, конструктивную схему портретного изображения. Наиболее известно и даже популярно в этом аспекте, скульптурное изображение Аполлона Бельведерского, считающегося эталоном красоты человека. То есть на сегодняшний день существует и принят некий, идеальный канон рисования головы человека, проверенный временем и многочисленными трудами художников. Или по-другому – правило, поэтапный, продуманный чёткий алгоритм последовательных действий. Здесь обязательно включается в действие принцип обязательной пошаговой последовательности - принцип работы «от общего к частному», «от большого к малому». Для передачи точных индивидуальных особенностей в пропорциях изображаемого человека, форма головы и лица всегда «строится» в виде простейшего, но выверенного каркаса будущего изображения использованием этих самых, пока ещё не известных вам, линий построения. Начинающим художникам важно узнать, принять, и научится пользоваться канонической схемой, давно разработанной и принятой художниками. Мы помним, что схема – это самое простое изображение чего-либо. Это упрощение с необходимой долей точности связано с выделением особенно важной составляющей всей работы над портретом, в данном случае – это пропорциональные отношения размеров формы лица. Мы вы уже знаете, что такое пропорции - это… - Прошу вас закончить фразу…(соотношение частей и целого, соотношение их размеров и объёмов в сравнении между ними). Мы будем знакомиться с академической системной схемой построения лица. А изображать его мы будем одновременно и в позиции «анфас», и в профильном положении, чтобы новые для вас, конструктивно - функциональные свойства линии была выделены и акцентированы. Нам необходимо познакомиться с новыми понятиями, имеющими отношение к процессу построения рисунка головы и лица: принцип работы «от общего к частному», «габаритные размеры», «метод засечек». По ходу выполнения работы вы освоите их практически. Кроме того, нужно добавить, что все эти приёмы и методы, точно также применяются и в построении и фигуры человека, и её частей, и натюрморта, т.е. во всей изобразительной практике. Фронтальная форма организации деятельности | Рассматривают изображения , слушают, отвечают на вопросы учителя. Познавательные - - извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, анализируют её, умеют наблюдать. Коммуникативные - научатся рассуждать формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные - имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои ощущения от восприятия объектов. | Формирование представления об особенностях и последовательности ведения работы карандашом.
Формирование представления о правилах и особенностях композиционной компоновке.
| Теоретическое знакомство с правилами последовательного ведения работы над рисунком и его компоновкой.
Теоретическое знакомство с принципом выполнения работы над рисунком от «общего к частному» |
3 | Творчес-кая практи-ческая деятель-ность | Построение - Последовательность Принцип работы «от общего к частному», «от большого к малому» - Пропорции - Габаритные размеры - Осевая симметрия - Метод «засечек» - Пропорциональные соотношения частей и целого лица человека - Единица измерений пропорций - Принцип работы «от общего к частному», «от большого к малому» - Метод «засечек» - Пропорциональные соотношения частей и целого лица человека - Принцип работы «от общего к частному», «от большого к малому» - Метод «засечек - Контурный рисунок черт лица человека - Принцип работы «от общего к частному», «от большого к малому» - Индивидуализация изображения - Уточняющий контурный рисунок черт лица человека - Принцип работы «от общего к частному», «от большого к малому» - Проработка тоном небольших форм черт лица в формировании характерной пластической формы изображения - Использование разнохарактерных линий разной толщины и нажима для усиления выразительности и индивидуализации объекта. | Первый этап построения: компоновка, габаритные размеры - Формат листа располагаем горизонтально. В левой половине листа будет располагаться изображение головы в «анфас», т.е. спереди, а в правой – изображении головы сбоку, т.е. в «профиль». Именно здесь, в самом начале построения, мы сразу используем принцип ведения работы «от общего к частному», «от большого к малому». Начинаем работу с определения самых больших величин будущего рисунка. Сравниваем их между собой, выясняем характерные особенности. Выясняем искомое соотношение величин высоты и ширины головы. Примерно 3/5. Соотношение величин высоты и ширины лица приблизительно такое же. Тройка – ширина головы, пятёрка – высота головы. Это пропорциональное соотношение начинает знаменитый «ряд чисел Фиббоначи». Предлагаю вам в свободное время найти информацию по теме «ряд чисел Фиббоначи» и каждому привести какой-либо пример, где используются, применяются, так или, иначе, эти вычисления. Таким образом, мы выходим на так называемые «габаритные размеры» изображаемой модели, которые должны грамотно вписать её формат в формат листа бумаги. Одновременно это и компоновочный аспект габаритных поисков. Так как, ширина изображения головы сбоку больше, чем ширина изображения головы спереди. Далее сразу определяем габаритные размеры, определяющие уже пропорциональные характеристики будущего лица. Предварительно определив максимум высоты и ширины головы, намечаем ширину и высоту шеи, находим желаемую линию плеч. Лицо, голова и фигура человека симметричны. Сразу делим форму пополам вертикальной осью симметрии. Далее, все построения на виде спереди сразу будут выполняться попарно, симметрично по отношению к оси симметрии. Все определяемые размеры ширины, высоты, ограничиваются, фиксируются короткими линиями, отрезками, - «засечками». В дальнейшем построении, когда число слагаемых элементов будет увеличиваться, - их значение будет только возрастать. Это знаменитый метод «засечек» позволит и упростить процесс изображения, и сделать его более точным и последовательным.
