Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского «Конструкция головы человека и ее пропорции».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Тема урока | Конструкция головы человека и ее пропорции. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица, расположением, формой глаз, носа, рта. |
Задачи урока | Активизировать знания о портрете и об изобразительных возможностях аппликации; Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; Развивать пространственное мышление, эстетический вкус, творческие способности учащихся и интерес к процессу обучения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_portret.docx | 31.92 КБ |
zritelnyy_ryad.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского
«Конструкция головы человека и ее пропорции».
Тема урока | Конструкция головы человека и ее пропорции. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица, расположением, формой глаз, носа, рта. |
Задачи урока | Активизировать знания о портрете и об изобразительных возможностях аппликации; Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; Развивать пространственное мышление, эстетический вкус, творческие способности учащихся и интерес к процессу обучения. |
Необходимое оборудование | ТСО: компьютер, проектор, экран. для учителя: Зрительный ряд «Портрет. Пропорции лица человека», бумага формат А3, ножницы, клей, цветная бумага. для детей: бумага формата А3, ножницы, клей, цветная бумага. |
Дидактическое обеспечение | схема (учебный рисунок) пропорции лица человека |
Планируемые результаты | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять желание узнавать новое; - проявлять самостоятельность в деятельности; - формировать позитивную самооценку. Предметные: - формировать знания о построении головы человека, основных пропорциях лица; - углубить знания об аппликации как изобразительной технике. - создать портрет человека в технике аппликации; -сравнивать лица людей, видеть характер в портретном изображении; Метапредметные: - формировать опыт творческого освоения окружающего мира; - формировать умение решать творческую задачу; - формировать умение строить диалог с собеседниками. - формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала; - формировать умение коммуникативного общения; -участвовать в коллективном обсуждении результатов работы. |
Формы и методы обучения | Беседа, рассказ, объяснение Метод наблюдения; Наглядный метод; |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, парная |
Основные понятия темы | «Пропорция», «средняя линия», «симметрия» |
Применяемые современные технологии | ИКТ-технологии, художественно-творческие технологии: художественный практикум, творческая мастерская |
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.
2. Актуализация знаний
Валентин Берестов
Портрет
Блокада. Ночь. Забитое окно,
Мигающих коптилок тусклый свет.
Из мрака возникает полотно.
Художник пишет женщины портрет.
Она сидела, голову склоня,
И думала в голодном полусне:
«Вот я умру… А что-то от меня
Останется на этом полотне».
А он писал в мигании огня
И думал: «На войне как на войне.
Пусть я умру! Но что-то от меня
Останется на этом полотне».
Ребята, подумайте, какое отношение может иметь стихотворение к теме нашего урока?
Правильно, сегодня мы продолжаем разговор о портрете. Тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции».
Предположите, чему будем учиться не уроке.
3. Изучение нового материала:
Учитель: Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. А голова является самой выразительной его частью. Художник-портретист может показать человека по – разному.
Зрительный ряд «Портрет. Пропорции лица человека»(Слайды 2,3)
Посмотрите, какие портреты созданы художниками В.А. Тропининым , К. Брюлловым, И. Репиным, Жан-Луи Вуаля. Скажите, что художники смогли передать на изображениях портретов своих героев?
Ученики: Красоту лица человека, его переживания, характер.
Учитель: В своей работе они не просто повторяют, копируют внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, художники размышляют о нем, стремятся постичь его внутренний мир, выразить свое понимание человека, свое к нему отношение, т.е. раскрывает его образ. Чтобы изобразить человека, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, т.е. его конструкцию, взаимосвязь частей, характер формы и положение в пространстве.
Сможем ли мы с вами сейчас приступить к рисованию лица человека?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: У нас недостаточно знаний для этого.
Учитель: Какие трудности вы испытывали до сих пор при рисовании портрета человека? Почему ваши рисунки казались нескладными?
Ученики: Очень трудно правильно распределить части лица: глаза, брови, нос, рот и др, чтобы рисунок не вызвал смех.
Учитель: Избежать это нам поможет знание пропорций.
Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.
К основным частям лица относятся: глаза, нос, губы, уши (Слайд 4)
Какую форму имеет голова? (овальную).
Мысленно проведем вертикальную ось через нос, середину губ и подбородка. Это ось симметрии. Ведь лицо человека симметрично! Это значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.
Глаза, уши будут находится на одинаковом расстоянии от носа и справа и слева. Горизонтальная линия – ось глаз проходит точно посередине головы.
Делим её на 5 равных частей. Расстояние между глазами – равно ширине одного глаза. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. В середине глаза радужка и зрачок. Чуть выше глаз размещаем брови.
А теперь разделим нижнюю часть овала пополам и мы получим высоту носа.
Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы определим положение края нижней губы.
Общие правила готовы. Место положения частей на лице у каждого человека одинаково.
А что же касается деталей?
Посмотрите друг на друга. У всех на лице есть рот. Нос. Глаза, брови, лоб, волосы. Но, почему мы различаем друг друга?
Ученики: Потому что у всех разные формы и размеры частей лица.
Учитель: Лицо человека – уникальная часть тела. О чем говорят нам различные выражения лиц? Посмотрите на экран. (слайд 5).
Различные выражения лица говорят нам о душевном состоянии человека: радости, грусти, унынии, удивлении и др.
Я предлагаю вам сегодня поэкспериментировать с лицами человека. Помните: в портрете главное – не сходство с портретируемым, а собственное отношение художника к человеку.
Работа предстоит в парах. Прошу вас быть в работе дружными, активными и творческими.
3. Практическая работа.
Найдем ответ на вопрос: Как изобразить человека не карандашами и красками? Можно ли использовать цветную бумагу? (ответы)
Используя схему рисования лица человека и цветную бумагу, действуя по правилам изображения головы человека, создайте различные образы портрета в технике аппликации. Добиться разного выражения лица мы можем немного передвигая вырезанные части. После экспериментирования наиболее удачные работы наклеим.
Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:
- контроль за правильностью выполнения задания.
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.
- контроль объема и качества выполнения работы.
4. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обсуждение.
Сегодня вы сделали ещё один шаг в освоении техники изображения человека. Но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиться сходства в портретах.
5. Рефлексия:
На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного, желтого и зеленого.
- Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте свой автограф на зеленом человечке.
Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме, оставьте свой автограф на голубом человечке.
Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой автограф на красном человечке.
СПАСИБО ЗА УРОК !!!
Список используемых на занятии источников информации
1. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Неменская под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2019г.
3. https://multiurok.ru/files/konspekt-konstruktsiia-golovy-cheloveka.html
4. https://poemata.ru/poets/berestov-valentin/portret/
5. https://render.ru/ru/SmirnovSchool/post/20221
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Портрет. Пропорции лица человека.
В.А.Тропинин «Портрет сына» Жан- Л уи Вуаля «Портрет девочки в шляпе
К. Брюллов. « Итальянский полдень». И. Е. Репин . Портрет композитора М.П. Мусоргского.
Линия волос Линия глаз Линия кончика носа
1 — нейтральное, 2 — радостное, 3 — печальное, 4 — удивлённое, 5 — испуганное, 6 — рассерженное, 7 — брезгливое Выражения лица человека
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)
Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...
Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс Человек и земля-кормилица
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Т.Я. Шпикаловой "Человек и Земля кормилица" 1 урок 2 четверти...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."
Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается раздаточный материал к урок...