Учитель проверяет результаты первого этапа работы. В случае необходимости редактируем размеры и пропорции изображений. Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности Второй этап: определение положения основных конструктивных линий лица. На виде спереди и для выявления контура головы на её профильном изображении выполняем основные размерные горизонтальные членения – находим условные линии уровней глаз, носа, рта, лба, бровей, ушей, разделяя ими полученную форму лица постепенно формируя конструктивную основу будущего лица. Положение уровней глаз, носа, рта, лба, бровей, ушей определяется в соответствии с каноническими пропорциями и совпадают с линиями построения лица и головы. Знакомимся с условной «единицей измерений» пропорций лица (горизонтальная величина глаза) и с особенностями использованием этой величины в конструктивной основе лица человека.
Учитель проверяет результаты первого этапа работы. В случае необходимости редактируем размеры и пропорции изображений. Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности Третий этап: выявление размеров элементов лица Определяем размерные ограничения форм элементов лица и мест их расположения (глаз, носа, губ, бровей, ушных раковин) линиями построения на соответствующих уровневых линиях (глаз, носа, губ, бровей, ушных раковин). Придерживаемся в выполняем построении пропорций классических канонов.
Учитель проверяет результаты первого этапа работы. В случае необходимости редактируем размеры и пропорции изображений. Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности Четвертый этап: выявление характера форм элементов лица. На этом этапе заканчивается «каноническая сборка» и начинается проявление индивидуализации изображаемого объекта. Каждый учащийся произвольно вносит в общую схему только ему свойственные особенности. Принцип работы «от общего к частному», «от большого к малому» и здесь вносит упорядоченность и системность в построении уже индивидуализированных черт лица. Обязательно выполняется проверка, уточнение одноуровневого расположения деталей лица на виде спереди и на виде сбоку. Стараемся передать иллюзию небольшого углубления лёгкой штриховкой в области глаз (под бровью и возле переносицы). Также, легко штрихуем боковые части лица, область рядом с выступающими скулами, место под основанием носа, наносим лёгкую тень и под губами. Не забываем слегка пройтись тоном и шею. Учитель проверяет результаты первого этапа работы. В случае необходимости редактируем размеры и пропорции изображений. Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности Пятый этап: завершение, детализация, обобщение изображения. Завершающий этап формирования портрета. Линии построения удаляются. Как правило, они всё равно остаются заметными, но не привлекают особого внимания. Изображение лица приобретает живость и индивидуальную выразительность благодаря добавлению мелких, более подробных деталей в каждой части лица. К глазам добавляем изображения век, радужки, зрачка, слезника. Отрисовываем брови. Очерчиваем форму губ, - верхней и нижней, уточняем губную складку. Контурные линии делаем толще, насыщеннее. Передаём необходимый дополнительный объём лёгкой штриховкой. Выбор вида волосяного покрова (причёски) по выбору учащегося. Проверяем симметричность изображения. Усиливаем или ослабляем тональность штриховок в соответствии с общей формой лица.
Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности | В процессе выполнения этапов работы, обсуждают работ, слушают, отвечают на вопросы учителя. Рисуют, слушают, исправляют недочёты, отвечают на вопросы учителя. Познавательные - научатся выделять и формулировать познавательную цель, научатся находить, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы. Коммуникативные - научатся рассуждать формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные - имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои ощущения от восприятия объектов. | Создание линейной, фигуративной графической композиции, выполненной карандашом на листе бумаги, изображающей два вида головы – спереди и сбоку Изображение форм выполнены с применением осевой симметрии и линий построения Выполнение конструктивного решения рисунка с учётом пропорций канонической схемы Усилия и достижения в применении графических техник. | Практическое знакомство с правилами последовательного ведения работы над рисунком, его компоновкой, пропорциональным построением изображения. |
4 | Итоги урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | Вспоминаем о «ряде чисел Фиббоначи». Предлагает учащимся в свободное время найти информацию по теме «ряд чисел Фиббоначи» и каждому привести некоторые примеры использования их в изобразительном искусстве, архитектуре, и т.д. Экспресс-выставка работ учащихся. Заключительное слово учителя: - Сегодня вы впервые серьёзно, и главное, - практически, прикоснулись к сложнейшему жанру изобразительного искусства - портрету. И получили возможность выполнить своё первое графическое изображение, построенное по каноническим правилам и схеме. Познакомились с ещё одной функцией линии в построение объёмной формы – конструктивной. Грамотно это сделать без принципа работы «от общего к частному», «от большого к малому» очень сложно. Можно сказать, что это не только правило рисования, можно сказать, что это важное правило мышления, любого анализа. И оно может очень помочь вам не только в создании грамотных и интересных изображений, но и в вашей дальнейшей и практической жизни. Фронтальная форма организации деятельности | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Личностные: - обладают первичными умениями оценки работ и ответов студийцев на основе заданных критериев. Регулятивные: - оценивают вою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: - умеют излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Формирование устойчивых ценностных представлений по отношению к каноническим способам ведения работы над рисунком головы. Развитие графических техник. Развитие глазомера | Создание индивидуального портретного образа в графической, карандашной композиции на базе классической канонической схемы Усилия и достижения в применении графических техник. |
Иллюстративный ряд.
Основные конструктивные линии построения изображения лица и головы Этапы построения изображения лица и головы
Индивидуальные особенности строения лица и головы. Последовательность выполнения этапов рисунка головы и работы учащихся 7-8 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ
Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...
Рисунок головы. Полезные советы
Рисунок.Изображение головы. Полезные советы. ...
Рисунок головы
В данной работе представлена презентация и методический материал по рисунку головы...
Методическое пособие по рисунку головы модели
Методическое пособие по рисунку головы модели...
Методическая разработка Рисунок головы Аполлона
Методическая разработкаРисунок головы Аполлона...
Презентация "Человек- пропорции""
Презентация "Человек - пропорции"...
Конструкция головы человека. Построение головы человека, основные пропорции
При создании (описании) ПОРТРЕТА важно раскрыть две стороны: не только внешнее сходство, но и настроение....